Культура

Киновед Даниил ДОНДУРЕЙ: Фильм смотрит вас!

26 апреля 2011 года в 10:04
Сегодня собеседник читателей «СГ» – российский кинокритик, социолог СМИ, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил ДОНДУРЕЙ. Вот некоторые его мысли о волнующих общество проблемах, которые были озвучены на семинаре "Школы молодого журналиста-2011" в Москве

– Большинство людей в России превратно и узко понимает культуру, даже те, кто находится непосредственно в ней, – художники, профессора, главные редакторы СМИ, – считает Д. Дондурей. – Они ориентируются на «домашнее» представление о культуре, примерно такое: культура – это специальная деятельность по созданию уникальных продуктов, а также жизнь гениев и их шедевров. Современные кассовые фильмы собирают миллионы долларов. По некоторым оценкам, в кино ходят приблизительно пять миллионов человек. В то же время фильм «Аватар» посмотрели 19 миллионов человек. Получается, что каждый зритель ходил на фильм несколько раз? Это так называемая досуговая культура.

- Не каждый знает, что Россия – чемпион мира по производству телесериалов. Мы производим до 200 названий в год, это приблизительно три тысячи часов. Сериалы сумели вытеснить с телеэкранов кинофильмы – как современные, так и советские. При этом типичный зритель в России – женщина 46 лет.

- Культура в широком смысле – это возделывание человека как личности, она должна управлять человеческим поведением. Эта сфера постепенно меняется, развивается. Всё начиналось с росписей в храмах, потом изображения отделились от стен и стали картинами. Есть очень дорогие картины, по 100 миллионов долларов и больше.
Культура появляется тогда, когда возникают запреты. Они есть везде, кроме российского телевидения. Человечество вырабатывает моральные нормы – конвенции. У них есть ряд форм – привычка, традиция, принадлежность к определённой группе.

- Мы живём одновременно в двух пространствах. В одном есть законы, а также «понятия» – негласные правила о том, как себя вести, чтобы «договориться». Второй – ориентация на мнение людей, которые значимы для нас, их мы выбираем себе сами.
Человек в нашей стране воспитывается как ребёнок государства, едва ли не как крепостной. Он – предмет социальной опеки, ему нужны льготы, субсидии, пенсия… Нас не вдохновляют на то, чтобы мы сами стали созидателями. В России не хватает людей, которые самостоятельно выстраивают планы и достигают поставленных целей.

- Коррупция – ответ на неэффективность экономической системы, и запретами тут не поможешь. Система излишне формализована, в ней слишком много запретительных функций. К примеру, чтобы начать строительство здания в США, нужно 38 дней, у нас – примерно 500. Чем это побороть? Договориться. Мы работаем в системе «кризис – мобилизация – выход из кризиса». Нас никто не убедил, что не воровать – выгодно.
Влияет на культуру и ситуация с семьёй. В России распадается каждый второй брак, четверо из десяти детей рождаются вне брака. У нас много бобылей – одиноких мужчин и женщин после 60 лет.

- Люди живут со спутанными картинами мира. Не любят капитализм, ненавидят крупных предпринимателей, по-прежнему голосуют за социализм, но живут уже по новой Конституции. На уровне психологии они живут в социализме, при этом 2/3 из них работают на частных предпринимателей. Неудивительно, что люди не думают о том, как помочь делу, а заняты лишь собственной карьерой. По сути, в России два народа. Один ориентирован на модернизацию, развитие рыночных отношений, расчёт на собственные силы. Таких не более четверти населения страны. Остальные готовы к социализму. При этом они хотят, чтобы вернулись бесплатные путёвки на отдых, но чтобы в магазинах остались 200 видов колбасы. К примеру, в советское время ЦК КПСС разрешал показывать шесть иностранных фильмов в год. Если Брежнев ехал в США, выходил седьмой фильм и бил рекорды по кассовым сборам. ГУЛАГ такие товарищи тоже возвращать не хотят. Но всё равно вздыхают, что в советское время сахар был слаще, а вода мокрее.
В результате у большинства людей неадекватная картина мира, и они не могут считывать предписания: ты должен кормить детей, дать им образование, помогать родителям…
У нас сейчас дефицит солидарности – мы просто загоняли её на партсобраниях.

- Кино – важная сфера, но сейчас она уступает своё место телевидению. Виртуальные продукты опередили книги. Мы нуждаемся в них, ведь из таких мифов мы черпаем идеалы и нормы поведения. В книге мы должны расшифровывать буквы, а фильм можно просто смотреть.
Кино призвано помогать человечеству справляться с вызовами жизни. Кино смотрят почти все. Люди не могут обходиться без игрового кино, без выдуманных историй.

- В мире производится примерно семь тысяч фильмов в год, плюс несметное количество сериалов. Снимать телесериалы в разы дешевле и быстрее, там не нужны звёзды.
В мире выходит один новый фильм в день. Половина из них – американские. Правда, в некоторых странах они запрещены к показу. В США снимают универсальные фильмы, понятные всему человечеству.

- В 2010 году в России сняли 119 фильмов, а в прокат вышли всего 67. Неудивительно: кинотеатры свободны, в своей политике они не обязаны покупать киноленты. В российских кинотеатрах качественный репертуар, потому что это пятый рынок Европы и восьмой рынок мира по потреблению фильмов.
В последнее время в России стали снимать фильмы по американским лекалам. Но режиссёров вроде Тимура Бекмамбетова у нас пока слишком мало. Чемпионами проката становятся некачественные фильмы – они не получают наград на фестивалях, их не хвалит пресса, зато они возмещают затраты. Примеры – «Самый лучший фильм», «Наша Раша» и другие. Самый титулованный режиссёр современной России – Андрей Звягинцев. Он участвовал в 71 фестивале, получил 40 премий, 19 из них – главные. «Протолкнуть» фильм на фестиваль нельзя – это решение конкурсной комиссии. Критиков не купишь никакими деньгами, ведь их имя – это их капитал.

- Раньше было много телепередач, теперь им не дают просочиться на экраны сериалы. Везде должны быть убийства и расследования! В России больше развит театр, чем кино. Кино доступно не всем, оно может нравиться или не нравиться. Можно сказать, что не только вы смотрите фильм – он тоже смотрит вас, обращается к вашей душе.
Киновед Даниил ДОНДУРЕЙ: Фильм смотрит вас!

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Даниил ДОНДУРЕЙ стал главным редактором журнала «Искусство кино» в 1993 году.
С 1972 года его материалы публикуются в журналах «Декоративное искусство», «Смена», «Огонёк», «Литературное обозрение», «Искусство кино», «Эксперт», «Вопросы философии», «Знамя», «Отечественные записки».
Является составителем ряда научных сборников по социологии культуры, теории и истории изобразительного искусства, театра и кино. Член Союза художников СССР, Союза театральных деятелей СССР, Союза кинематографистов СССР, секретарь Союза кинематографистов СССР, член коллегии Госкино РФ и коллегии Министерства культуры РФ.
Лауреат премий «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Смена», «Декоративное искусство».
Вспомнит ли Булгакова благодарная Смоленщина?
Вера Самарина: Графика – моя судьба

Другие новости по теме