Культура

Смоленские рукодельницы: русский крестик Веры Тиминой

8 марта 2011 года в 10:28
Вера Витальевна Тимина бережно хранит вышивки, кружевные работы, которые делали ещё её бабушка Елизавета Александровна Сажина и мама Ангелина Евгеньевна Автономова. Обе они были большие рукодельницы.
– От атмосферы в семье многое зависит, – рассказывает Тимина, – девочек раньше приучали к рукоделию. Считалось, что без этого хозяйку домашнего очага не воспитать. Талант это или трудолюбие, не знаю. Но точно знаю, что если с детства заниматься, то многого добиться можно.
– Сейчас квартиры стремятся современно обставить, дизайн иной, бабушкины вещи редко кто бережёт…
– Это же корни мои, память о бабушке, маме, не могу я с ними расстаться.
На одной из стен у неё висит большой ковёр, вышитый крестиком шерстяными нитками. На обратной стороне, показывает мне Вера Витальевна, написано, что делали его бабушка, мама, она и младший брат в 1954-1956 годах. Вере в то время было девять лет. Родилась она 8 апреля 1945 года в Воронеже, война заканчивалась, через месяц пришла Победа. Её отец Виталий Афанасьевич Автономов, военный лётчик, прошёл всю войну, дошёл до Берлина, четырежды был ранен, награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I и II степени. После войны он продолжал служить в армии и в отставку вышел генерал-майором авиации. Знаменитая личность! В роду отца все мужчины воевали в Великую Отечественную – отец, три брата, и все вернулись живыми.
Вера закончила факультет иностранных языков педагогического института в Куйбышеве, преподавала в сельской школе, Хабаровском пединституте. В Смоленск семья переехала в 1974 году. Муж всю жизнь на преподавательской работе, сейчас в институте развития образования, он кандидат психологических наук, доцент. У них два сына. Старший Константин – инвалид детства, у него сложная форма ДЦП, он колясочник. Такая беда кого угодно могла сломить, но Вера Витальевна не замкнулась в себе, всё делала, чтобы лечить сына, воспитать его оптимистом.
– Я по календарю друидов – рябина, гнусь, но не ломаюсь, – говорит она.
Константин самостоятельно по книгам освоил компьютер, создал свой сайт и не испытывает недостатка в общении. По Интернету переписывается, играет в шахматы, общителен, доброжелателен.
Смоленские рукодельницы: русский крестик Веры Тиминой

После переезда в Смоленск Вера Витальевна не сразу смогла найти работу. Вот тогда и пригодилось её умение вязать. Домашние её были одеты в красивые вязаные вещи. А потом на работу в Смоленский государственный объединённый исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник её взяли научным сотрудником. В музее она проработала 16 лет, последние шесть – в музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
– Я очень любила свою работу, хотя психологически было трудно, – рассказывает Тимина. – Оккупация Смоленщины принесла столько горя людям! Я занималась работой по расширению музейной экспозиции по узникам фашистских концлагерей. Провела десять передач по Смоленскому областному радио, на них откликнулось более двух тысяч узников. Они приносили фотографии, личные вещи. Потом стали искать свидетелей, как фашисты сжигали деревни. И многих нашли. Слушать их рассказы было страшно, но мы должны были создавать экспозиции, чтобы такое больше не повторилось. Кто бывал в этом музее, знает, как переворачивается душа, когда видишь экспонаты, свидетельствующие о сожжённых деревнях, узниках, спасённых детях войны…
Вышивание спасло её в буквальном смысле слова, она забывала о проблемах, которых всегда хватало. Первая работа называлась «Собор к пасхе». Сейчас у неё более 50 больших вышивок русским крестиком. Есть ещё и болгарский, в нём четыре пересечения ниток, а в нашем – два. Она никогда не продавала свои работы. Дарила родным и друзьям. Как в старые добрые времена, к праздникам и дням рождения предпочитает готовить подарки, сделанные своими руками. Младшему сыну целый год вышивала в подарок тигрёнка, получился он удивительным, назвала она эту работу «Космический тигрёнок». Она назвала его так потому, что вокруг тигрёнка звёздное небо. Любит радостную гамму, использует в своих вышивках до 40 цветов. Маленькая работа – это примерно 20 тысяч крестиков, а большая – 80 тысяч. Ежедневно вышивает, когда час, когда пять, в зависимости от того, как захватит творчество.
– Муж приходит с работы, говорит: «Пойдём-ка погуляем, хватит вышивать». Тогда я отвлекаюсь. Но без вышивки я уже не могу прожить и дня, это часть моей души.
В доме по стенам развешаны её работы. В художественной мастерской заказывает рамки с антибликовыми стёклами, вышивка смотрится! Какая прекрасная домашняя музейная экспозиция вышивки русским крестиком! На Смоленщине столько рукодельниц, которые увлекаются этим, что пора бы если не стационарную, то передвижную выставку их работ организовать!
Смоленские рукодельницы: русский крестик Веры Тиминой
Старомодная минская «Мышь»
«У поэта рождаются строки…» Творческий вечер Раисы Ипатовой

Другие новости по теме