В дни фестиваля в редакции «СГ» побывал генеральный продюсер «Золотого Феникса», директор Гильдии кинорежиссёров России, директор Центрального Дома журналиста Игорь СТЕПАНОВ. Говорили, естественно, о кино. В первую очередь – о смоленском кинофоруме, но не только о нём. Игорь Юрьевич – открытый собеседник, и он давал яркие ответы на любые вопросы. Убедитесь сами.
Откуда берутся продюсеры
- Игорь Юрьевич, про вас довольно мало информации в Интернете, хотя вы всегда на виду и вас охотно цитируют. Расскажите о себе, как вы стали продюсером кинофестивалей?
- Я закончил институт культуры в Харькове. Занимался организационной работой по линии ЦК комсомола и никогда не думал, что попаду в кино. Когда Советский Союз распался, я оказался в Москве и меня бывшие сотрудники ЦК комсомола пригласили в актёрскую гильдию директором. Я сделал фестиваль «Созвездие» и так 20 лет назад совершено случайно оказался в кино. Потом меня позвали работать в гильдию режиссёров, но никто не ставил задачи делать фестивали. Просто оказалось, что кинематографом больше никто не занимается, денег на кино не дают, а как жить сегодня актёрам и режиссерам? Только через фестивали, я понял. Тогда я стал придумывать фестивали, на которые можно найти деньги, и на хозрасчёте (нам никто не обеспечивает зарплату, у нас общественная организация) я 20 лет работаю – сначала в гильдии актёров, теперь вот уже 15 лет в гильдии режиссёров. И полтора года назад Союз журналистов России пригласил меня быть директором Центрального Дома журналиста в Москве.
- Давайте перечислим, какие фестивали вы сейчас курируете…
- Первый из них – это «Сталкер»: 15 лет назад я придумал фестиваль фильмов о правах человека. Второй из стабильных – это как раз «Золотой Феникс», который родился три года назад. Позже я придумал «Профессия – журналист»: фильмы о профессии журналиста – как они делают свои репортажи, к сожалению, погибают в горячих точках… Собралось много фильмов. Все фестивали живут за счёт грантов. Скажем, после первого фестиваля «Профессия – журналист» посольство Нидерландов дало деньги на проведение фестиваля на ближайшие два года. Есть ещё одни фестиваль, который называется «Десять заповедей». Это фестиваль духовного кино. Он проводится в Тамбове.
- Расскажите, как вообще кинофестиваль попадает в город?
- Город для проведения фестиваля выбирается по нескольким критериям. Мой первый критерий - удобство проезда. Не больше ночи в пути. Второй - обязательно должна быть культурная программа. В Смоленске есть что посмотреть! Третий - должна быть площадка, на которой можно качественно показывать кино. Для фестиваля у вас город сложен идеально: есть большой кинотеатр "Современник", есть малый кинотеатр «Россия-Премьер» с гостиницей, где можно жить, и при нём работает пресс-центр, и есть «Малютка». Скажут, задействовать ещё несколько площадок, мы и с этим справимся.
На смоленских холмах
- «Золотой Феникс» не первый фестиваль, который вы к нам привозите…
- Я знаком с вашим городом уже 20 лет. Я был директором фестиваля «Созвездие» в уже далёком 90-м году. Затем в 96-м году я привозил к вам правозащитный фестиваль «Сталкер». Позже у вас проходил фестиваль «Новое кино. XXI век», который тоже с моей лёгкой руки пришёл. Я думал, что это будет хороший фестиваль. Меня попросили помочь, подобрать город, свести с администрацией, и администрация очень хорошо откликнулась. Но, к сожалению, люди, которые с фестивалем пришли в город, оказались аферистами. Просто аферистами, которые использовали хорошее отношение к себе. Затем ко мне снова обратилась Администрация области: нельзя ли нам что-нибудь ещё вместе придумать? Я пошёл на эксперимент, мне было очень интересно совместить, что хочет город и что хотят кинематографисты. Фестиваль актёров-режиссёров – это фишка, которую я придумал совершенно случайно. Как заманить популярных актёров, которые интересны широкому зрителю? Многие стали режиссёрами – давайте их пригласим в новой ипостаси! И они все захотели приехать, показать свои работы.
Я когда зову сюда всех, говорю: ребята, у вас будет возможность посмотреть город и натуру для съёмок, обогатиться духовно, увидеть достопримечательности, замолить грехи – в церковь сходить. Это всё очень важно! То, что гостевая программа очень грамотно и ладно организована, уж не говорю о зрителях, которые с удовольствием приходят и смотрят картины, – это дорогого стоит. И это не красивые слова. Для гостей организованы экскурсии по городу. Если раньше все посещали три объекта – Талашкино, Катынь, Успенский собор, то сейчас появился четвёртый – место падения самолёта.
- Как вы расцениваете опыт проведения «Кино под открытым небом» в Лопатинском саду?
- Открытую площадку я просил сделать ещё два года назад. Все были против: мол, кто это будет смотреть, в парке ходят разные люди, звук будет мешать жителям домов, и так далее. В этом году наконец-то эта идея воплотилась: власти созрели для неё. И оказалось, что это правильная затея. Знаете, в 97-м году я работал на фестивале в Юрмале, и, посмотрев ваш Лопатинский сад, я понял, что это как Юрмала, здесь можно делать такие же хорошие фестивали – песенные, например. Потому что получилась уютная площадка, закрытая от ветра, есть очень красивые натуральные декорации, прекрасная эстрада. Если дальше всё пойдёт нормально, мы проведём там одну из частей следующего фестиваля – «Музыка в кино», когда артисты будут приезжать петь именно туда. Во-вторых, не надо бояться такого понятия, как «демократическая площадка». Она для молодёжи, для тех, кто просто гуляет. Ведь не все приходят в кинотеатр, а парк – такое место, где можно раствориться, это важно. Показы, которые мы провели, доказали, что такая форма нужно людям. Вот Говорухин в парк приехал, – очень скептически он туда отправлялся, я его просто затаскивал, – и вдруг люди стали задавать серьёзные вопросы о гражданской позиции, о прозе Высоцкого… Практика показала, что не было никаких эксцессов на этой площадке, хотя мы к ним готовились: была привлечена охрана. На следующий год мы планируем заказать для зрителей зонтики, пледы…
- Что нужно подтянуть на фестивале, что было не так, на ваш взгляд?
- Да нет, всё было так. Низкий поклон Администрации области и города, тем более что город попал в сложную ситуацию с мэром, но все работают, все стараются что-то сделать, и все, кто приехал, довольны отличной организацией. Не хорошая – отличная организация, говорю не для красивого словца. Я проехал около 70 городов России, и мы всюду показывали фильмы. Я вижу, как здесь принимают, как встречают, – у вас правильное отношение областной и городской власти к жителям.
Существует одна проблема, это проблема всех нестоличных городов: «А теперь мы хотим зарубежных звёзд!.. Давайте сделаем фестиваль – международным!» Качество фестиваля определяется не количеством звёзд, а качеством фильмов в первую очередь. Часто уровень фильмов может не совпадать с уровнем звёздности – значительно его превышать. Режиссёр Юрий Быков сделал очень интересный фильм «Жить», он режиссёр будущего, но его пока никто не знает. А город думает: какую бы ещё звезду нам привезти?
Наша сторона договорилась с Пьером Ришаром, – он сейчас на Дальний Восток поехал, на фестиваль. Гонорар, знаете, какой у него? 30 тысяч евро. Заплатим – и Пьер Ришар приедет к нам. Это не считая перелёта бизнес-классом и райдера (определённых требований по пребыванию). Но мы ведь не табакерка золотая…
Киноначинка
- Какие фильмы в этом году вы выделяете для себя в конкурсной программе и не только?
- Я не выделяю, так нельзя говорить. Мы вам представили лучшие из тех ста фильмов, что мы отсмотрели. Все фильмы мне нравятся – да, конечно. Почему? Потому что актёр, ставший режиссёром, реализовал себя в новой профессии. Почему его не поощрить за это, почему это не поддержать?! Другое дело, что это не Феллини, не Тодоровский, не Тарковский, но это его видение как режиссёра. Мы уйдём из этой жизни, но останутся произведения. Какими бы они ни были, они останутся… Для истории уже есть картина режиссёра Людмилы Марковны Гурченко, и вы её увидите.
- Фильмы на фестивале достаточно разнокалиберные. Например, в конкурсную программу попал фильм «Комедианты», снятый по заказу телеканала «Культура», попал фильм в жанре российского киберпанка – «На игре-2», попали философские фильмы-размышления… Сознательно ли вы пошли на такой шаг и как вы относитесь к тому, что у зрителей может возникнуть некий скепсис в отношении подобной пестроты?
- Понимаете, любой фестиваль – это шашлык! Там есть мясо, есть лук, есть помидоры.. Если режиссёр снял телевизионный спектакль, чего ж его не взять? Да, это произведение другого жанра, но тем и интересен фестиваль, что там есть разные фильмы, его разноплановость и разножанровость. Ведь стержень всего – это актёры, ставшие режиссёрами. Галибина пригласили на телевидение, и он сделал такой фильм-спектакль, но это всё равно – произведение искусства. Можно сказать, другой формат, но это не противоречит замыслу фестиваля. Призы мы даём не за жанры, а за достижение, за качество.
Чтоб вы понимали: перед Гильдией режиссёров стоит задача - пропаганда творчества российских режиссёров, фильмы которых часто никто не видит. У зрителей есть желание видеть звёзд, у организаторов есть идея сделать фестиваль зрелищным… Какая-то из ваших газет написала, что это не фестиваль, а шоу. Да, это впервые – фестиваль-шоу! Мы знаем это. Мы и ставили себе такую задачу. Главное – люди довольны. Мы тоже: они увидят фильмы, самые новые.
- Вопрос о ваших личных пристрастиях как продюсера. В одном из интервью вы сказали, что вы против чернухи в искусстве и не возьмёте на правозащитный фестиваль «Сталкер» такие фильмы Балабанова, как «Брат» и «Война»…
- Фильмы, которые делают наши режиссёры, страдают однобокостью: как у нас плохо жить. Когда готовишь фестиваль «Сталкер» и просматриваешь 600-700 фильмов, выбираешь из них 100, которые хоть как-то объективно пытаются показать проблемы. А режиссёр хочет показать субъективно: война в Чечне – и трупы, трупы, трупы… Он говорит: убивали, убивали, убивали… Он не показывает другую сторону этого сюжета. Односторонняя негативная информация. И когда таких фильмов на фестивале собирается много, то люди с ума сходят от показанного, я не шучу. Нет альтернативы, нет другого мнения, нет возможности зрителю разобраться в проблеме.
- Так ведь в «Доме Солнца» тоже нет альтернативы, только одна сторона конфликта представлена…
- Но в программе есть другие фильмы! Я же говорю: программа смотрится в целом.
- Вы сказали, что все гости фестиваля посещают мемориал «Катынь». Для смолян такая известность на весь мир – довольно болезненный вопрос, особенно когда его искусственно раздувают. Мы живём рядом с пролитой кровью жертв, причём они были не только с польской стороны, но и с нашей. Скажите, как вы относитесь к фильму «Катынь» Анджея Вайды? Разве это не чернуха?
- Разумеется, нет. Чернуха для меня – это когда неоправданно много голых тел на экране, когда всё время с экрана звучит мат (многие режиссёры совершенно неоправданно стали наполнять свои фильмы матом). Мы такие фильмы просто не берём, принципиально, даже если это гениальное кино. Балабанов и другие режиссёры культивируют негативные моменты, и это не есть хорошо для профессиональной режиссуры, мы считаем. Извращения и кровь на экране – это чернуха. В США закон защищает мозги зрителя: там запрещено показывать элементы насилия. А у нас красочно показывают, как допустим, глаз вытек, за глазом – ещё что-нибудь, а на глаз потом наступили каблуком… И режиссёр потом говорит: посмотри, у меня такие спецэффекты, нам такого удалось достичь!..
«Катынь» – это шедевр мировой культуры. Из-за политических соображений у нас этот фильм немножко прижимали, мы даже одно время не могли показать его на фестивале. А потом, когда власти решили договориться, его перестали бояться. Но это произведение искусства - не чернуха!
- Но ведь финальная сцена как раз отличается натурализмом…
- Она правдива. Сцена расстрела сделана прилично. Это реконструкция исторических событий, будем так говорить. Ведь так оно и было… И этот фильм – классика. Я бы его с удовольствием показывал. Это не чернуха.
Лично – об общем
- Каково на ваш взгляд нынешнее состояние документального кино? В программе фестиваля – документальный фильм о Твардовском…
- Документальное кино у нас в полном порядке, и вообще у нас кино – в полном порядке! Никому не верьте, когда все плачут. У нас есть хорошие люди, которые делают кино, у всех есть камеры цифровые, есть возможности… Другое дело, что его никто никогда не увидит, поэтому его надо размещать в Интернете, предлагать на фестивали. Кино серьёзное у нас хорошее, кинодокументалистов очень много, многие из них пришли в игровое кино, стали делать высококлассные фильмы, например Алексей Учитель. Кино живёт, другое дело – государство его не финансирует, а мы ищем крайнего: почему нам не дают деньги?! На самом деле, надо искать другие пути. Сняли фильм – нужно послать его на фестиваль, самим пропиарить и проталкивать. А ждать, что кто-то соберёт миллионы зрителей и те будут его смотреть… не бывает такого! У всех – одинаковые проблемы. Главное, что сегодня через документальное кино есть возможность иносказательно говорить о том, что происходит в стране, о том, что нельзя сказать прямо, документальное кино этим и интересно. Кроме того, технические возможности существенно расширились, и любой, даже непрофессионал, может сделать сегодня интересный материал, владея компьютерной обработкой.
- По вашим оценкам, кинокризис в стране завершился?
- Нет, он только начался! Он приведёт к тому, что все разругаются, и уже разругались. К сожалению, в наше кино пришла большая беда, раздрай. Как вам объяснить… Роль личности в истории всегда важна. Мы возвращаемся к временам, когда личность решает ход истории. Конкретно – Никита Сергеевич Михалков. Человек, который посчитал, что он гуру в области кино, и пытается, так как он авторитетен в глазах нашей власти, убедить её в своём видении кинематографа. Хотя уже появился совсем другой кинематограф, который востребован в Европе и во всём мире. Люди делают фильмы, которые берут призы на кинофестивалях. Но Никита Сергеевич, преследуя какие-то свои конкретные цели, убедил власти, как должен сегодня развиваться наш кинематограф. Это привело к тому, что остановили финансирование всего кинематографа. Возник Фонд поддержки кино, который субъективно, по каким-то своим критериям, будет давать деньги неким восьми кинокомпаниям. А все остальные оказались выкинуты за борт – хоть классики, хоть молодое кино. Государство сегодня не хочет заниматься культурой по-настоящему, потому что никто не владеет культурой, никто её не понимает. Вот Олимпиада для нас важна!.. Кино делается – независимое, авторское кино: есть хорошие люди, хорошие, надёжные друзья, которые режиссёрам дают деньги, но – без участия государства. Государство у нас в стороне оказалось, оно не может и не хочет управлять процессом. Вот проблема - как Гильдия кинорежиссёров мы сегодня оказались никому не нужны! Мнения Марлена Хуциева, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова слушать никто не хочет.
- Мы благодарим вас за интервью и за фестиваль! Будем надеяться, господдержка кинематографа усилится и у режиссёров вашей гильдии появятся новые возможности!