Фестиваль "Золотой Феникс". День шестой: Людмила Гурченко
Отклик на фильм конкурсной программы "Бесконечные мечты о счастье" режиссёра Андрея Попова см. здесь: gt;gt;>Людмила Гурченко: в полной тьме, в океане музыки
Живая легенда советского кино, кумир многих поколений отечественных зрителей, народная артистка СССР Людмила ГУРЧЕНКО привезла на фестиваль «Золотой Феникс» замечательный, трогательный и грустный фильм «Пёстрые сумерки». Людмила Марковна, несмотря на смоленские корни по отцовской линии, побывала в нашем городе впервые.
На следующий день после показа фильма и закладки звезды актрисы, в пресс-центре фестиваля смоленские журналисты имели уникальную возможность встретиться с ней и лично задать вопросы по всем интересующим их темам. Встреча прошла в тёплой и неформальной обстановке, была наполнена остроумными шутками и неожиданными ответами на, казалось бы, вполне обычные вопросы.
- Людмила Марковна, какие новые ощущения вы получили от приезда на Смоленщину?
- Я, прежде всего, ощутила, что это моя малая родина. Это напомнило мне, как и любому человеку в такой ситуации, о моём раннем детстве, отрочестве. Вчера, стоя на сцене вашего кинотеатра, я почувствовала, что нахожусь среди родных, близких мне людей.
- Как родилась идея создания фильма, который вы показали на фестивале?
- Она берёт своё начало в губительных и очень тяжёлых для отечественного кино 90-х годах. Я помню, как мне было страшно ходить по помещениям когда-то великого «Мосфильма». В этом храме кино прошли лучшие годы моей жизни, а он в прямом смысле этого слова покрывался мхом. У всех кинематографистов того времени, не забывших ещё былое величие киностудии, было общее состояние полной безысходности. Артисты теряли годы, роли, мастерство.
И вот, на дне рождения Эльдара Рязанова, в кругу близких друзей и коллег, Михаил Швыдкой сказал мне, что я должна, несмотря на все трудности, обязательно продолжать сниматься в кино. Мой вопрос ему был пронзительно трагикомичен – в чём, где и кого играть – маму киллера?
Министр посоветовал мне самой стать режиссёром и играть в своём же фильме, пообещал помочь всем, чем сможет. Зная, как у нас любят и умеют давать громкие обещания и не выполнять их, я особенно ничего не ждала. Но через некоторое время он напомнил мне, что ждёт работу. И тогда мы с супругом стали искать сценарий. Хороший. Первый из предложенных нам сразу не понравился, так же, как и второй. Но судьба сама свела нас с человеком, который в будущем должен был стать основным героем картины. Один наш друг, отличный джазовый музыкант, познакомил нас с Олегом Аккуратовым, воспитанником интерната в Армавире. Этот поистине уникальный молодой человек в свои 16 лет исполнял такое, что мы пришли в полный восторг. Он недавно выиграл музыкальный конкурс в Новосибирске, да и просто от одного присутствия рядом с ним становилось радостно и весело на душе.
И тогда я решила, что вот он сценарий – сильный, настоящий. Историю этого замечательного юноши обязательно надо было донести до зрителя.
- Расскажите, пожалуйста, о своём герое поподробнее.
- Судьба этого мальчика трагична. Он родился инвалидом – полностью слепым и с детским церебральным параличом. Ребёнок был абсолютно не нужен родителям, его воспитанием занимались бабушка с дедушкой. У них в доме стояло пианино, и мальчик уже в три года изумительно играл концерт Чайковского.
Но музыканта не оставили в беде – добрые люди подарили ему хороший рояль, возили в США для обучения в престижном учебном заведении для слепых одарённых музыкантов. Но из интерната Олега, почуяв деньги и известность, забрал внезапно появившийся отец, придраться к нему с точки зрения закона, увы, нельзя. Теперь он играет в ресторанах в джазовом коллективе.
- Будут ли в вашем фильме субтитры на иностранных языках?
- А кто их будет делать – вы? Я и так, помимо режиссёрства, почти полностью взяла на себя функции звукорежиссёра и озвучивала фильм. Вся музыка была заранее записана, во время съёмок мы не переписывали ни ноты. Хотя, конечно, без субтитров, участие в международных конкурсах будет, мягко говоря, очень затруднительным.
Хочется отметить также прекрасную работу операторов – далеко не в каждом фильме увидишь так красиво снятый город.
В общем, народная артистка, как всегда, была на высоте. Она смогла «зажечь» зал – люди и на творческой встрече с артисткой, и на закрытии, стоя аплодировали ей. Вне всякого сомнения, режиссёрская работа Людмилы Гурченко удалась.
Фоторепортаж см. здесь: gt;gt;>