Депутаты решили оптимизировать расходы бюджета Смоленской области
Одним из важнейших вопросов на заседаниях комитетов стала корректировка регионального бюджета для финансирования социальных обязательств.Кто в ответе за дороги
Остановимся на наиболее важных вопросах. На заседании комитета по экономическому развитию и инвестициям парламентарии приняли к сведению представленную администрацией Смоленска информацию о ремонте улично-дорожной сети в рамках подготовки к 1150-летию. У депутатов возникли вопросы по поводу качества работ. В частности, Валерий Кузнецов поинтересовался, в какие сроки планируется исправить имеющиеся недостатки и почему допускается ввод в эксплуатацию дорог, выполненных с браком. Заместитель председателя комитета Артём Малащенков заострил внимание на том, что даже если аукционы по запланированным на этот год объектам будут объявлены в ближайшее время, то к работам дорожники приступят только в конце лета:
– Как нам докладывают, гарантийные работы по дорогам были выполнены, а по факту у автомобилистов масса претензий к состоянию дорожного полотна, – сказал он. – Где-то вместе со снегом сошёл асфальт, но до сих пор недостатки не устранены. Кроме того, непонятно, кто должен заниматься нанесением разметки, кто должен это финансировать. И самая большая проблема – торги по объектам, запланированным на этот год, до сих пор даже не начинались. Даже если объявить аукционы сегодня, подрядчик сможет приступить к работам на дорогах только с сентября. Если чиновники не могут решить эти вопросы у себя в кабинетах, попробуем решить их вместе. Ещё депутаты хотят услышать: кто виноват, что срываются сроки выполнения работ, что не проходят аукционы. Мы надеемся получить ответы на эти вопросы на пленарном заседании, на которое пригласим первых лиц города.
Также комитет одобрил внесённый Правительством РФ законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который должен прийти на смену 94-му федеральному закону. Это значит, что работа над столь долгожданным проектом входит в завершающую стадию.
На заседание комитета по социальной политике, которое состоялось под председательством Евгения Каманина 21 июня, депутаты, в частности, рассмотрели вопрос об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год.
Объём бюджета ФОМСа составил около 5 млрд. руб., в том числе 900 млн. выделено из федерального бюджета. Значительная часть этой суммы направлена на поддержку программ модернизации здравоохранения.
– Неплохо были освоены средства по оборудованию, по семи стандартам, введённым в системе здравоохранения, и в повышении доступности амбулаторно-поликлинической помощи. Хуже было исполнение по капитальному ремонту в связи с тем, что в прошлом году несколько затянулись аукционы. А в целом наша программа модернизации идёт достаточно неплохо в сравнении с другими регионами, – резюмировал Каманин.
На заседании комитета по вопросам агропромышленного комплекса депутаты при обсуждении исполнения бюджета-2011 констатировали, что расходы по областным программам в сфере АПК составили более 2 млрд. рублей. За последние десять лет это самая большая сумма на поддержку села.
Председательствующий Александр Игнатенков выразил мнение аграриев региона:
– Мы удовлетворены выделением средств на АПК. И самое главное – на наш взгляд, эти средства были использованы эффективно.
Социальная направленность бюджета сохраняется
На заседании комитета по бюджету, налогам и финансам депутаты рекомендовали Думе принять к сведению отчёт об исполнении областного бюджета за первый квартал 2012 года. Доходная часть в начале года исполнена на 20,2% при плане 23,7% к утверждённым годовым назначениям на 2012 год, расходы – на 19,7%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления в казну региона увеличились на 12,3%.
Также депутаты рассмотрели первые поправки в бюджет текущего года. По расчётам финансистов, собственные доходы казны региона составят в 2012 году 21,3 млрд. руб., безвозмездные поступления из федерального центра – 9,8 млрд. С учётом предложенной корректировки доходная часть увеличится на 3,9 млрд. руб. и достигнет 31,1 млрд. Произойдёт это прежде всего за счёт дополнительных поступлений из федеральной казны. Остановимся на самых крупных позициях.
Более чем на 600 млн. руб. увеличатся ассигнования на сельское хозяйство. 592 млн. получит дополнительно смоленское здравоохранение (прежде всего на помощь пациентам с онкозаболеваниями). 525 млн. будет направлено сверх запланированного в сферу образования, 1,45 млрд. руб. – на бюджетные инвестиции в объекты капстроительства. 512 млн. федеральный бюджет выделяет на ремонт, реконструкцию и содержание дорог по федеральной целевой программе.
Изменения коснутся и собственных доходов регионального бюджета. Одно из новшеств – штрафы за нарушения правил дорожного движения в соответствии с показаниями видеофиксаторов теперь будут оставаться в регионе. По подсчётам ГИБДД, их сумма может составить около 60 млн. рублей.
Что касается расходов, почти 300 млн. руб. потребуется, чтобы повысить зарплаты бюджетников.
Почти 100 млн. руб. составит софинансирование региона для участия в федеральной программе помощи онкологическим больным, по которой должны получить почти полмиллиарда из федерального бюджета. В связи с тем, что понижена планка для получения звания «Ветеран труда Смоленской области» (с 45 лет стажа до 40 для мужчин и с 40 до 35 для женщин), понадобится дополнительно 53,5 млн. руб. Также принята долговременная целевая программа по модернизации ЖКХ. Она позволит не выделять деньги точечно, а решать проблемы отрасли системно. В 2012 году предусмотрено по этой программе почти 70 млн. руб., также 20 млн. руб. хотят добавить спортклубам.
Где взять деньги на финансирование всех этих обязательств? Предлагается перераспределить средства между статьями внутри расходной части бюджета. Примерно на 570 млн. руб. будут сокращены ассигнования на целевые программы (при этом социальные статьи ни в коей мере не пострадают, отметил докладчик). Так, ряд объектов будет исключён из областной адресной инвестиционной программы. Среди них резиденция губернатора в Козьих горах, на строительство которой в бюджете-2012 заложено почти 190 млн. Решили повременить с покупкой здания для бизнес-инкубатора (это ещё почти 100 млн. руб.), пока нет чёткого понимания, как он должен работать и что даст области.
Одна из позиций, которую предложила сократить администрация, – строительство шахтных колодцев в сельской местности (при этом ассигнования всё равно будут в два раза больше, чем в 2011 году).
Депутат Николай Дементьев отметил:
– На колодцы выделено 24 млн. – это не такая уж большая сумма, она погоды не сделает. Проблема водоснабжения в деревнях стоит очень остро. Зачастую пожилые люди должны носить воду на большое расстояние. Мы не должны о них забывать.
Депутаты рекомендовали Думе принять проект корректировки бюджета в первом чтении с тем, чтобы ко второму чтению доработать с учётом прозвучавших пожеланий. В частности, тщательнее продумать вопрос о колодцах.
Председатель комитета Иван Кучер так прокомментировал принятое депутатами решение:
– Жизнь вносит свои коррективы – в соответствии с доходной базой нужно и планировать расходы. В начале года обозначились проблемы с уплатой налога на прибыль так называемыми вертикально интегрированными компаниями (это крупные налогоплательщики, которые зарегистрированы за пределами нашего региона, такие, как железная дорога, атомная станция и т.д.). В связи с этим по первому кварталу есть некоторые сложности с доходной частью бюджета. Но уже на 1 июня ситуация значительно улучшилась. Значит, существенное перераспределение между статьями не потребуется. В любом случае социальная направленность бюджета сохраняется. Из расходной части исключаются некоторые объекты, которые сегодня не окажут большого влияния на развитие области. Нужно активнее искать доходные источники. Если создаются рабочие места, инвесторы приходят в область, значит, увеличивается налоговая база. А это позволит пополнить доходную часть бюджета, естественно, и расходную.
Долг будет уменьшаться
На всех комитетах депутаты рассмотрели отчёт об исполнении областного бюджета-2011, подробно остановившись на профильных вопросах.
Депутаты заострили внимание областной администрации на необходимости снизить сумму госдолга, который достиг 11,7 млрд. руб., и дефицита (такова одна из рекомендаций публичных слушаний, на которых рассматривалось исполнение бюджета). В 2011 году его предельный размер был первоначально установлен 3,7 млрд. руб. Фактически превышение расходов над доходами составило к концу года 2,8 млрд. руб. – на 0,9 млрд. меньше запланированного.
По словам докладчика, в дальнейшем предполагается его снижение за счёт более быстрого роста доходной части с замедлением роста расходов. Если же рост доходов превысит запланированные показатели, дополнительные средства можно направить на погашение долга.
Напомним, в областную казну из всех источников в 2011 году поступило 27,5 млрд. руб. (97% уточнённого плана). Расходная часть достигла 30,3 млрд.#8195;– 94,4% к уточнённым годовым назначениям. Депутаты рекомендовали Думе принять закон «Об исполнении областного бюджета за 2011 год». Пленарное заседание регионального парламента намечено на 28 июня.