В Смоленске состоялся VIII съезд Совета муниципальных образований региона
VIII съезд Совета муниципальных образований региона прошёл 27 апреля в культурно-досуговом центре «Губернский» Смоленска. В его работе приняли участие Губернатор Алексей Островский, председатель областной Думы Анатолий Мишнёв, главный Федеральный инспектор в Смоленской области Ольга Окунева.С приветственным словом к делегатам обратился Алексей Островский: «В практическом плане главное, – это жители муниципалитетов, а не власть, что их обслуживает. Во время встреч с руководством страны мне дали чёткий ориентир и просили довести до вас, руководителей муниципальных образований, что нужно встречаться с населением ежедневно. Это теперь для вас – текущая реальность. Я хорошо понимаю все проблемы, которые легли на плечи в связи с принятием 131 федерального закона, мне пришлось быть в роли вашего адвоката».
С отчётом о деятельности Совета в прошедшем году выступил его председатель, глава Сафоновского района Вячеслав Балалаев.
Стать «жадным» хозяином
– Задача органов местного самоуправления – обеспечивать качество и комфортные условия жизни граждан на муниципальном уровне, – сказал в своём докладе Вячеслав Балалаев. – В ведении муниципальных властей находятся местная финансово-экономическая, инфраструктурная, социальная, жилищная и культурная политика, местные вопросы безопасности.
Смысл местного самоуправления заключается в том, чтобы органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность, используя внутренние резервы, решали насущные вопросы, которые позволяют нормально функционировать данной территории.
Однако сегодня несоответствие полномочий органов местного самоуправления и финансовых возможностей для их исполнения является главным препятствием для развития местного самоуправления.
Понятно, что сами муниципалитеты не в силах решить многие вопросы, касающиеся газификации населённых пунктов, строительства жилья, реконструкции водопроводных сетей, капитального ремонта жилого фонда, и другие.
Для решения этих проблем существует несколько путей. Один из них – увеличение базы собственных доходов местных бюджетов. Этот путь предполагает прежде всего активность самих органов местного самоуправления в целях развития территории, обеспечения стабильного экономического роста.
Мы хорошо понимаем, что надо работать над привлечением инвестиций, развитием малого бизнеса, созданием новых рабочих мест, что приведёт к увеличению доходов местных бюджетов. И поверьте, что цена полученного бюджетного рубля будет иметь совершенно другую привлекательность, и использоваться бюджет будет намного эффективнее. Мы станем рачительными и, в хорошем смысле слова, жадными хозяевами. А быть мудрыми, изворотливыми – это, конечно, никому не запрещается.
Что касается второго пути пополнения местной казны – это развитие межбюджетных отношений с привлечением средств регионального и федерального бюджетов. Мы уже приобрели опыт успешного привлечения значительных средств в рамках реализации 185-го федерального закона, участия в областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» и других программах. Но нельзя забывать, что использование этих возможностей требует от муниципальных образований активных, согласованных и эффективных действий, а также определённых затрат из местных бюджетов, которые не всегда имеются, особенно когда речь идёт о сельских поселениях.
Поддержку муниципалитетам оказывает Администрация Смоленской области и Смоленская областная Дума. С их помощью ведётся работа по совершенствованию инфраструктуры, которая является главным сегментом привлекательности территорий. В этом году появится возможность провести ремонт внутрипоселковых дорог и дворовых территорий многоквартирных домов. Это большой шаг вперёд.
Но постоянно рассчитывать на финансовую помощь из бюджетов других уровней не совсем правильно. Подобное иждивенчество лишает смысла само существование местного самоуправления.
Конечно же, для увеличения доходной части бюджетов необходима корректировка налоговой системы. Муниципалитеты не раз заявляли о передаче части налоговых поступлений на местный уровень. К сожалению, каких-либо значимых изменений по перераспределению средств между соответствующими бюджетами не произошло. В связи с этим особый интерес представляет предложение Владимира Путина о передаче на муниципальный уровень всех налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.
Положительный эффект даст перераспределение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в пользу отчислений в местные бюджеты. Например, 50% на уровень поселений, 50% – на уровень районов. При этом НДФЛ должен поступать в бюджеты по месту регистрации физического лица, а не по месту его работы.
Хочется надеяться, что в этом направлении всё-таки будут предприняты конкретные шаги, которые повысят финансовую обеспеченность и самостоятельность местного самоуправления.
Халявщик? Партнёр!
Президиум Совета всегда уделял и уделяет большое внимание тем проблемам, которые касаются сельских поселений, отметил Вячеслав Балалаев. На одном из заседаний Совета рассматривался вопрос о софинансировании расходов бюджетов сельских поселений на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Проблема была связана с отсутствием достаточного количества средств в бюджетах сельских поселений на эти цели. Было высказано предложение уменьшить процент софинансирования разработки генеральных планов из бюджета сельских поселений до 5%.
Этот вопрос решился положительно, и с нынешнего года процент софинансирования указанных работ из областного бюджета увеличен до 95%.
Важный для большинства сельских поселений вопрос о получении населением льгот по оплате услуг ЖКХ также выносился на заседание президиума Совета муниципальных образований.
Суть вопроса заключается в следующем. Чтобы сельскому населению получать льготы по оплате услуг ЖКХ, необходимо наличие организаций, обслуживающих объекты жилищного и коммунального хозяйства. Из-за проблем с кадрами и техникой часть сельских поселений испытывает трудности с созданием подобных организаций, отсутствие которых не даёт права на предоставление льгот населению, так как предоставление льгот осуществляется по тарифам, утверждённым регулирующими органами для этих организаций в соответствии с действующим законодательством.
Как выход из сложившейся ситуации президиум Совета рекомендовал главам сельских поселений заключить договоры и с действующими организациями жилищно-коммунального хозяйства, и со вновь созданными.
Назрело время радикально решить проблему с неиспользуемыми и невостребованными земельными долями сельхозназначения. Подобное варварство по отношению к земле должно быть и будет наказано. Земля не должна зарастать мелколесьем и кустарником. Если владельцы паёв не обрабатывают землю, не надо с ними церемониться – увеличить налог в несколько раз или изъять землю! Предложить её тем, кто действительно хочет и умеет работать на перспективу в аграрном секторе экономики.
Существенной проблемой местного самоуправления в настоящее время является сдерживание экономического развития муниципальных образований из-за проблем с инфраструктурой. На наш взгляд, реальный путь – частно-государственное партнёрство, когда инвесторами могут выступить сами предприятия. Но для этого нужно создать мотивацию: внести изменения в законодательство, чтобы предусмотреть возврат таких инвестиций в пределах сумм определённых налогов, уплаченных в соответствующие бюджеты, например, на прибыль, имущество.
В течение последних лет наметилась тенденция передавать полномочия органов местного самоуправления на государственный и региональный уровень. При этом в сферах, затронутых указанными изменениями, не всегда происходит улучшение ситуации.
С 1 января 2011 года субъектам Российской Федерации переданы полномочия по организации оказания медицинской помощи населению. Это было сделано с целью улучшения качества и эффективности оказания медицинской помощи. Однако многие проблемы с организацией деятельности сельских фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) остаются нерешёнными до сих пор. Из-за отсутствия лицензий у большинства медработников сельским жителям не выдают больничные листы по месту жительства. За ними надо ехать в город. Не работают кабинеты физиотерапии. Данный вопрос рассматривался в Сафонове с участием представителя регионального Департамента по здравоохранению и председателя профсоюза медицинских работников Смоленской области. На совещании также присутствовали главы сельских поселений района и заведующие ФАПами. Нам обещали составить списки лиц для обучения, определить, на базе какого учебного заведения будут организованы курсы. Однако до сих пор проблема не решена.
Нужна оптимизация муниципалитетов
Несколько слов по вопросу оптимизации территориальной организации местного самоуправления. Как вы понимаете, речь идёт об объединении, укрупнении поселений, входящих в район.
Тема важная и весьма болезненная для населения муниципальных образований. Имеющийся практический опыт не всегда позитивен.
Укрупнение сельских поселений имеет как свои плюсы, так и минусы. Несомненные плюсы слияния муниципалитетов – это экономия средств и сокращение расходов на содержание управленческого аппарата, укрепление вертикали власти.
Но имеется ряд существенных минусов в этой процедуре. Механическое соединение убыточных муниципалитетов не сделает их богаче, менять надо финансовую и социально-экономическую политику. Возникнут и трудности другого порядка – рост числа безработных за счёт высвободившихся работников администраций. Жителям поселений будет сложнее обращаться в органы власти, так как они сменят место расположения. Это особенно чувствительно ударит по маломобильным пенсионерам.
Здесь уместно будет также вспомнить слова Владимира Путина: «Муниципалитеты не должны бездумно укрупняться, а оставаться властью шаговой доступности».
Учитывая важность и актуальность проблемы, неоднократно на заседаниях президиума, а также на VII съезде Совета муниципальных образований рассматривался вопрос повышения заработной платы главам и работникам администраций сельских поселений. С 1 января 2012 года жалование указанным категориям увеличено на 20%. Уверен, что это положительно скажется на результатах работы и деятельность органов местного самоуправления в сельских поселениях станет ещё более эффективной.
Не надо абсурда!
– Кадровый вопрос на селе особенно актуален, – подчеркнул Вячеслав Балалаев. – Трудно найти не только профессионального сити-менеджера, бухгалтера с опытом работы, но и специалистов, которые бы имели навыки пользования компьютерной техникой. Поэтому мы с удовлетворением отнеслись к принятию областной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области на 2011-12 годы». А учитывая кадровый голод на селе, финансовые трудности в покупке жилья, с целью привлечения работников в сельские администрации президиум Совета муниципальных образований обращался в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области с предложением о включении сотрудников администраций сельских поселений в вышеуказанную программу. Вопрос рассматривается и обсуждается. Будем надеяться на его положительное решение.
Необеспеченность полномочий финансовыми средствами не позволяет нам в полной мере исполнять вопросы местного значения, определённые 131-ФЗ. И не руководители муниципалитетов в этом виноваты. Ну нет денег в бюджете поселения! Приведу пример. Для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в конкретном сельском поселении требуется около 12 млн. руб. Это четыре годовых бюджета сельского поселения!
Иногда доходит до абсурда. Прокуратура вносит представление, суд выносит решение о строительстве дороги в населённом пункте, где проживают 2-3 человека. В результате деньги используются неэффективно…
Наши сети…
Есть проблемы и с организацией сбора и вывоза бытовых отходов, мусора. Эти полномочия осуществляются муниципалитетами, но рычагов для наведения порядка у нас недостаточно, административные штрафы небольшие. При этом механизмами эффективного воздействия располагают только органы исполнительной власти и федеральные структуры. Однако они находятся «далеко» и потому не контролируют в должной мере состояние окружающей среды и влияние на неё юридических и физических лиц. Представитель Росприроднадзора не может ничего проверить без разрешения прокуратуры, что не способствует решению вопроса.
Для большинства муниципальных образований серьезную проблему представляют брошенные объекты энергообеспечения, электрические сети. Есть хорошее распоряжение Администрации Смоленской области об устранении проблем бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Но оно реализуется не более чем на 30%, хаотично, разово. В связи с этим Совет муниципальных образований обратился в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике с рекомендацией о проверке исполнения данного документа.
Не решен и не решается вопрос о газопроводных сетях сельских поселений, в том числе внутридомовых. Их эксплуатация организована плохо. Во многих поселениях сети, особенно внутридомовые, никем не обслуживаются…
Самый близкий институт
Председатель областной Думы Анатолий Мишнёв отметил важную роль муниципалитетов на местах. Ведь местное самоуправление – это самый близкий к людям институт власти. Через местное самоуправление формируется авторитет любой другой власти. Спикер облдумы сказал, что депутаты поддерживают местное самоуправление через участие в региональных программах на условиях софинансирования. Выделяются средства из внебюджетного фонда, повышается квалификация муниципальных служащих.
С отчётом о деятельности палат муниципальных районов и сельских поселений выступили Виктор Муханов, глава администрации Новодугинского района, Анна Андреенкова, глава Лысовского сельского поселения (Починковский район). С отчётом об итогах деятельности ревизионной комиссии совета за прошлый год выступил председатель комиссии, глава Починковского района Владимир Мудряков. На съезде были сформированы органы управления совета муниципальных образований. Председателем совета единогласно избран Вячеслав Балалаев, председателем палаты муниципальных районов и городских округов вновь стал Виктор Муханов, председателем палаты городских поселений – глава Ярцевской городской администрации Юрий Панков, председателем палаты сельских поселений избрана Анна Андреенкова.