Первый вице-губернатор Смоленской области Михаил КУРКОВ: первые полгода в должности
В понедельник, 19 декабря, в редакции «Смоленской газеты» состоялась пресс-конференция первого заместителя Губернатора Михаила КУРКОВА.В ней приняли участие журналисты государственных СМИ региона. Разговор шёл об актуальных вопросах развития Смоленщины и был приурочен к полугодичному сроку работы М.В. Куркова в должности первого вице-губернатора.
Имя флагмана – «Славутич»
– Какие векторы стратегического развития Смоленщины? Как они наполняются конкретикой?
– Развитие – это в первую очередь, конечно, строительство. Потому что когда работает строительный блок, регион живёт. Полторы недели назад мы докладывали Губернатору об итогах работы строительного блока, и мне было очень приятно за этот сектор: всё, что было запланировано, выполнено. Нет ни одного объекта, с которым были бы какие-то проблемы. Мне очень приятно работать со строителями.
У нас есть большой задел в Министерстве регионального развития. Мы сформировали большой план по строительству жилого района «Славутич». Он станет центром Смоленского района. Помимо 440 тыс. кв. метров жилья, там будет располагаться районная администрация, районный отдел внутренних дел, бизнес-центр, развлекательный центр, детские сады, школа и практически полная инфраструктура, которая необходима для маленького города. Он будет самодостаточным.
В январе мы принимаем генеральный план, он уже концептуально утверждён на уровне Министерства регионального развития. Мы согласовали на уровне федерального центра все вопросы с энергетиками, коммунальщиками, газовиками. Министр Виктор Фёдорович Басаргин взял «Славутич» под свой личный патронат, сюда уже дважды выезжал заместитель министра Пономарёв. «Славутич» сегодня концептуально принят в качестве пилотного проекта ЦФО как один из самых больших.
Строительство «Славутича» начнётся с инфраструктурных объектов. По нашей просьбе ресурсоснабжающие структуры перенесли реализацию своих программ с 2015-16 годов на 2012 год, и по сетям работа начнётся уже в первом квартале. Инвесторам не придётся вкладываться в подведение коммуникаций. Официальная цена квадратного метра жилья у нас на Смоленщине в июне составляла около 23 тысяч рублей, сегодня – уже 26 тысяч, возможен дальнейший рост. Для инвестора, для любого строителя получается очень хороший бизнес-проект. При себестоимости жилья 21-22 тысячи за «квадрат» у наших строителей останется хорошая маржа для развития.
– Что это означает для простого обывателя?
– Строить здесь выгодно. Стоимость жилья будет дешевле. Поскольку это район с полной инфраструктурой, туда с удовольствием переедут из ветхого жилья жители Смоленска. Самое главное – этот микрорайон даст толчок для развития областного центра. Ведь мы планируем избавляться от ветхого жилого фонда. В России мало регионов, которые занимаются решением этой проблемы, мы станем одним из них. По мере строительства «Славутича» мы переселим туда жителей 46 городских бараков. На интернет-форумах распространяется информация, будто это будет элитный район, где не найдётся места простому человеку, – это не так. Элитного жилья там будет не больше 20%. Мы стремимся к тому, чтобы первые новоселья состоялись в 2013 году: «Славутич» станет подарком городу к юбилею.
– Давайте уточним, каково участие федерального и областного бюджетов в строительстве «Славутича»?
– Вклад ресурсоснабжающих организаций составит в общей сложности 5-5,5 млрд. рублей. Как я уже сказал, они переносят свои программы на 2012 год. Расходы на генеральный план и другие первоначальные траты заложены в план основных мероприятий по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска – пункт 73. Нам нужно было найти место, выбрать участок, создать концепцию – на это пошли деньги областного бюджета. Фактически концепция уже создана. В июле это была просто идея, в августе Губернатор дал название будущему району, а сегодня, в декабре, мы говорим о строительстве «Славутича» как о решённом вопросе. Программа не только согласована – она уже работает! В первом-втором квартале 2012 года из федерального бюджета поступит около 500 млн. рублей, и мы будем заниматься строительством сетей.
У нас уже есть несколько инвесторов, желающих участвовать в проекте «Славутич». Но у меня жёсткое условие – чтобы участвовали строительные компании Смоленска и области. Чем больше у них будет работы, тем больше станет налоговая база и тем больше у нас появится возможностей для развития области. Поэтому должны работать наши строители!
– Возникнут ли подобные микрорайоны в других городах?
– К сожалению, Смоленская область сегодня еле-еле выполняет план по вводу нового жилья. Не было стратегической концепции развития жилищного строительства. Но кардинальные изменения уже происходят. Есть административно очень сильный строительный блок. Набраны серьёзные профессионалы в Департамент строительства, Управление капитального строительства (УКС). Скажу, например, что руководитель УКСа Амир Кушхов ранее работал на строительстве комплекса «Москва-сити».
Как вы знаете, областные власти должны по социальным программам приобретать жильё во всех районах области. Поэтому мы постараемся распространить концепцию, которую можно назвать «строительство без белых пятен». Она затрагивает строительный комплекс всей Смоленщины. Жильё нужно везде, не только в городе Смоленске. Мы переговорили с главами администраций районов, они выделили резервные земельные участки, и мы будем оказывать им помощь в строительстве на этих участках типового жилья.
– Как продвигается дело с ускоренной регистрацией объектов индивидуального жилищного строительства? Справляются ли рабочие группы в муниципалитетах, как действует БТИ?
– БТИ действует очень хорошо, за что я хочу поблагодарить, пользуясь случаем, его руководителя Геннадия Гадиева. Мы нашли возможность зарегистрировать дома, которые собственники не могли сдать по нескольку лет, – к нам поступали подобные жалобы. Вопрос согласован с федеральным центром, и у нас получилась некая амнистия для тех, кто желает быстро оформить жильё – без очередей, в ускоренные сроки, ещё и с дисконтом при регистрации. Работы ведутся и по субботам, чего раньше не было. Еженедельно мне на стол ложится отчёт о том, сколько домов поставлено на учёт. Я доволен тем, как реализуется эта инициатива.
Набережная как ось развития
– Давайте перейдём к такому знаковому объекту грядущего 1150-летия Смоленска, как набережная…
– Знаете, было очень неприятно слушать упрёки некоторых СМИ в непрозрачности конкурса, тем более в расхищении выделенных средств. Хочу через вашу газету разъяснить порядок работы: компания выигрывает конкурс и тратит на работы свои деньги. Только после сдачи работ и подписания соответствующего акта Администрация области в лице УКСа оплачивает эти работы. Поэтому изначально похитить 150 млн. рублей, как написали в одной из смоленских газет, просто невозможно. Сегодня я могу ответственно заявить: строительство набережной ведётся с опережением сроков, объект догнал свой календарный график, из которого поначалу выпал. Мы потеряли много времени на проведение конкурса и «доведение до ума» проектной документации – большая её часть была выполнена плохо.
Компания, проигравшая конкурс и понизившая его стоимость почти на 120 млн. рублей, «съев» всю маржу, всю прибыль, трижды подавала в суды различной инстанции. К счастью, Администрация области выиграла все три суда, причём малыми силами – нашу сторону представлял всего один юрист из Управления капитального строительства.
Что дала набережная? Начав строить её на одном берегу, мы с Губернатором Сергеем Владимировичем Антуфьевым нашли возможность заняться и другим берегом. Обратились и к полпреду Президента, и к министру регионального развития, и к другим высокопоставленным чиновникам и сейчас близки к согласованию проекта второй части набережной – напротив первоначальной.
Кроме того, ниже моста, вы знаете, есть автовокзал, и уже нашёлся крупный инвестор, который взялся за его реконструкцию и будет развивать набережную и в этом месте – это ещё почти 800 метров. Сейчас ведутся проектные работы. Мы провели презентацию проекта набережной на выставке ЦФО, которая была несколько дней назад, – уже с автовокзалом, – и сейчас рассматривается вопрос строительства здания общественного назначения на противоположном берегу. Возможно, это будет аквапарк или концертная площадка. Сейчас ведутся переговоры, но, как видите, инвестор «зацепился», чувствуя перспективы развития набережной.
Знаете, у меня уже есть подобный опыт. Мы начинали такую работу вместе с мэром в городе Геленджике, и сегодня общими усилиями эта набережная стала одной из самых больших в Европе – её протяжённость около 17 км. Не могу обещать столько же в Смоленске, но будем стремиться. Пока у нас в проработке готово более трёх километров, если «сложить» оба берега.
– Михаил Владимирович, какой-то объект или направление предъюбилейной работы вызывает ваши нарекания, опасения, сомнения?
– В июле были какие-то опасения, сейчас – нет. У нас нет ни одного проблемного объекта, всё достаточно ровно. Одним из показателей может быть то, что когда я месяц назад отчитывался по «юбилейной» работе на заседании областной Думы, у депутатов не было вопросов. Ни одного.
Мы сейчас почти на всех объектах подготовки к 1150-летию поставили видеокамеры постоянного наблюдения. В режиме реального времени можно посмотреть, что делается на стройплощадках.
– Довольны ли вы качеством проводимых работ и будут ли расторгнуты контракты с кем-то из нерадивых подрядчиков? Известно, что есть претензии и по дорогам, и по реконструкции памятников культурного наследия…
– Заказчик никогда не должен быть доволен работой! (Улыбается.) Если он будет доволен хотя бы на минутку, то следующая работа будет выполнена чуть хуже, чем предыдущая. Таков принцип поведения заказчика, и я ему следую. Уровень строительных работ сегодня стал намного выше. Мы и техническое задание формируем таким образом, чтобы отсечь авантюристов. К сожалению, федеральный закон сегодня несовершенен, однако Администрация области стала вести себя жёстче. В УКСе у нас сейчас очень сильные профессионалы, и они жёстко контролируют всю систему строительных работ. При Департаменте транспорта создан отдел по качеству дорог. Те дороги, которые есть сегодня, меня во многом не устраивают. Как только позволит погода, мы начнём ими заниматься. Акты по плохо выполненным дорогам мы не подписываем. Заставим всех подрядчиков выполнять свои обязательства!
Буквально неделю назад Губернатор дал поручение сосредоточить в одних руках все строительные работы по непрофильным департаментам – здравоохранения, образования, соцзащиты. Всеми строительными работами в этих ведомствах будет ведать Управление капитального строительства, чтобы каждый занимался своим делом: учитель учил, строитель строил. Тем самым Губернатор предусмотрел вертикаль управления. И сделал он так потому, что почувствовал, что в области заработал строительный блок. Что касается расторжения контрактов, то у нас были сложности с двумя подрядчиками, в частности, по строительству травматологического корпуса БСМП, однако сейчас все сложности преодолены, и компании работают без наших нареканий. Расторгать договор мы не планируем.
Что такое «Новая деревня»?
– Мы знаем, вам понравился проект «Новая деревня», реализуемый в Ульяновской области. Какие новации ждут АПК Смоленщины?
– Этот проект призван поддерживать и создавать на селе средний класс. К сожалению, в Ульяновской области данная программа сейчас заморожена. А этих инвесторов я пригласил на встречу с нашим Губернатором, и программа нашла применение у нас в области. Первый проект мы будем размещать в Кардымовском районе. Инвесторы уже приезжали, встречались по моему поручению с главой администрации района.
Что из себя представляет проект? Это 500 мини-ферм, каждую из них обслуживает одна семья. Управляющая компания строит для семьи мини-ферму с профилем по желанию будущих работников – свиноводческая, кроличья, индюшачья и так далее. Семье также строится жилой дом, и лизинговыми платежами он оформляется в рассрочку на семь лет. В течение этого срока семья работает на этой ферме, получает от управляющей компании корма, медицинские услуги для животных (птиц) и сдаёт всю выращенную продукцию управляющей компании. У неё – свой бренд, своя перерабатывающая промышленность, которая будет размещена в этом агрокластере, сама же компания свою продукцию и продаёт. Получается, в её ведении находится полный цикл – от производства до продажи, соответственно ей достаётся и прибыль.
На ферме необходимо работать всего 4-5 часов в сутки – этого вполне достаточно при заданном уровне автоматизации. Важно, что всё оборудование – от компьютера до доилок – российского производства. По истечении семи лет семья получит в собственность ферму и жилой дом. Если захочет, она останется «под крылом» управляющей компании. Выгода компании – она получит крепко стоящего на ногах предпринимателя, готового сотрудничать с ней и дальше. Если в течение семи лет семья захочет по каким-то причинам выйти из проекта, то им будут возвращены лизинговые платежи. Недвижимость – дом и ферма – остаётся в ведении управляющей компании.
Проект готов в качестве федеральной программы, у нас на Смоленщине он будет реализован как пилотный.
– Смоленщина старается развивать своё сельское хозяйство. Россия только что вступила в ВТО. Какие в связи с этим для нас могут быть плюсы и минусы?
– Как чиновник регионального уровня, представитель государственной власти, я должен говорить, что всё будет хорошо и замечательно. Но на самом деле я понимаю, что мы ещё не готовы к членству в ВТО. Поэтому в первую очередь нам нужно защищать наших товаропроизводителей, используя для этого все законные методы. Смотрите, два месяца назад мы запустили программу «Смоленское качество». Это единственная в своём роде программа в России. Её принцип – как в страховании ОСАГО. Мы будем страховать качество каждой партии продовольствия, которая будет поступать в Смоленскую область и за её пределы. Это позволит решить многие проблемы. Кроме того, мы будем маркировать региональным знаком качества каждую партию произведённой продукции. Заниматься этим вопросом, проводить экспертизы будет ГУП, так что деньги за эту услугу будут попадать в областной бюджет. В рамках проекта «Смоленское качество» мы будем проводить конкурсы на лучшего производителя той или иной продукции или услуг. Участие в таком конкурсе даст предпринимателям возможности для профессионального роста, победа станет гарантией качества. Это наша смоленская фишка!
Приводные ремни экономики
– Всех интересует судьба «проблемных» крупных предприятий – Ярцевского ЛПЗ, автоагрегатных заводов, Рославльского вагоноремонтного завода. Достигнута ли какая-то договорённость с правительством Москвы?
– Ситуация по Ярцевскому ЛПЗ была очень сложной. Правительство Москвы очень неохотно шло нам навстречу. Инициатором рассмотреть механизм передачи предприятия в областную собственность выступил председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, когда находился в Смоленске. Это было поручено вице-премьеру Игорю Ивановичу Сечину. Он подтвердил: Смоленская область может получить завод в собственность в рамках межбюджетных отношений. Далее нужно было договариваться с правительством Москвы. С ним были очень тяжёлые переговоры, но сегодня могу с гордостью сказать: у нас есть полное взаимопонимание. Я неоднократно встречался с вице-мэром Шароновым, с руководителем департамента промышленности Комиссаровым. Мы договорились создать двустороннюю комиссию, и она определит механизм передачи данного завода. Надеюсь, больше никаких форс-мажоров не будет, и данный объект передадут области. Москва при этом ничего не потеряет. Все средства, которые были затрачены на строительство литейно-прокатного завода, столица получит обратно, правда, не в один год. Самое главное – есть принципиальная договорённость, и работники завода и их семьи могут быть совершенно спокойны за своё будущее. Инвесторов, готовых вложить свои средства в этот завод, у нас много. Они готовы вместе с нами развивать это производство, построить вторую очередь. Сегодня завод производит почти 240 тысяч тонн проката – строительной арматуры, пуск второй очереди позволит выпускать почти 600 тысяч тонн. У нас есть предложение делать на этом заводе чугун, а это валютный товар, который мы можем продавать в Арабские Эмираты.
По Рославльскому и Смоленскому автоагрегатным заводам в настоящий момент также ведутся переговоры. В правительстве Москвы мы тоже нашли понимание по этому вопросу, но это более долгий процесс, поскольку литейно-прокатный завод – государственное предприятие, ГУП, а «ЗИЛ» – акционерное общество. Там переговоры сложнее, но мы будем договариваться, чтобы двух «дочек», стопроцентно принадлежащих «ЗИЛу» – вагоноремонтные заводы – передали в собственность Смоленской области. Я по поручению Губернатора проводил переговоры с руководством корпорации «МАН». Поскольку она участвует в гонках на «Смоленском кольце», то с удовольствием готова рассмотреть предложение по созданию совместного предприятия по сборке машин в городе Рославле.
Губернатор недавно встречался с новыми собственниками Рославльского вагоноремонтного завода. На федеральном уровне была распространена информация, что вот, мол, завод продан. Но там мало что изменилось, даже менеджмент остался практически тем же. Сохранился весь актив, и рабочим незачем беспокоиться. Да, собственник поменялся, но если бы не было такой огласки, никто бы этого и не заметил. В настоящий момент заказов на этом предприятии стало ещё больше. Помимо заказов по линии РЖД, они дополнительно будут выпускать продукцию для европейских стран. И для работников предприятия, и для Рославля в целом ситуация стала более благоприятной. Ведь чем больше заказов, тем выше заработная плата.
– Давайте поговорим о таком важнейшем элементе инфраструктуры, как дороги…
– У нас есть полное взаимопонимание с федеральным центром в лице государственной компании «Автодор». Всю трассу М1 «Москва – Минск» на территории Смоленской области мы разбили на участки, определились, каким будет придорожный сервис на всём протяжении. Теперь нет хаотичной распродажи и раздачи придорожных участков. Вы видите, как развивается трасса на территории Подмосковья. В течение семи лет этот проект распространится и на территорию Смоленщины – последовательно, по частям. В настоящий момент сформирована стратегия, определены точки придорожного сервиса и места логистических центров вдоль трассы. Есть стратегическое видение развития магистрали М1. И данная работа уже идёт полным ходом и со стороны «Автодора», и со стороны Администрации Смоленской области.
Что касается дороги «Санкт-Петербург – Юг», то её условно разбили на два отрезка, первый из которых – от Северной столицы до Смоленска, то есть до трассы М1. В начале февраля мы с Губернатором планируем прибыть в Санкт-Петербург и подписать с местными властями соглашение, согласно которому будем совместно расширять и развивать этот участок дороги. Для нас это очень привлекательный проект, поскольку мы перехватываем часть грузопотоков Москва – Санкт-Петербург и тем самым будем развивать свою территорию. Сами понимаете, когда идёт строительство дороги, вокруг неё всё оживает.
Что касается сельских дорог, то программа утверждена, часть проектных работ мы уже выполнили, и с первого квартала следующего года начнётся исполнение этой программы. Все обещания, которые даны по сельским дорогам, остаются в силе.
– Что ждёт аэродром «Северный»?
– Владимир Владимирович Путин дал поручения решить его судьбу двум министрам – транспорта и обороны. Министр обороны направил письмо Администрации Смоленской области о том, что его министерство готово передать аэродром под инвестпроект. Министр транспорта Левитин тоже направил нам письмо, но оно не устраивает нас тем, что в его варианте аэродром передаётся полностью, со всем хозяйством и со всеми проблемами. Мы же хотим взять на себя только аэровокзальный комплекс, потому что на приведение в порядок взлётно-посадочной полосы необходимо более 2 млрд. рублей. Поэтому сейчас мы ведём переговоры с Министерством транспорта о том, чтобы оно взяло на себя «взлётку», оснастило её навигацией – и пусть она остаётся в их собственности вместе с диспетчерской службой, под федеральным оком. А с нашей стороны мы найдём инвестора на аэровокзальный комплекс и всю логистику «Северного». Такие инвесторы готовы прийти в нашу область – и итальянские компании, и отечественные. Наши авиакомпании готовы использовать «Северный» как дублёр «Внуково». Нас это абсолютно устраивает! Мы готовы принимать и обслуживать столичные лайнеры, используя полученные средства на развитие «Северного». Аэропорт нашей области нужен как воздух! С его появлением область перейдёт в другой инвестиционный статус. Но и это ещё не всё. Есть компании, которые готовы вести с нами переговоры по созданию бизнес-авиации. Ведь весь путь до Москвы, включая взлёт и посадку, занимает всего лишь 24 минуты.
– Как будет развиваться туризм на Смоленщине?
– По поручению Губернатора я встречался с новым руководителем Ростуризма, и мы договорились, что на Смоленщине будет реализовываться пилотная программа этого агентства. Мы включились в создание трёхзвёздочных гостиниц – того, в чём область сейчас остро нуждается. Если в январе эта программа будет утверждена, то такие быстровозводимые гостиницы появятся в Дорогобуже, Вязьме, Ярцеве, Смоленске, Кардымове – в тех городах, которые интересны туристам при движении по Старой Смоленской дороге. Кроме того, сегодня мы развиваем наше предприятие пассажирского автотранспорта, при нём будет создана дочерняя компания, которая станет возить туристов и показывать им достопримечательности Смоленщины. Желающих участвовать в туристическом бизнесе очень много, потому что малый бизнес растёт вокруг него как на дрожжах.
– Поздравляем вас со званием почётного строителя России, которого вы только что удостоены! Спасибо за интервью, Михаил Владимирович!
КСТАТИ. Чуть больше месяца назад Михаил Курков подарил двух породистых скакунов-кабардинцев детской конноспортивной школе областного центра. Жеребцы приобретены при посредничестве главы республики Кабардино-Балкария Арсена Канокова. Сегодня лошади находятся в школе, и с ними уже ведутся занятия.
Видеобращение Михаила Куркова к читателям "Смоленской газеты" - здесьgt;gt;>