Вр.и.п. главы администрации Смоленска Николай АЛАШЕЕВ: На короткой дистанции нужен талант дипломата
Как мы уже сообщали, вр.и.п. главы администрации города Николай АЛАШЕЕВ дал пресс-конференцию в «СГ».Есть все основания предполагать, что, после того как завершатся конкурсные процедуры по отбору кандидатур на пост сити-менеджера (это может случиться ещё до Нового года), горсовет отдаст предпочтение именно ему, как уже сделал это при назначении исполняющим полномочия. Какие проблемы и перспективы развития города видятся ему сегодня, Николай Алашеев рассказал «Смоленской газете».
– Николай Николаевич, до назначения на должность руководителя городской администрации вы руководили Заднепровским рынком, были депутатом горсовета. Чем знаменателен этот период вашей жизни?
– В Смоленске живу пять лет и своё будущее вижу здесь. Активная фаза трудовой деятельности в Смоленске началась с назначения меня на должность директора МУП «Заднепровский продовольственный рынок». Нужно учитывать, что это не просто главный городской рынок, а муниципальное предприятие, которое, с одной стороны, призвано пополнять казну, а с другой – должно быть социально ориентированным. Передо мной стояли задачи: обеспечить достойные отчисления в городской бюджет, навести порядок на рынке, где до моего назначения был разгул криминала, и сохранить для города один из тех немногих серьёзных активов, которые у него ещё остались. Каковы результаты моей деятельности в должности директора МУПа? Отчисления в городскую казну достигли беспрецедентных в истории этого предприятия размеров. Сегодня на счетах рынка, подчеркну ещё раз – не частного, а муниципального, больше 25 миллионов рублей. Криминал там уже не играет той роли, которую играл раньше. Пенсионеры могут спокойно торговать при предъявлении пенсионного удостоверения, сельхозпроизводителей никто не принуждает продавать по демпинговым ценам продукцию перекупщикам. Аренда места для торговца мясом составляет 4-5 тысяч рублей, а например на Киселёвском – около 15 тысяч. Сообразно издержкам продавцы устанавливают и наценку на товар. В итоге ценообразование на Заднепровском рынке достаточно гуманное, цены ниже.
Полтора года назад жители Кловки оказали мне доверие, и я был избран в горсовет по одномандатному округу №8. Позже возглавил фракцию партии «Единая Россия» в горсовете. Вы помните, что на первоначальной стадии, которую я бы назвал периодом притирки, страсти на заседаниях кипели нешуточные. Следует отметить, что это было связано исключительно с разногласиями по конкретным вопросам. Меня даже исключили из партии, но президиум генсовета разобрался и признал такое решение ошибочным. Меня восстановили. Тут надо отдать должное моим коллегам-депутатам, которые проявили солидарность со мной, поддержали в трудную минуту.
Что касается стиля работы горсовета, который некоторым не нравится, считаю его проявлением демократического процесса. Это же хорошо, когда есть разные мнения! Сейчас, считаю, период притирки прошёл, решения представительного органа стали более продуктивными. Исполняя полномочия главы администрации, я ощущаю поддержку городского Совета. Естественно, это меня, как руководителя исполнительного органа муниципалитета, обязывает работать с депутатами рука об руку.
– Прокомментируйте, пожалуйста, итоги выборов в Госдуму в Смоленске.
– Мои полномочия как руководителя администрации лежат в хозяйственной плоскости, поэтому в качестве должностного лица не считаю себя вправе давать политические оценки. Моё мнение как человека, гражданина – итоги выборов в областном центре нужно принимать как данность, ничего фатального я в них не вижу. Если «Единая Россия» получила поддержку ниже ожидаемой, нужно провести работу над ошибками. Посмотреть, где были упущения, и с удвоенной энергией взяться за дело и завоевать доверие людей. Результат не заставит себя ждать.
– Как вы считаете, закончился ли системный кризис в городской власти?
– Можно сказать, что череда нелицеприятных событий с руководителями города, конечно, не добавляет местной власти авторитета в глазах людей. Вступая в эту должность, я прекрасно понимал, что она не бархатом выстлана. Хотя, как я уже сказал, мои полномочия лежат в хозяйственной плоскости, перед выборами трудно разделить: начало отопительного сезона – хозяйственный вопрос или политический? Исходя из этого, первая моя задача была завершить пуск тепла в городе. К тому времени уже официально продекларировали, что во всём Смоленске отопление подключили, но вы знаете, как было на самом деле. Начало отопительного сезона, если называть вещи своими именами, было сорвано. Кроме того, зависли инфраструктурные проекты, в частности, ремонт дорог и дворов. После ухода Константина Лазарева возник вакуум власти. Подрядчики не понимали, намерена ли администрация выполнить свои обязательства по оплате работ, и так далее. Город погряз в мусорных завалах…
Нужно было продемонстрировать наличие в городе исполнительной власти. Могу сказать, что ряд предпринятых мною шагов позволил нормализовать ситуацию.
– Вопросы читателей «СГ», которые были заданы на нашем сайте, касаются точечной застройки…
– Как известно, сегодня город не распоряжается землёй, решения по выделению участков принимаются областной Администрацией. Исходя из этой данности и нужно взаимодействовать. Но я чётко обозначил свою позицию: мои решения не будут способствовать тому, чтобы застройка велась в зелёных зонах.
– Ещё наших читателей волнуют огромные лужи на только что отремонтированных дорогах. Понятно же, что там, где собирается вода, весной будет трещина, потом – колдобина…
– Это проблема комплексная. Например, ремонт улицы имени Маршала Жукова мне бы очень хотелось довести до конца, тем более температурный фон благоволит – современные технологии позволяют вести дорожные работы при температуре до минус пяти градусов. Но правовая сторона, к сожалению, не даёт мне возможности попустительствовать нарушениям, если подрядчик не обеспечивает соблюдение технологии – кладёт не тот асфальт, опаздывает по срокам. Когда правоохранительные органы дают информацию о результатах экспертизы, я не могу закрыть на это глаза. Люди, которые не знают всех этих нюансов, естественно, нас критикуют. Я их понимаю: кого же ещё критиковать, как не городскую администрацию. Наша задача – делать, что в наших силах. Моя позиция: надо понимать изначально, какого подрядчика приглашаешь, какими ресурсами он обладает. Желательно, чтобы это были смоленские фирмы. Им вполне по силам отремонтировать дворовые территории и внутригородские магистрали. Если же подрядчик пришёл извне, он не прозрачен, случается, что не обладает ресурсами, которые необходимы для выполнения контракта. Отсюда и лужи на новых дорогах. Но не везде. На этапе приёма дорог необходимо реагировать на такие моменты.
Повлиять на результаты торгов по муниципальному заказу с точки зрения закона мы не можем. Но вектор, который задаёт администрация, – деньги должны быть освоены правильно. Чтобы люди не говорили потом: вбухали, а зачем? Лучше бы потратили на что-нибудь жизненно важное…
– На следующий год запланирован ремонт Большой Советской. Не случится ли транспортного коллапса?
– Конечно, при реализации этого проекта легче перекрыть движение и предоставить подрядчику возможность для манёвра. Но нельзя же людей постоянно заставлять испытывать неудобства! Поэтому предполагается такая последовательность работ, чтобы при минимальном дискомфорте оставить функциональными те или иные участки. Это заложено в проект, и мы будем это чётко отслеживать.
– Сейчас проанонсирован телефон горячей линии главы администрации – 8-910-110-15-05. Много ли людей на него позвонило и по каким вопросам в основном обращаются?
– В основном по вопросам жизнеобеспечения. Среди них около трети таких, которые выходят за рамки компетенции администрации города. Стараюсь, конечно, реагировать, выезжаю на место. Конечно же, горячая линия – долгосрочный проект. Это решение, обеспечивающее прямую связь с жителями города. Кстати, я сам позваниваю на него, чтобы проверить, насколько должностные лица вежливы в общении с людьми.
– Наших читателей также волнует несанкционированная торговля спиртным…
– Говоря о борьбе с несанкционированной торговлей, я бы объединил и контрафактную продукцию, и винно-водочную, которая продаётся в неположенных местах, вблизи от мест массового отдыха, садиков, школ. Когда поступил сигнал на горячую линию, я лично выезжал на Автозаводскую. Результат налицо – как минимум одну такую точку мы закрыли, на очереди ещё несколько.
– Значит, этот вопрос вы берёте под свой контроль?
– Я не только беру – уже взял, и есть результаты. Для этого просто нужно нормально взаимодействовать органам власти. У нас, конечно, не все рычаги. Тем не менее налаживается сотрудничество с Роспотребнадзором. Раньше не использовался такой инструмент, как управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства, сейчас он заработал более эффективно – деятельность этого управления удалось направить в конкретную плоскость. Будем и дальше развивать эту тематику.
– Мы говорили, что со скрипом начинался отопительный сезон. Хотя вроде бы по отчётам подготовились даже лучше, чем в прошлые годы, но известные форс-мажорные обстоятельства не позволили своевременно дать тепло в квартиры смолян. Что можно сделать, чтобы в дальнейшем таких форс-мажорных обстоятельств не было? И нужна ли «Смоленсктеплосеть» – по сути посредническое звено между производителем теплоэнергии и конечными потребителями, если постоянно возникает проблема долгов?
– Этот вопрос наиболее актуален. На мой взгляд, нельзя отдавать каким-либо коммерческим структурам или, скажем так, за пределы городского хозяйства этот актив. Да, произошло то, что мы имеем сегодня. Акционерное общество «Квадра» («Западная генерация»), совершенно не подконтрольное ни городу, ни области, обеспечивает более 80 процентов тепловой генерации в Смоленске. В такой ситуации остаётся уповать на сознание социальной ответственности руководителей этого предприятия. Что же касается «Смоленсктеплосети», которая подконтрольна нам, то нужен комплекс мероприятий, который позволил бы постепенно выводить предприятие из той ямы, в которой оно оказалось. Оборудование котельных изношено на 80 процентов! А уж как мы «обогреваем космос»… Меры, принятые мной на короткой дистанции, позволили «дозапустить» тепло. Пришлось «напрячь» организации, которые занимались текущим ремонтом коммуникаций. По печально знаменитому ЦТП-47 на Киселёвке было очень много проблем. Пользуясь случаем, приношу извинения жителям близлежащих кварталов за неудобства, которые им приходится испытывать в связи с раскопками.
Моя позиция как руководителя администрации по «Смоленсктеплосети» сводится к следующему. Деньги, которые предприятие получает от населения, должны использоваться правильно. А если выяснится, что финансовые средства расходовались нерационально или нецелевым образом, за это нужно карать без сожаления. И, естественно, принимать меры по замене проблемных участков коммуникаций, но делать это с умом – сначала менять трубу, потом класть асфальт, а не наоборот.
По мере того, как будут снижаться потери, выражусь осторожно, появятся предпосылки к снижению тарифа. Ведь тариф в Смоленске – один из самых высоких по Центральному федеральному округу. Свою задачу вижу в том, чтобы обеспечить движение в решении этой проблемы. По оценке специалистов, исходя из текущего состояния сетей и котельных, нам нужно полтора городских бюджета, чтобы сделать систему теплообеспечения города энергоэффективной. Естественно, только за счёт муниципальных средств мы не сможем с этим справиться. Поэтому необходимо разработать программу модернизации инфраструктуры МУП «Смоленсктеплосеть» и добиваться её федерального финансирования.
– Ожидается ли ротация в городской администрации, если депутаты за вас проголосуют?
– Ожидается, но не фатальная. Костяк команды останется. Если, конечно, функциональные обязанности кем-то совсем не выполняются, мои решения не заставят себя долго ждать. Ну а в целом хотел бы сказать, что просто по-человечески было бы неправильно решать судьбы людей сейчас, когда мой статус временный.
– Понятно, что в этом статусе вы, наверное, не совсем свободны в принятии решений. После утверждения в должности главы администрации какие принципиальные шаги вы хотели бы предпринять в первую очередь?
– Если ситуация в каком-то вопросе «перезревшая», ничто не мешает мне принять решение сейчас, что я и делаю. Исключение – судьбы людей. Считаю, необходимо обеспечить преемственность политики руководства города в части положительных процессов, которые были в администрации. Не нужно рубить сплеча. Я далёк от того, чтобы считать всё, что было до меня, неправильным. Много было хорошего.
Что же касается решений, которые назрели, я руководствуюсь прежде всего правовой стороной и тем, когда их целесообразно принимать. Проблема со «Смоленсктеплосетью» ведь сразу не решится. Я сделал шаги, которые, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе позволят развязать гордиев узел неплатежей. Потому что на короткой дистанции мне нужно демонстрировать не столько талант руководителя, сколько дипломата, чтобы дать правильный сигнал нашим контрагентам. Нужно чётко дать понять, какой будет позиция администрации. И если наши партнёры поймут, что позиция администрации достаточно взвешенная и ведёт в конечном итоге к решению проблемы, можно ждать встречных шагов с их стороны.
СПРАВКА «СГ»
Николай Николаевич Алашеев, вр. и. п. главы администрации города Смоленска.
Родился 19 декабря 1967 года в городе Сызрани Самарской области. В 1991 году окончил Московский военный Краснознамённый институт. Квалификация – переводчик-референт по японскому и английскому языкам.
С 1991 по 1992 годы служил в рядах Российской Армии. В 1992-1995 годах работал заместителем директора коммерческого центра «Альтернатива» (Владивосток), в 1995-1999-м – заместителем генерального директора АО «Приморхлебопродукт» (Владивосток), в 1999-2009 годах работал исполнительным директором ООО «Красный Восток» (Владивосток).
С 2009 года работал директором Смоленского муниципального унитарного предприятия «Заднепровский продовольственный рынок». Являлся депутатом Смоленского городского Совета IV созыва.
1 ноября 2011 года распоряжением администрации города Смоленска назначен заместителем главы администрации города – начальником управления муниципального имущества и земельных отношений – главным муниципальным земельным инспектором. 2 ноября 28-я сессия Смоленского городского Совета четвёртого созыва назначила Н.Н. Алашеева временно исполняющим полномочия главы администрации города.
По информации официального сайта городской администрации.