Политика

Первый заместитель губернатора Смоленской области Михаил Курков: Инвестора надо любить

9 июля 2011 года в 22:52
Первый заместитель Губернатора Михаил КУРКОВ, отработав в этой должности месяц, дал пресс-конференцию для представителей федеральных и смоленских СМИ. Разговор на ней шёл прежде всего о ходе подготовки к 1150-летию Смоленска. Но не только.

Темп нормальный, но...
– Что, с вашей точки зрения, нужно изменить в подготовке к 1150-летию?
– Перед тем, как мне занять должность вице-губернатора, я поработал советником у Сергея Владимировича Антуфьева. Эта должность демократичная, и я много тогда общался с руководителями разного уровня, и меня никто не стеснялся. И когда Губернатор меня назначил на должность своего первого заместителя, я уже обладал большим объёмом конкретной информации и понимал, что нужно делать и как.
Мы принципиально пересмотрели систему работы. Из кабинетов перенесли заседания рабочей группы по подготовке к празднованию 1150-летия на строительные площадки. На месте со всеми ответственными лицами смотрим, что мешает выполнению графика. Возьмём, например, зоопарк. Вроде бы со сроками там всё нормально, но не был выделен участок под электроподстанцию, не согласовано строительство забора... А из таких мелочей складывается общая картина.
После того, как выездная часть заседания проходит на площадке, собираемся в здании Администрации, и уже конкретно по каждой неувязке я даю поручения.
На сегодня по графику положено освоить 20 процентов от общей суммы, выделенной на подготовку к юбилею. Реально освоено 19. Ритм работы нормальный, хотя проблем хватает. Например, выяснилось: чтобы подвести коммуникации к оздоровительному лагерю «Орлёнок», нужно куда больше денег, чем стоит сам объект. Будем обсуждать это с Минрегионразвития. Возможно, предложим скорректировать программу. Если объективно и настойчиво преподнести информацию руководителям федеральных ведомств, можно найти понимание.
– Вы предлагаете сделать набережную и с другой стороны Днепра…
– Когда я по поручению Губернатора инспектировал все объекты «Программы-1150», увидел, что набережная – одно из красивейших мест в городе, которое может стать лицом всего празднования. Очень эффектно смотрится стена, отсюда открывается панорама города. Но возникли два вопроса. Первый – не попали в программу реконструкции и ремонта
12 зданий, которые здесь находятся. Оставлять их в таком состоянии никак нельзя. С другой стороны Днепра набережная отсутствует в принципе, берег весь зарос кустами! Обсудили это с Губернатором, направили соответствующее письмо в Министерство регионального развития. Сотрудникам ведомства я сказал: на празднование приедут руководители государства, мы что, попросим их не смотреть в сторону Заднепровья? Нам предложили подготовить укрупнённую смету, министерство готово её рассмотреть.
Мне уже приходилось строить набережную в Геленджике. Если кто был в этом городе в 90-х годах, помнит, какое это было захолустье. Сегодня длина набережной там 17 километров. Первых инвесторов приходилось уговаривать: мы вам даём зелёный свет, поможем открыть, допустим, ресторан, но вы обустроите кусок набережной. А в конце у нас стояла огромная очередь из желающих получить там земельный участок под своё заведение. Сегодня это уникальный по российским меркам объект. Конечно, там есть море, но в Смоленске – памятники старины, которых на курортах нет. Это просто уникальные сокровища России! Красота набережной должна дополняться со всех сторон. Естественно, фундаментальные вопросы типа укрепления берега будем решать с министерством. Но к выделяемым из бюджета деньгам хотим привлечь средства инвесторов по тому же принципу, что в Геленджике. Будем договариваться, чтобы здания, которые они построят, создали единый ансамбль.
– Как вы оцениваете качество работ по «Программе-1150»? Смолянам очень хотелось бы, чтобы и в 2013 году фасады не облупились, дороги не провалились…
– Не буду скрывать: есть объекты, где качество работ иначе как безобразным не назовёшь. Это касается дорог, где работает компания «Ресурс». Она выиграла конкурс (как она это сделала, судить не берусь), но оказалась не готова к таким масштабным работам. Вы видели, как эта фирма за несколько дней сорвала бордюры по всем дорогам и бросила? Нормальные строители снимают на одном участке, делают его, потом принимаются за другой, соблюдая принцип последовательности. Во время объезда объектов увидел, что бордюры установлены неправильно. Попросил найти лом, его у строителей не оказалось. Поставленные бордюры толкнули лопатой – они упали. Я взял кусок раствора, которым они были закреплены, бросил на асфальт – он рассыпался. В «Ресурсе» так и не смогли ответить, где они взяли этот «бетон». Вернее, назвали завод, но тот ЖБИ открестился. На рабочей группе был очень серьёзный разговор. После этого главам муниципальных образований было дано поручение проверить качество бетона по всем стройкам, которые есть в области. Все помнят историю с аквапарком «Трансвааль». Комиссия установила, что качество стяжек и раствора там было нулевое. Здесь аналогичная ситуация. Чтобы впредь такого не было, Губернатор принял решение создать отдел по контролю над качеством дорог при Госстройнадзоре. Буквально со следующей недели эта служба начнёт работать. В остальном я не увидел серьёзных проблем с качеством работ.
– Сможем ли мы 15 июля перерезать ленточку на подземном переходе на площади Победы, как было обещано?
– Сроки постараемся выдержать, но чтобы качество не пострадало, возможно, по согласованию с Губернатором эти сроки немножко раздвинем. Никто не хочет, чтобы отделочный камень завтра отвалился.
Первоначально планировались три перехода. Но, по мнению работников ГИБДД, достаточно и двух. Строительство второго продолжим в следующем году.
– Насколько будет безопасным подземный переход?
– Никаких проблем в плане безопасности не будет. Запас прочности конструкций и проектных решений такой, что там танки свободно пройдут.

Министры должны помогать Смоленщине
– Вы присутствовали на встрече Губернатора с министром транспорта Левитиным, где речь шла о развитии транспортной инфраструктуры в регионе. Расскажите поподробнее.
– Присутствовали также руководители Федерального дорожного агентства (Росавтодор), госкомпании «Автодор», помощники министра. Мы с Губернатором подготовили несколько просьб к министру. Игорь Евгеньевич Левитин рассматривал письмо и тут же давал соответствующее поручение. По программе «Сельские дороги» принципиально наше предложение принято, для Смоленской области зарезервированы очень серьёзные средства. Если мы сделаем проектно-сметную документацию, а мы этим занимаемся, то и в этом году получим средства и успеем некоторые сельские дороги привести в порядок.
Второй вопрос, который мы обсуждали, это трасса М1. К сожалению, до сих пор магистраль была как бы сама по себе, область – сама по себе. Разрабатывали планы логистических центров в регионе. К сожалению, они не были наложены на карту Росавтодора. По поручению Губернатора я до встречи с Левитиным был у двух первых заместителей руководителя Федерального дорожного агентства, встретил у них полное понимание. Представленные нами проекты шести логистических центров легли на карту всей трассы М1. Ещё по линии Автодора предусмотрено 14 сервисных комплексов. Федеральная программа развития магистрали предполагает ввести здесь ограничение по скорости движения – не меньше 120 километров. Дорога будет четырёхполосная в обе стороны. Госкомпания «Автодор» уже данный конкурс разыграла, есть крупные инвесторы, которые готовы этим заняться. Мы договорились с руководством госкомпании в середине июля сделать объезд трассы, чтобы познакомиться с ситуацией на местности. В результате должен появиться окончательный вариант совместного плана действий.
Третий вопрос, который мы обсуждали, – Старая Смоленская дорога, которая идёт параллельно трассе М1. Она должна стать дублёром платной трассы, чтобы у водителей была альтернатива. Там есть участки, которые нужно привести в порядок. Губернатор обратился в министерство, чтобы это было сделано за счёт федерального бюджета, и по этому вопросу тоже было принято положительное решение.
Когда я проехал по Старой Смоленской дороге, был крайне удивлён, не встретив на всём протяжении трассы на территории Гагаринского района ни одной машины. Но когда доехали до границы Московской области, стало понятно, в чём дело: дорога просто оборвалась. Осталось сделать всего два с половиной километра, и тогда до Можайской трассы останется 117 километров. А сейчас нужно делать крюк через Гагарин, почти 250 километров. Мы вышли на правительство Подмосковья, договорились с Минтрансом, и были выделены средства, чтобы этот разрыв ликвидировать. Кстати, с той стороны границы земля в 20 раз дороже, чем на территории Смоленской области. Так что эта дорога вдохнёт жизнь в окрестные сёла. Подобные примеры уже есть. Молодые люди, оставив свой бизнес в Москве, сделали проект строительства почти 400 коттеджей в деревне Шапкино Гагаринского района. Сейчас там домов 20-30. Там уже построен хороший гостиничный комплекс. Поставили цех, который выпускает декоративную скульптуру. Она продается в гипермаркетах типа «Икеи», «Ашана». Спросил у этих бизнесменов, какие есть проблемы. Они сказали, что три месяца не могут дооформить разрешение. Я дал указание, и необходимые документы сегодня уже получены.
И четвёртый вопрос, пожалуй, главный, который мы обсудили с министром, касается реконструкции Северного. Пока он имеет статус аэродрома и находится в собственности Минобороны. Но Президент Дмитрий Анатольевич Медведев во время приезда в Смоленск дал поручение министрам Левитину и Сердюкову, Губернатору Смоленской области, чтобы наш аэропорт жил. Уже принято решение, что все плоскостные сооружения аэродрома перейдут в собственность Минтранса, федеральный бюджет выделяет средства на реконструкцию взлётно-посадочной полосы и всей навигационной системы. Администрация области со своей стороны должна привлечь инвестора на строительство аэровокзального комплекса. Это хорошо, что взлётка нам не досталась: это очень затратный объект. А вот аэровокзальный комплекс и вся логистика вокруг аэропорта интересны для инвестиций, так как могут приносить хорошие деньги. Желающие этим заняться уже есть.
Надеюсь, к концу года данные объекты перейдут в областную собственность. Уже сделана смета по реконструкции. Первоначальное предложение продлить взлётку на 300 метров потребовало бы очень больших вложений. К тому же тогда мы бы не успели к 25 сентября 2013 года. Хотя этот объект не входит в программу подготовки к юбилею, но мы с Губернатором решили, что к тому времени аэропорт в Смоленске должен быть. Все предпосылки к этому есть. В следующем году начнётся реконструкция.
Существующей длины полосы достаточно, чтобы принимать 320-е аэробусы. То есть аэропорт будет международным. А в силу близости с Москвой, скорее всего, он может являться дублёром какого-нибудь подмосковного аэропорта. 27 минут со взлётом и посадкой – это не время.

Муниципалитетам – комплексное внимание
– Областная власть без муниципальной – что дом без фундамента. Как складывается у вас взаимодействие с органами местного самоуправления?
– Есть моменты, которые нужно улучшить, часто не хватает комплексного подхода к решению проблем. Поэтому по поручению Губернатора я начал объезд всех муниципальных образований, чтобы посмотреть, какова ситуация с землёй, что с инвестиционной политикой, как выполняются поручения Сергея Владимировича… Помимо тех видеоселекторных совещаний, которые проходят по понедельникам, теперь каждый четвёртый вторник месяца все главы муниципальных образований будут приезжать в Смоленск. На этом совещании Губернатор будет ставить проблемный актуальный вопрос. Фактически будет разбор полётов. После того как совещание закончится, главы МО начнут решать вопросы с руководителями областных служб. Всё внимание начальников департаментов будет отдано муниципалитетам.
На мой взгляд, компетентных руководителей структурных подразделений в Администрации очень много. На совещании, которое я проводил в рамках знакомства, начальник Департамента занятости рассказал, как у нас реализуется программа переселения соотечественников. Мне было очень приятно это слышать. На встрече с одним из руководителей Россотрудничества (Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. – Прим. авт.) Георгием Мурадовым я рассказал об этом пилотом проекте. Георгий Львович предложил более плотно сотрудничать и сделать наш регион базовым по этому направлению. Информацию, которую я получил от начальника департамента, удалось в правильном свете изложить в федеральном центре. Уже подписана серьёзная федеральная программа. Надеюсь, она продолжится в ближайшие годы. Это позволит привлечь высококвалифицированных специалистов на территорию области. Ведь многие жители бывшего Советского Союза хотят переехать в Россию. А в рамках федеральной программы они получат при этом серьёзные подъёмные, другие бонусы.
Кстати, в Россотрудничестве есть 76 представительств в странах мира. Есть договорённость, что презентационные материалы, рассказывающие о Смоленской области, её потенциале, мы сможем там разместить, не вкладывая ни копейки. Уверен, что результат будет, потому что некоторые бизнес-проекты, которые здесь предлагаются, уникальны. Просто их нужно должным образом «упаковать», чтобы заинтересовать инвесторов.

Смоленщине прирастать Подмосковьем
– Много говорится о привлечении инвестиций, но серьёзными успехами на этом фронте Смоленщина похвастаться не может. Как изменится работа в этом направлении?
– Сегодня, если у инвестора будет два предложения – в Смоленской области или в той же самой Калуге, скорее он выберет Калугу. Не сказал бы, что у наших соседей больше конкурентных преимуществ, но там инвестора немножко больше любят. Ведь инвестора нужно просто-напросто любить, постоянно поддерживать с ним диалог, быть к нему внимательным и доказательным.
Сергей Владимирович Антуфьев принял решение разделить Департамент экономического развития и торговли на Департамент экономики и Департамент по потребительскому рынку, т.е. выделить структурную единицу, которая займётся сопровождением инвестпроектов, как больших, так и малых, от подписания соглашения до сдачи объекта. Будем оказывать прямую помощь инвесторам, которые готовы работать в Смоленской области. Могу привести такой пример. В Гагаринском районе полтора года компания оформляла участок под строительство завода композитных материалов. В итоге оборудование полностью готово, его уже обкатали в Пензе. Во время визита председателя Правительства Владимира Путина в Тверь ему презентовали первую продукцию – столбы из композитных материалов, изготовленные по инновационной технологии. И этот инвестор чуть было не ушёл с нашей территории. Я, когда узнал об этом, рассказал Губернатору. Он приказал во что бы то ни стало вернуть его. Сейчас администрация Гагаринского района оказывает прямую помощь этому предприятию. Планируем в июле-августе пригласить премьер-министра Владимира Владимировича Путина на закладку камня в основание завода. В районе появятся более 450 рабочих мест и надёжная налогооблагаемая база.
Эта история подтолкнула Губернатора к созданию Гагаринского промышленного кластера. Мы планируем из Гагаринского района сделать что-то наподобие «малого Подмосковья». Когда федеральная трасса преобразится, подъехать 140 километров по хорошей четырёхполосной дороге – всего ничего. Я сейчас готовлю встречу Губернатора с Сергеем Семёновичем Собяниным, которого неплохо знаю. Хотим, чтобы часть предприятий, которые уже решено вывести из Москвы, разместилась на территории Смоленской области. Сегодня почти четыре с половиной тысячи жителей Гагаринского района работают в Москве и Подмосковье. В основном это хорошие специалисты – на многих московских предприятиях требования к кадрам достаточно высоки. То есть для новых заводов и фабрик есть готовые кадры. И самое главное – мы вернём жёнам мужей.
В регионе сейчас не обрабатывается больше 800 тысяч гектаров сельхозугодий. От таких цифр волосы дыбом встают. Сейчас формируем программу возрождения льноводства, в которой будут участвовать все муниципальные образования. Речь идёт о полном комплексе, включая переработку. Ведь в советское время Смоленская область была лидером по этой продукции. Сейчас китайцы нас переплюнули. Данную программу мы предварительно обговаривали в Министерстве сельского хозяйства. Придётся собирать по крупицам. Я дал поручение начальнику Департамента имущества посмотреть, что осталось в государственной собственности из объектов льноводческой отрасли. Привлечём специалистов, которые ещё остались.
– Возрождение льноводства, создание логистических центров, реконструкция Старой Смоленской дороги, перенос предприятий из Москвы… Что даёт вам уверенность, что это получится?
– Межличностные отношения в нашей стране играют большую роль. И Губернатор умеет их выстраивать. У Сергея Владимировича очень хорошие связи во многих федеральных структурах в Москве. Да и я со многими руководителями высокого ранга лично знаком.
После встреч с министрами нужно включить звено на уровне заместителей министра, начальников департаментов, которое обеспечит реализацию достигнутых договорённостей. К сожалению, с этим до настоящего времени был некоторый провал. Не могу сказать, что вообще ничего не делалось, в Администрации достаточно много грамотных руководителей структурных подразделений, однако по некоторым направлениям есть серьёзные недоработки и просчёты.
Мой помощник отслеживает выполнение поручений. Мы ввели в программу понятие «красное число». Условно говоря, срок в десять дней. Потом загорается «красная лампочка» и приглашаю к себе руководителя. Один раз не выполнил в срок поручение – жёлтая карточка, второй – красная карточка. А потом – удаление с поля...
Закон Смоленской области о выделении участков льготникам изменят
В списке на праймериз в Смоленской области – пополнение

Другие новости по теме