Андрей ШМАТКОВ: качество жизни улучшится
Андрей Шматков – руководитель многогранный. Он – исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования, заместитель председателя областной Думы, руководитель фракции «Единой России» в Думе, глава регионального политсовета партии «Единая Россия», то есть самый главный «единоросс» Смоленщины. Когда у нас представилась такая возможность, мы постарались расспросить его об узловых точках его многоплановой деятельности. О тех проблемах, которые он видит и решает как руководитель, и о тех проблемах, которые волнуют горожан, в том числе и нас.Партия, которая рулевой
- Андрей Александрович, мы с вами беседуем через неделю после митинга в Смоленске оппозиционных партий. Не секрет, он был направлен во многом против «партии власти», региональное отделение которой вы возглавляете. Как вы расцениваете итоги состоявшегося мероприятия?
- «Единая Россия» – самая массовая политическая партия на Смоленщине. У нас насчитывается более 13 тысяч членов партии, кроме того, есть более пяти тысяч сторонников «Единой России». Люди в партии в основном интересные, состоявшиеся. Сейчас отмечается приток молодёжи, потому что «Молодая Гвардия» набирает обороты.
Как вы знаете, в ответ на действия оппозиции мы организовали пикет «Единой России» – люди вышли на площадь. Скажу вам своё главное впечатление: я не видел никакого напряжения с нашей стороны, люди испытывали радость от общения друг с другом. Было достаточно много молодёжи, были люди среднего возраста, подходили даже пенсионеры. Наш пикет показал: серьёзного нажима для того, чтобы собирать наших сторонников, не требуется. Нужно просто правильно всё организовывать: чтобы это было не только политическое мероприятие, но и общение людей между собой.
- Было ли рациональное зерно в критических выступлениях? Вы что-то для себя отметили?
- Я услышал всё то, что иной раз говорится у нас на заседаниях Думы и на заседаниях комитетов. Всё – одно и тоже. Только сейчас они добавили требование отставки Губернатора. Это вызывает просто недоумение, потому что Сергей Владимирович выполнят колоссальный объём работы. В тот день в Смоленск приезжал один из лидеров ЛДПР – думаю, «под него» этот митинг и был сделан, для его избирательной кампании. У меня сложилось впечатление, что для смоленских представителей партий этот митинг был не очень нужен.
- Как вы оцениваете партийную работу в районах Смоленщины?
- Думаю, о ней говорят итоги голосования. В марте, вы знаете, прошли большие выборы в пяти ключевых для области муниципальных образованиях, в них участвовали почти 200 тысяч человек. Мы столкнулись с такой ситуацией, что в тех районах, где отнеслись к выборам невнимательно, понадеявшись на административный ресурс, как это было в Рославле, понадеявшись на личный авторитет, завоёванный в прежние годы, не на должном уровне отнеслись к кандидатам, – партия добилась не лучших результатов. А ведь в Рославле осваивается огромное количество денежных средств. Там не только построен ледовый дворец – там ведётся серьёзнейшая газификация, туда поступает помощь из резервного фонда Губернатора, там запланировано строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Делается много – и получаем такой результат!.. Иначе, как непрофессионализмом со стороны наших партийных структур назвать это не могу: мы не можем преподнести то, что делаем, и выставляем такие кандидатуры, которые не проходят. Значит, местная партийная организация не владеет ситуацией в районе. А в Гагаринском районе мы набрали 72%! Там партия сумела сделать правильный выбор и сделала ставку на тех «единороссов», которым люди верят.
- Какие основные трудности вам приходится преодолевать как руководителю думской фракции?
- Каких-то особенных трудностей нет. Главное, чтобы в работе была чёткая программа и график действий. У нас принят план работы фракции на год. В плане чётко расписано, какие вопросы мы рассматриваем в какой последовательности. Чтобы не было неразберихи – действуй по плану! По неожиданно возникающим ситуациям мы принимаем решение вне очереди, включаем их в повестку дня.
- Главный секрет при работе с людьми – в Думе, в медицине, при партийном строительстве?
- Надо слушать людей. Обязательно слушать и пытаться поставить себя на место собеседника. Вникнуть в проблему.
- Как партийный руководитель высокого уровня, какие недостатки у партии вы видите? Где она недорабатывает?
- Хочется объять всё, а это сделать невозможно! Не хватает ресурсов, поэтому выбираем для главных направлений работы самые острые моменты. Модернизация здравоохранения – что может быть важнее?! Следующим этапом станет модернизация системы образования. Предложения сейчас прорабатываются в правительстве. Ведь у нас школы находятся едва ли не в худшем состоянии, чем больницы. Надо менять систему оплаты труда учителей – куда важнее? Среди других наших партийных проектов – «Новые дороги городов «Единой России», что может быть актуальней? 240 млн. рублей выделено в этом году, 360 млн. – в прошлом, помимо программ, связанных с празднованием 1150-летия города, – это серьёзное подспорье! И это – конкретные дела! На поддержку сельского хозяйства только в этом году областной бюджет выделяет полтора миллиарда – такого раньше никогда не было. Я являюсь депутатом от Монастырщинского района, который едва ли не самым первым в области стартует с посевной кампанией. В одном только хозяйстве «Новомихайловское» у нас более 20 единиц хорошей импортной техники, и зарплата у механизаторов повыше средней зарплаты в областном центре.
Медицинская вертикаль
- Хорошо, давайте обсудим подробно, на чём сегодня сосредоточены партийные усилия.
- Кроме предвыборной кампании, которая практически началась, самое серьёзное внимание уделяется стартовавшим проектам. Речь о социально значимых направлениях, которые необходимо развивать – сегодня этого от нас ждут люди. В первую очередь, это модернизация здравоохранения на Смоленщине. Смотрите, Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин только что сказал, выступая в Госдуме, что на 20 апреля 19 субъектов Российской Федерации не смогли защитить свои программы модернизации, хотя в поручении были чётко указаны сроки – до 1 апреля. Уложились в срок только 34 субъекта, и с глубоким удовлетворением для себя отмечаю, что мы оказались в их числе. Сегодня, получив почти 400 млн. рублей денежных средств от Федерации, 320 млн. уже переведены в Департамент здравоохранения, чтобы мы начали работать. Это серьёзный финансовый поток, который не остановится, пока не реализуем программу.
Мы выстроили чёткую, понятную вертикаль власти, и сегодня областной Департамент по здравоохранению ответственен практически за всё здравоохранение Смоленской области. Главный врач лечебного учреждения теперь отвечает за свою работу перед Департаментом, не перед главой района или ещё кем-либо. Законодательство сегодня позволяет очень жёстко наказывать за профессиональные просчёты, все это прекрасно понимают, поэтому укрепилась дисциплина. Кроме того, выровнялись прежние перекосы по заработной плате, когда главврачи в различных муниципалитетах получали совершенно разные деньги, в зависимости от решения местного главы. Сегодня мы имеем чёткую, прозрачную систему.
Финансирования в таких объёмах никогда не было – оно возросло в разы. Только в этом году у нас запланировано освоить полтора миллиарда – когда такое было на Смоленщине?! Тут даже сравнивать невозможно. В системе ОМС мы добавили почти миллиард – вместе с федеральными дотациями. Цифры говорят сами за себя.
По программе сейчас первым делом будут проведены подготовительные работы для того, чтобы лечебные учреждения смогли принять оборудование. Прежние ошибки будут учтены, мы станем действовать на опережение – в первую очередь подготовим помещения.
В области будут созданы шесть крупных межрайонных медицинских центров. Практически каждое лечебное учреждение получит определённые финансовые потоки на те или иные нужды. Думаю, что через два года мы будем иметь качественно иное здравоохранение.
Однозначно, мы отремонтируем лечебные учреждения, однозначно, мы поставим в них самое современное на сегодняшний день оборудование, единственное, что вызывает опасение – мы не сможем столь быстро найти необходимое число специалистов. Здесь нужно думать и принимать серьёзные решения. Во-первых, мы должны остановить отток медицинских кадров, во-вторых, должны профессионально подготовить специалистов, которые могли бы работать на новейшем оборудовании. Зарплата у врачей возрастёт на шесть – семь тысяч рублей. Но таким районам, как, скажем, Гагаринский и Тёмкинский, сложно конкурировать с Москвой по части привлекательности условий труда. Нам нужно удерживать специалистов жильём и льготами, мы над этим вопросом работаем.
- Вот вы всё время называете объёмы денежных средств. А не будет такого, что часть этих денег разворуют?
- Программа для того и защищалась, что в ней все федеральные средства прописаны до копеечки – куда и кем они будут истрачены. В программе есть всё: какое лечебное учреждение получит какие деньги: под какие сметы и оборудование, на какое увеличение зарплаты. Всё прозрачно. Суммы по стоимости оборудования утверждены, и выше они быть не могут.
- Скоро к нам поступит новое высокотехнологичное оборудование. Услуги, которые будут с его помощью оказываться, будут платными или бесплатными?
- Всё, что касается системы обязательного медицинского страхования, не предусматривает никаких дополнительных оплат. Если такие случаи становятся известны, мы за них очень строго наказываем, вплоть до увольнения с работы главных врачей. Простаивать новое оборудование также не должно – оно не для украшения кабинетов.
- Не секрет, что многим пациентам знакомы неофициальные поборы в лечебных учреждениях: врача нужно «отблагодарить». Причём если раньше пациенты несли коньяк и конфеты, то теперь – конверт с деньгами. Когда наша медицина станет полностью бесплатной?
- Во многом, эти подношения происходят по привычке. Это – менталитет такой. Поговорите с врачами: в большинстве случаев люди сами навязываются со своими шоколадками, бутылками, деньгами. Разумеется, услуги будут оказаны и без подарков. Если у вас вымогают нечто подобное – дайте нам знать. У нас в партии ведётся мониторинг оказания медицинской помощи. В каждой больнице сейчас есть плакат, где есть телефон общественной приёмной – звоните! Наше пожелание – обращайтесь по любому поводу. Если вас хорошо обслужили – позвоните, поблагодарите! Если вас обидели – будем разбираться. Кроме того, в каждом лечебном учреждении есть информационный стенд, где написаны правила обязательного медицинского страхования, права и обязанности гражданина и учреждения. Вам просто обязаны оказать этот объём услуг! Если ваши права нарушаются, вы можете позвонить в страховую компанию, в которой вы застрахованы, если вы там не находите понимания – звоните в ФОМС, прямо мне в приёмную: у нас проблемы в таком-то лечебном учреждении! Мы вашу проблему решим!
- Проблемой стал отказ Смоленского городского совета в передаче недвижимого имущества больниц при выстраивании новой, одноканальной схемы управления медициной. При этом фракция «Единой России» – самая многочисленная в Смоленском горсовете. Почему пробуксовывает партийный механизм принятия решений? Как сейчас строится взаимодействие региональной парторганизации с фракцией «Единой России» в горсовете?
- Сложный вопрос. Трудно поставить диагноз, почему не передают имущество в полном объёме. Должен сказать, что в конечном итоге передадут! Возможно, здесь есть некий эмоциональный момент. Экономических соображений здесь не вижу никаких, потому что область будет полностью финансировать сферу медицины и содержать все эти здания. Серьёзных причин, чтобы не передавать имущество, на мой взгляд, не существует. Это вопрос времени, он будет решён. Пусть депутаты подискутируют немножко... Мы им не давали поручения передать здания, оформленного на бумаге подобного поручения пока просто нет. Но мы им подскажем! У нас вот такой состав горсовета, и на протяжении нескольких лет другого не будет.
Как живёт областной центр?
- Какими вы видите возможности дальнейшего укрепления контактов с властями областного центра?
- Проблема, которая до сих пор даёт отголоски – мы очень болезненно формировали городскую власть. Длительно избирали главу города, долгое время не могли избрать его первого заместителя… Это отвлекает и городской совет, и исполнительную власть от решения практических задач. Надеюсь, что этот этап пройден. Глава администрации Константин Лазарев точно знает, что ему нужно делать, горсовет, надеюсь, постепенно тоже поймёт, чем ему нужно заниматься – создавать условия для нормальной работы администрации. Для этого две ветви власти и существуют – они должны работать в конструктивном взаимодействии, а не в противоречии. Со временем всё наладится!
- Что нужно сделать, чтобы у депутатов прошла обида на Губернатора, высказавшегося против увеличения аппарата горсовета? Ведь большинство жителей города также неодобрительно отнеслись к этой идее…
- Желание депутатов чисто по-человечески объяснимо, но существует и экономика. Они, может быть, немного поторопились со своим предложением. Сначала нужно поработать с тем, что есть. Если у горсовета есть серьёзные проблемы, то их нужно обозначить более ярко. Когда я работал депутатом городского совета, сотрудников аппарата у нас было человек десять. У нас не возникало таких ситуаций, чтобы аппарат горсовета не справлялся со своей работой.
- Что вам не нравится из того, что вы видите в Смоленске?
- Мне не нравится запылённость нашего города. Пыль нужно убирать, коммунальные службы над этим работают, даже по ночам, но пока недостаточно. Очень много песка! Меня удручает проблема, с которой столкнулись при строительстве подземного перехода на площади Победы. Попав в культурный слой, мы создали очень много сложностей для горожан. Планы хорошие, но хотелось бы, чтобы они были реализованы побыстрее. Мне не нравится, что строительство зданий вызывает негативную реакцию у горожан, для которых они и возводятся. Вот детское кафе на улице Октябрьской революции. Вроде бы и дело благое, а люди возмущены. Значит, кто-то что-то недодумал. Это плохо! При строительстве гипермаркета «Глобус» мы столкнулись с той проблемой, что нужно ломать бизнес предпринимателям, которые вот уже почти два десятка лет торгуют на местном рынке. Вроде бы, строительство нового – дело хорошее, а исполнение подводит!
- Что, наоборот, стало самым ярким положительным впечатлением в последнее время?
- Меня впечатляют строящиеся объекты, которых я уже могу представить готовыми. Это строительство федерального медицинского центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, а также спортивный центр на ул. Черняховского. Бываю на стройплощадках, вижу людей, которые там работают, и понимаю, что уже через год мы получим два великолепнейших объекта!
- Расскажите, пожалуйста, о таком партийном проекте, как «Детские сады – детям».
- В рамках этого проекта у нас создана рабочая группа, в которую входит в том числе и начальник Департамента по образованию и науке Алексей Сергеевич Мурыгин. Сегодня есть видение проблемы нехватки детских садов во всей её полноте. Мы определили те объекты, которые возможны к передаче из федеральной собственности в областную. Мы знаем, сколько средств нам необходимо для проведения реконструкции, ремонта и модернизации существующих детских садов, знаем, сколько нужно средств для строительства новых. Президент Дмитрий Анатольевич Медведев порекомендовал рассмотреть такую форму, как семейные детские сады – над этим сейчас тоже ведётся работа. Правительство выделило около 500 млн. рублей на проведение широкомасштабного мониторинга по стране. Думаю, что следующим серьёзным общероссийским проектом, возможно, в рамках модернизации системы образования, станет развитие системы дошкольных учреждений. Справиться с их нехваткой только региональными усилиями мы в полном объёме не сможем.
- Давайте вернёмся к теме дорог. Людей волнует даже не столько дальнейшее строительство, сколько контроль качества…
- К тем дорогам, которые сделаны по проекту «Единой России», сегодня серьёзных претензий нет. Что касается нареканий, то, по законодательству, два года отремонтированные дороги должны находиться на гарантийном обслуживании, и строительные организации обязаны их восстановить, что и будет сделано – это отслеживает прокуратура.
И ещё. Хочу отметить, что партийный проект – не разовая акция. Мы строили дороги в 2010 году, строим в нынешнем, будем строить и в 2012-м. Если строители нас подвели, если есть нарекания к их работе, то мы найдём партийные рычаги, чтобы не допустить их в следующий раз на конкурс. Кстати, далеко не все регионы получают целевые «дорожные» деньги. В 2010 году средства поступили только в 37 регионов, в том числе – и в Смоленскую область. Наша область среди освоивших средства в полном объёме, а таких единицы, - это было отмечено Борисом Грызловым на совещании.
- Большую озабоченность у горожан вызывает непрекращающаяся вырубка зелёных насаждений, лёгких города. Деятельность «Зеленстроя» беспокоит смолян своей бесконтрольностью и безответственностью. На митинге 16 апреля люди предъявляли претензии Губернатору Антуфьеву за вырезанные деревья…
- Безответственность и бесконтрольность? Не думаю, что это так. Люди они ответственные, и контроль над ними тоже есть. Другое дело, что проблема заключается в неинформированности населения в тех местах, где проводятся вырубки и кронирования. Люди не знают, зачем это делается. Уверяю вас, просто так никто ничего пилить не будет – эти работы стоят денег и требуют времени и привлечения технических средств. То, что вы видите – не вредительство, это – проявление большой плановой работы. Существует утверждённый городскими властями план работы «Зеленстроя». Он защищался перед администрацией города Смоленска, где были приведены необходимые доводы, почему, допустим, именно в этом месте и именно эти деревья. Если план утверждён, то для этого есть серьёзные основания. Этот вопрос надо рассматривать в профессиональной плоскости. Надо людям объяснять, что делается!
- По партийной линии поручение горсовету – пусть эта структура распорядится доносить до смолян планы и намерения «Зеленстроя»!
- Да, это не помешало бы. Взяли бы и выступили по радио: «У нас планируются такие-то работы в таком микрорайоне. Взамен будут посажены молодые деревья, и через пять лет вы почувствуете эффект».
- Вот мы только что говорили о фасадах, и, действительно, недавно отремонтированные здания радуют глаз. У нас в Смоленске есть большая проблема, которой почти никто не занимается, – это граффити: подростки из хулиганских побуждений расписывают стены зданий, в том числе – в самом центре города, из баллончиков с краской. Мне кажется, эту проблему нужно решать, и не только путём закрашивания безобразий, потому что назавтра всё повторится. Почему бы областной Думе не выйти с законодательной инициативой о запрете на продажу баллончиков с краской несовершеннолетним?
- Запреты – это не метод. Здесь надо действовать через семью и школу. Надо объяснять и показывать подросткам, как нужно любить свой город.
- Да, но воспитание – очень долгий процесс, а юбилей у нас на носу, и мы встретим его с размалёванными стенами свежеотремонтированных зданий…
- Мы с вами всех «художников» не переловим…
- Давайте хотя бы попробуем: наряд полиции и – штраф в местный бюджет! Почему нет?!
- Вот смотрите, у нас проходят родительские собрания в школах: нужно объяснить родителям, что происходит и какую ответственность они могут понести за проступки своих детей. Необходимы воспитательные меры, одними ограничениями мы ничего не добьёмся. Я переговорю с Мурыгиным, чтобы они в департаменте эту тему обозначили в школах. Надо организовать беседы – и с учениками, и с родителями!
Вместо послесловия. Нам совсем не хочется расстраивать Андрея Александровича и других горожан, но в арке дома, которым так восхищался в разговоре Шматков, уже появилась следующая пакость (отремонтирован он совсем недавно):