Десять лет у нас полпред
НА СНИМКЕ (слева направо): полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, председатель областной Думы Анатолий Мишнёв, депутат областной Думы Виктор Чертков и Губернатор Сергей Антуфьев у Смоленской крепостной стены.Фото из архива "СГ"
Институту полномочных представителей Президента Российской Федерации исполнилось 10 лет. На протяжении этого времени неоднократно вставал вопрос о его трансформации. Многие главы регионов поддерживают институт полпредов, называя его работу эффективной, а саму идею целесообразной, особенно
в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Однако существует и иная точка зрения: полномочные представители уже выполнили свои обязанности, и в настоящий момент их функции чётко не определены... По многочисленным просьбам читателей "Смоленской газеты" редакция обратилась в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Георгия ПОЛТАВЧЕНКО. Публикуем ответы полпреда на наиболее типичные вопросы.
- Как вы можете охарактеризовать итоги работы возглавляемого вами института полпредства в ЦФО? Что вы считаете своей основной заслугой за этот период, а чего пока ещё не удалось достичь?
- Если помните, в то время, в 2000 году, когда создавался институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, ситуация в стране была достаточно сложная. Были сильны центробежные настроения, в том числе и в ЦФО. Регионы устанавливали внутренние границы, в частности экономические. Доходило до выставления каких-то кордонов, проверок на дорогах, запрещалось вывозить либо ввозить продовольственные товары из одного региона в другой. Возникали и другие сложные ситуации, которые требовали незамедлительного вмешательства со стороны центра через этот новый инструмент. Острота подобных проблем сегодня, безусловно, снята.
Перед институтом полпредства также ставилась задача приведения региональных законодательных актов в соответствие с федеральным законодательством. Эта работа была проделана за первый год, а на сегодняшний день, как мне кажется, важно то, что все региональные законодательные акты уже на стадии подготовки и проработки проходят определённую экспертизу на соответствие федеральному законодательству. Таким образом, выстраивается система, которая позволяет избежать ошибок и совершенно ненужных действий по приведению тех или иных актов в соответствие.
Другим не менее важным результатом деятельности полномочных представителей Президента стало объединение регионов в рамках округов, а значит, и в целом по стране, в более тесно взаимодействующие экономические единицы. Сегодня я могу сказать об этом абсолютно уверенно. Вопросы, связанные с межрегиональной интеграцией, в первую очередь экономической, практически решены. Регионы очень тесно взаимодействуют как между собой в рамках округа, так и с регионами, входящими в другие федеральные округа. Причём работают на взаимовыгодной основе. Центральному федеральному округу, можно сказать, повезло. Один из субъектов нашего округа - Москва, столица России – это очень мощный, очень ёмкий рынок. Сегодня экономика других регионов примерно на 70% развёрнута именно на наполнение московского рынка.
- Какова ваша оценка инвестиционного потенциала регионов ЦФО? Задействован ли он в полную мощность или есть скрытые ещё резервы?
- Если говорить об инвестиционном потенциале округа, то он сегодня составляет свыше 60% от всего инвестиционного потенциала РФ. При этом, конечно, не надо забывать, что львиная доля приходится на Московский регион и в первую очередь на Москву. В других регионах, естественно, потенциал ниже. Но я могу сказать, что за все десять лет нашей совместной деятельности с руководителями регионов вопросы, связанные с улучшением инвестиционной привлекательности областей, входящих в ЦФО, были одними из главных в нашей работе по социально-экономическому развитию территорий. И сегодня, на мой взгляд, все без исключения руководители регионов умеют привлекать инвестиции, знают, как это делать, и самое главное – практически во всех регионах создана необходимая законодательная база по обеспечению сохранности, защиты инвестиций и создан благоприятный инвестиционный климат. Наиболее эффективна в этом плане (помимо Москвы и Московской области) Калужская область. Традиционно имеют хороший результат Белгородская и Липецкая области.
Можно говорить уже о некой тенденции: если в 2000, 2001, 2002 годах ино¬странных инвесторов интересовали только предприятия и экономика двух регионов – Москвы и Московской области, то сегодня они весьма внимательно изучают инвестиционный климат и возможности вложения средств в другие регионы, но близлежащие к Москве: Калужскую, Владимирскую, Тверскую области. Я думаю, что через 4-5 лет, если мы не будем подвержены очередному серьёзному кризису, наступит очередь и других регионов, более отдалённых.
- Как вы считаете, в ближайшей перспективе, например до 2020 года, по-прежнему значительную роль будут играть традиционные отрасли специализации и сырьевая экономика или произойдёт перераспределение ролей в связи с созданием и развитием научных центров и технопарков?
- Вопрос, на мой взгляд, весьма интересный. Направления развития экономики, которые обозначены Президентом РФ Дмитрием Медведевым, Правительством РФ, ориентированы на модернизацию практически всех сфер деятельности. Я думаю, что на первый план будут выходить современные наукоёмкие технологии, развитие инновационной промышленности, внедрение совершенно новых разработок. Тем более что потенциал в этом плане у России огромный. Но в то же время не надо ни в коем случае бросаться из крайности в крайность и забывать о том великом конкурентном преимуществе, которое имеет наша страна по сравнению практически с любой страной мира. Наличие полезных ископаемых предоставляет нашей экономике большие возможности, просто надо их использовать рачительно. Я думаю, что при поддержке тех средств, которые Россия сегодня имеет за счёт экспорта полезных ископаемых, можно и необходимо развивать новый наукоёмкий сектор экономики. Второй наш конкурентный козырь - это сельское хозяйство, так как мы обладаем очень хорошими, качественными землями. На этих трёх основных китах, я думаю, и должно строиться дальнейшее развитие экономики страны.
- Россия входит в новый этап развития, основанный на модернизации экономики и внедрении новейших инновационных технологий. Расскажите, пожалуйста, о состоянии инновационной инфраструктуры в субъектах ЦФО.
- С учётом определённой уникальности Центрального федерального округа, связанной с тем, что в нём сосредоточено около 80% научных кадров России, квалифицированных рабочих, особенно на предприятиях, традиционно работающих на оборонно-промышленный комплекс, я думаю, что ЦФО должен в первую очередь ориентироваться на развитие инновационной экономики. У нас есть неоспоримое преимущество, но есть и серьёзные проблемы, например устаревшее оборудование на ряде наших промышленных предприятий. К сожалению, в последние годы на предприятиях оборонной промышленности из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования техническое перевооружение проводилось сложно. Частные владельцы крупных предприятий, как правило, не были заинтересованы во внедрении инновационных технологий, в развитии рационализаторства на своих предприятиях. Поэтому сегодня в округе мы имеем достаточно большой парк морально устаревшего оборудования, и новые технологии на таком оборудовании тяжело внедрять. Это серьёзный вопрос, который возможно рассматривать в рамках частно-государственного партнёрства.
За 10 лет в ЦФО создано порядка 250 новых инновационных предприятий. Всего же их сегодня около тысячи. Хотя я считаю, что для ЦФО это недостаточная цифра. За эти годы предприятия создали две с половиной тысячи новых технологий. Не только в Москве и Московской области, но и во всех регионах ЦФО есть очень интересные разработки. Например, в Ивановской области есть частная структура, которую создали несколько молодых инженеров, производящих медицинское оборудование высочайшего качества и экспортирующих его в 150 стран мира.
Имея возможность в процессе своей работы общаться с представителями бизнеса, научной среды, могу сказать, что не перевелись ещё на Руси светлые головы. У нас очень много разработок, готовых к практическому внедрению, которые не только находятся на уровне ведущих мировых стандартов, но и превосходят их. По ряду технологий мы даже опережаем американцев на 5-10 лет.
- Какие пробелы или недостатки действующего законодательства, на ваш взгляд, тормозят развитие малого и среднего бизнеса? Как вы на данный момент оцениваете ситуацию с этим вопросом в регионе?
- Сегодня в региональном и федеральном законодательстве нет пробелов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Две составляющие, которые тормозят развитие, – бюрократизм и откровенная коррупция. За последние годы много сделано в плане совершенствования федерального законодательства, что обязало и регионы пересмотреть свои законодательные акты.
С прошлого года вступили в силу решения, которые резко снижают проверочную нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. Сегодня только с санкции прокурора проверяющие и надзирающие органы имеют право выходить на внеплановые проверки. Законодательно закреплено право субъектов малого и среднего предпринимательства по упрощённому приобретению или аренде соответствующих площадей и т.д.
Несмотря на кризис, в 2009 году в ЦФО увеличилось количество малых и средних предприятий. Я думаю, что это произошло во многом благодаря поддержке государства. По опросам, которые недавно провела "Опора России", 30% представителей малого и среднего бизнеса в нашем округе заявили о том, что планируют в самое ближайшее время расширять свой бизнес. А если говорить о вкладе малого и среднего бизнеса в экономику округа и региона в целом, то сегодня количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса колеблется по регионам округа от 20 до 40%. На мой взгляд, это серьёзная цифра.
- Как вы оцениваете успехи в Центральном федеральном округе по строительству жилья, в частности для молодых семей? И какие, по-вашему мнению, рычаги или ресурсы остаются незадействованными либо используются недостаточно при решении проблемы увеличения темпов строительства?
- Объём работ по строительству в ЦФО рос на 5,7% в год. По итогам кризисного 2009 года составил 82,9% к уровню 2008-го. Тем не менее удалось предотвратить его снижение в Ивановской, Липецкой, Тамбовской, Твер¬ской, Тульской и Ярославской областях.
На округ приходится самая большая доля жилищного строительства в Российской Федерации – 31,1%. На протяжении последних 10 лет ежегодный рост строительства жилых домов составлял в среднем 6,2%, что позволило увеличить объёмы ввода жилья в 1,8 раза, однако за 2009 год эти темпы незначительно снизились.
Центральному федеральному округу удалось более, чем всем остальным округам, увеличить обеспеченность жильём населения, да и жилищный фонд считается одним из наиболее благоустроенных. Я имею в виду обеспеченность водопроводом (80%), горячим водоснабжением (70%), канализацией (78%), центральным отоплением (86%).
Что касается программы строительства жилья для молодых людей, то, на мой взгляд, она весьма актуальна и важна, потому что сегодня в первую очередь молодые семьи в большей степени нуждаются в жилье во всех регионах. В каждом регионе ЦФО есть своя программа строительства, и могу сказать, что наиболее продвинулись в реализации такой программы Смоленская и Калужская области.
К сожалению, финансирование, конечно, недостаточное, поэтому надо использовать не только бюджетную поддержку, но и ипотечное кредитование. Помогает, наверное, и решение Правительства о возможности использования материнского капитала для жилищного строительства, для улучшения жилищных условий. В целом по стране на эти цели выделено около 30 миллиардов рублей. Планируется льготное кредитование в размере 9,5-10% годовых именно для тех, кто планирует использовать материнский капитал для улучшения своих жилищных условий. Очень хорошая, на мой взгляд, идея создания молодёжных строительных кооперативов. Ряд регионов нашего округа уже реализует её, ищут финансовые средства.
В целом могу сказать, что строительство в ЦФО все эти годы велось достаточно интенсивно. По обеспеченности жильём ЦФО занимает первое место в стране, на одного человека, по статистике, в ЦФО приходится 24 квадратных метра жилья. А в Смоленской области на 20% увеличилась площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя, и составляет сейчас 25 квадратных метров. Конечно, это усреднённая цифра, но она говорит об улучшении ситуации, хотя очевидно, что очень многие нуждаются в жилье сегодня. Надеюсь, сейчас мы оправимся от кризиса и пойдём вперёд.
- Общественный совет Центрального федерального округа озвучил идею создания в регионах Центрального федерального округа сельских молодёжных жилищно-производственных комплексов. Вы также неоднократно поддерживали данное предложение. Расскажите, пожалуйста, какие наиболее актуальные проблемы планируется решить благодаря созданию подобных комплексов?
- На мой взгляд, этот проект включает в себя комплекс мер по решению таких проблем, как строительство доступного жилья для молодёжи, закрепление молодых специалистов на селе, создание новых рабочих мест. Мы надеемся, что проект улучшит демографическую ситуацию в округе, будет способствовать развитию агропромышленного комплекса и инновационных сфер деятельности, создаст возможности для развития малого и среднего бизнеса. В перспективе планируется создать медицинские, образовательные, культурные, спортивно-физкультурные условия на селе, сопоставимые с городскими.
Сегодня все субъекты РФ в составе ЦФО приступили к реализации этого проекта, а в двух областях - Смоленской и Калужской - уже определены конкретные хозяйства, в которых начата практическая работа.
И ещё одно – успешная реализация этого проекта и, главное, его последующая эффективная деятельность позволят сформировать в молодёжной среде определённый класс людей, готовых модернизировать страну и вывести её на новый уровень развития.
- Как вы оцениваете развитие и динамику малого и среднего предпринимательства в ЦФО за последнее время? И что делается для популяризации среди молодёжи предпринимательской деятельности?
- В предкризисный период малый и средний бизнес развивался довольно динамично. Это выражалось как в росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства, так и в увеличении их вклада в валовой продукт, наращивании инвестиций. Малое предпринимательство стало вполне весомым сектором хозяйства многих регионов ЦФО.
Например, в Липецкой, Тульской областях на малых и средних предприятиях трудятся 30% всех занятых в экономике этих регионов, в Московской области малый и средний бизнес формировал треть экономического оборота, почти 40% совокупного оборота достигал оборот малых предприятий в Ярославской области. Интересно отметить, что в кризисный 2009 год число субъектов малого предпринимательства увеличилось прежде всего среди микропредприятий. Во многом этому способствовало антикризисное стимулирование самозанятости, развитие микрокредитования и другие меры поддержки.
Конечно, малый и средний бизнес не мог не пострадать от финансово-экономического кризиса, резкого снижения спроса. Восстановление в целом пока идёт медленно, на докризисный уровень удастся выйти тем предприятиям, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. И всё же основания для оптимизма есть. По данным исследований, проведённых региональными отделениями общероссийской общественной организации "Опора России", более трети опрошенных субъектов малого предпринимательства планируют в ближайшей перспективе расширение масштабов своей деятельности.
Безусловно, необходимо повышать стремление к цивилизованному предпринимательству именно среди молодёжи. Предпринимательство – двигатель экономического прогресса, а предприимчивость – особый талант. К тому же сейчас молодые люди, закончив образование, нацелены на получение работы в качестве наёмных работников в успешных компаниях и банках или даже мечтают стать чиновниками.
Развитие молодёжного предпринимательства стало одним из приоритетных направлений деятельности Федерального агентства по делам молодёжи, в текущем году на данное направление выделяются средства из федерального бюджета. Некоторые регионы ЦФО в рамках своих программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства также реализуют меры по поддержке молодых предпринимателей. В этом году мы планируем проведение региональных и окружного этапов конкурса "Молодой предприниматель России". Особое внимание будет уделяться поддержке молодых предпринимателей-инноваторов.
- Как вы оцениваете состояние и эффективность развития АПК в регионах ЦФО за истекший период времени?
- На Центральный федеральный округ приходится 22,5% общего объёма производства продукции сельского хозяйства России. Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей хозяйства Центрального округа с численностью сельского населения свыше 7 миллионов человек. В округе насчитывается почти 40 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 7 тысяч крупных сельскохозяйственных предприятий и порядка 35 тысяч малых предприятий.
За последние 10 лет производство продукции сельского хозяйства в округе увеличилось почти на 42%. Наибольший прирост за этот период был в растениеводстве, он составил 57%. Производство зерна увеличилось почти в 2 раза, подсолнечника – в 2,3 раза. В то же время снизилось производство картофеля на 9,5% и овощей на 6,7%.
Рост производства продукции животноводства в округе был менее значительный и составил 24,6%. Производство скота и птицы на убой увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем производство молока сократилось почти на 20 процентов.
В 2009 году в Центральном округе произведено продукции сельского хозяйства на сумму 569 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 3,7% больше, чем в предыдущем году. Из 13 областей округа, увеличивших производство, наиболее существенный рост отмечен во Владимирской (12,1%), Белгородской (10%), Рязанской (8,4%) областях.
Конечно, мощный толчок развитию АПК дал национальный проект, но хочу обратить ваше внимание на то, что в регионах ЦФО и до объявления нац¬проекта осуществлялась масштабная деятельность для достижения качественного роста в аграрном секторе сельских территорий. В сущности, мероприятия нацпроекта открыли новые возможности на селе, позволили по-другому взглянуть на кажущиеся до этого нерешаемыми проблемы, оценить наш аграрный потенциал.
В настоящее время разрабатываются региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции с учётом биоклиматического потенциала субъектов и их роли в агропродовольственном рынке страны. Основная задача этой работы – производство продукции, востребованной на рынке, работа "под потребителя", а также привлечение инвестиций в те отрасли сельского хозяйства, где необходимо импортозамещение.
На ближайшее пятилетие определены три основные цели: первая – это устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения; вторая – повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции; третья – сохранение и воспроизводство земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.
Разумеется, не все наши регионы имеют одинаковую стартовую базу для реализации этих целей. Наши чернозёмные регионы – это прежде всего Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области – располагают значительным аграрным потенциалом, в максимальной степени реализуют свои преимущества в сельскохозяйственном производстве. Аграрное направление – это исторически сложившаяся специализация данных территорий. Во второй, северной, если можно так назвать, части округа – так называемой нечернозёмной зоне – ведение сельского хозяйства затруднено либо может вестись не так интенсивно, как в южных районах, вследствие целого ряда причин. И неспроста эта зона получила название зоны рискованного земледелия. Она включает в себя большинство регионов ЦФО. Поэтому для нас и сегодня, и в предыдущие годы приоритетом остаётся межрегиональная интеграция в агропромышленном комплексе. С момента образования федерального округа на протяжении всех десяти лет проводится целенаправленная планомерная работа по налаживанию хозяйственных связей, активизации взаимовыгодного сотрудничества во всех отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей индустрии.
Сейчас в регионах разрабатываются региональные программы по производству и потреблению основных продуктов питания, или же региональные программы продовольственной безопасности, с общей системой показателей и обоснованием расчётов прогнозных балансов на период до 2012 года. Мы проводим работу совместно с Минсельхозом по созданию в областях ЦФО единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации, в т.ч. посредством организации региональных центров доступа к информационным ресурсам АПК, системы информации о рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Я считаю это направление работы тоже чрезвычайно важным.