В одно окно, или Единая система регистрации и учёта недвижимости
В мае в Смоленской области был образован единый орган по учёту недвижимости и регистрации прав на неё – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управление Росреестра по Смоленской области). О принципах работы новой структуры, о задачах, которые предстоит решить, мы беседуем с и.о. руководителя Управления Вячеславом ЛЫТКИНЫМ.- Вячеслав Ильич, расскажите об Управлении Росреестра, что нового принесло его образование?
- Управление Росреестра по Смоленской области объединило в себе функции двух структур – управлений Роснедвижимости и Росрегистрации по Смоленской области, которые раньше работали автономно друг от друга. Теперь же системы регистрации и кадастрового учёта работают в комплексе. Это должно привести к обобщению сведений об объектах недвижимости, содержащихся в различных базах данных, а главное, к упрощению процедуры оформления имущественных прав для граждан. Также Управление Росреестра осуществляет функции по геодезии и картографии (раньше геодезическая и картографическая деятельность на территории Смоленской области осуществлялась Московским окружным управлением геодезии и картографии). С расширением полномочий Управления появляются и новые задачи, самая сложная из которых, пожалуй, организация работы в сфере геодезии и картографии. Сейчас мы ищем специалистов в этой области. В целом же задачи, стоявшие перед нами в ходе реорганизации, выполнены успешно: нам удалось сохранить кадровый состав, наладить работу вновь образованных отделов.
- Насколько реорганизация повлияла на качество обслуживания заявителей?
- В ходе реорганизации была поставлена задача не допускать сбоев при обслуживании заявителей. И статистика показывает, что мы её реализовали: в первом квартале 2010 года количество регистрационных действий увеличилось на 8%, а количество жалоб уменьшилось на 14%. Тем не менее проблемы остаются, и их нужно решать. Например, за последние месяцы возросло количество заявителей в отделе регистрации прав на земельные участки (бульвар Гагарина, д. 10), в результате появились очереди, а затем и жалобы на работу отдела. В связи с этим в конце мая число специалистов, принимающих документы, было увеличено на две единицы (обучение новых специалистов приёму документов на госрегистрацию началось ещё в начале года). Сразу же увеличился поток дел, принимаемых на регистрацию, и появилась необходимость расширить штат сотрудников, занимающихся обработкой документов. Сейчас мы работаем над этим.
- Вы упомянули жалобы, могут ли они действительно повлиять на работу службы?
- Если жалоба гражданина обоснованная, она, конечно, влияет на работу Управления. Но практика показывает, что большинство жалоб вызвано незнанием законодательства или несогласием с нормами закона. Тем не менее по каждому заявлению, поступившему в Управление, проводится проверка, если выявляются нарушения, они устраняются и виновных наказываем. Срок рассмотрения обращения – месяц, после чего гражданин получает письменный ответ. Часто граждане пишут жалобы не в наше Управление, а сразу в вышестоящий орган, например в Росреестр или Администрацию Президента. В итоге это только затягивает процедуру получения ответа. Более быстрый способ решения проблем – личный приём у руководства или обращение с письмом. Мы всегда стараемся помочь заявителям.
- С марта этого года появилась возможность подавать документы на регистрацию прав по почте. Расскажите, насколько активно смоляне пользуются этой возможностью?
- Действительно, с 1 марта 2010 года вступил в силу Федеральный закон №334-ФЗ, предусматривающий возможность подачи документов на государственную регистрацию почтовым отправлением. Однако граждане эту возможность практически не используют - за три месяца в Управление почтой поступило только десять пакетов документов. Хотелось бы призвать смолян активнее пользоваться данной возможностью, ведь это реальная альтернатива очередям.
- На что нужно обратить внимание при подготовке документов к отправке почтой?
- Во-первых, обязательным является наличие заявления о проведении государственной регистрации, подпись на котором должна быть заверена нотариусом, а также копии паспорта заявителя. В случае представления документов на основании нотариально подтверждённой доверенности требуются копии паспортов и правообладателя, и его доверенного лица. Во-вторых, набор документов в почтовом отправлении должен соответствовать перечню, необходимому для проведения государственной регистрации. Перечни и бланки заявлений размещены на стендах Управления, на нашем интернет-сайте (www.to67.rosreestr.ru), там же размещена другая справочная информация. В-третьих, почтовое отправление должно быть с объявленной ценностью и включать опись вложения. И последнее – направлять письмо необходимо в регистрирующий орган по месту нахождения объекта. Например, если недвижимость находится в Смоленске и Смоленском районе – в центральный аппарат Управления Росреестра по Смоленской области (214025, Смоленск, ул. Полтавская, д. 8), если недвижимость в Руднянском, Велижском, Краснинском, Демидовском районах или посёлке Пржевальское - в соответствии с принципами размещения Управления - в Руднянский обособленный отдел (216760, Рудня, ул. Киреева, д. 79) и т.п.
- Сейчас идёт активное развитие электронных услуг. Какие из них предоставляются Управлением Росреестра?
- Законодательством не предусмотрено представление документов на государственную регистрацию в электронном виде, но есть возможность постановки недвижимости на кадастровый учёт и получения сведений об объектах недвижимости через сеть Интернет. Общедоступные сведения можно будет получить на портале услуг Росреестра (сейчас портал работает в опытном режиме). Методика предоставления сведений из Единого государственного реестра прав через Интернет ещё не разработана, а сведения из государственного кадастра недвижимости (ГКН) закрытого характера в электронном виде предоставляются конкретному лицу по запросу с использованием электронной цифровой подписи. Смоленская область не входит в число регионов, где возможность получения сведений из ГКН в электронном виде есть уже сегодня. Но работа по развитию электронных услуг на Смоленщине идёт. Создан совет при Губернаторе по развитию информационного общества. Руководство Управления входит как в совет, так и в рабочие группы при совете (в группу по вопросам формирования в Смоленской области электронного правительства и перехода на оказание услуг в электронном виде и в группу по вопросам организации и развития инфраструктуры пространственных данных Смоленской области). Уверен, что, благодаря работе этих групп, возможность пользоваться электронными услугами у смолян появится в ближайшем будущем.