Политика

Беспамятные

14 декабря 2016 года в 10:02
В Польше призвали снести все советские памятники. Глава государственного Института национальной памяти Польши Лукаш Каминьский заявил: символизировавшие «господство коммунистической системы над Польшей» советские памятники должны быть снесены и перенесены в музеи. Таких памятников и монументов в Польше осталось около 500.


Официальный вандализм

Каминьский так объясняет свою позицию: «Сохранение этих памятников является следствием незавершённости в Польше преобразований начала 1990-х. Это была роковая ошибка, которая уже много лет даёт топливо, используемое в пропаганде и провокациях, нацеленных против нашей родины».

И это – не просто мнение частного лица. Это – цинизм и кощунство, возведённые в современной Польше в ранг государственной политики.

При освобождении Польши во Второй мировой войне погибли более 600 тысяч советских воинов. Но теперь сохранение памяти о них определяется представителями польского истеблишмента как «роковая ошибка», а вандализм фактически возводится в ранг государственной политики. Число случаев осквернения советских памятников в Польше насчитывает уже десятки, если не сотни. Польша, и это неоспоримый факт, лидирует в Европе по числу случаев антироссийского вандализма.

Кстати, ещё одна новость. При министерстве иностранных дел Польши начал работу Совет исторической дипломатии. Как сообщается на официальном сайте МИД Польши, главная задача совета – популяризация истории Польши за границей и… «налаживание конструктивного диалога по вопросу трагических страниц истории». Чувствуете, куда опять ветер дует?

Трагедия и большая политика

Трудно не согласиться с теми, кто считает, что слов осуждения с нашей стороны по поводу творимого поляками исторического беспредела уже более чем достаточно, требуются чёткие и жёсткие ответные действия.

Убеждён: правы те эксперты, кто говорит, что давно пора пересмотреть наше отношение к Катыни, связав его с полузабытой сегодня советско-польской войной 1919–1921 годов, которая унесла десятки тысяч жизней наших соотечественников.

В ходе той войны, начатой маршалом Пилсудским для реализации его безумной идеи «великой Польши от моря до моря», в польском плену оказались до 130 тысяч красноармейцев. Судьба этих пленных, помещённых в концлагеря Пилсудского в Стшалкове, Тухоли и ряде других (историки говорят о 12 таких лагерях), была поистине ужасна. Недаром эти лагеря называют «предтечами Освенцима». Причём пошло это выражение не от наших, а от западных исследователей.

Мне пришлось работать в архивах с сохранившимися документами об этих концлагерях. Читать их без ужаса невозможно: поляки обращались с пленными как с рабами. Из-за антисанитарных условий, холода, голода и эпидемий узники умирали целыми бараками.
Сохранились и свидетельства о массовых расстрелах. Так, генерал Сикорский (будущий премьер-министр Польши) приказал расстрелять из пулемётов 300 российских военнопленных.

Беспамятные


Самым страшным был концлагерь в Тухоли. Там в результате бесчеловечных условий содержания погибли около 22 тысяч русских солдат. А всего в концлагерях Польши были умерщвлены не менее 80 тысяч военнопленных.

Но Польша и поныне не признаёт этот факт. До сих пор на территории бывших польских лагерей смерти не воздвигнуто ни одного мемориала в память безвинно убиенных – все наши попытки создать их жёстко пресекаются польскими властями. А те захоронения, что ещё не стёрты с лица земли, находятся в крайне запущенном состоянии. Не проявляют в Польше и готовности к христианскому покаянию за это военное преступление.

Беспамятные


Безусловно, эту тему пора уже вывести на уровень межгосударственных отношений, включив в повестку взаимоотношений Российской Федерации и Республики Польша. Но это – вопросы большой политики. А о чём стоило бы задуматься в складывающейся непростой ситуации нам, смолянам?

«Показушная груда бетона»

Мне уже не раз приходилось писать о, мягко говоря, однобокости мемориала в Катыни. Хотя он и называется международным, там всё подчинено одному – польской трагедии. Трагедия наших жертв политических репрессий, коих в урочище Козьи Горы захоронено в разы больше, – как бы и не в счёт.

Не согласны со мной? Вот вам отзывы посетителей мемориала:

«Очень неоднозначное впечатление. Почему-то воспринимается как польская трагедия и уже где-то с краешку – наша. Это неправильно, и отчётливо это понимаешь, но весь мемориал ориентирован именно на первое впечатление, а своё горе – подальше, поглубже. Вот и получается, что после умышленного национального уничижения приходится самим себя переубеждать. Возили поляков, встречали, извинялись, думали, мы тоже европейцы, а теперь от плевков в наши захоронения в Польше утираемся».

«От посещения мемориала в начале 2016 года сталось вопросов больше, чем было их десятком лет раньше, во время первого посещения. Избирательность памяти такова, что всякая фальшь и ложь чувствуется острее. Но особенно остро она чувствуется, когда враньё пытаются выдать под видом чистой правды на таких народных святынях...».

«Живу в Смоленске, но мемориал не жалую. Одна сплошная ложь... И с одной, и с другой стороны... Всегда прохожу эту показушную груду бетона и иду дальше, где на самом деле покоятся жертвы сталинского режима. Там, где и их бросили палачи... В лесу следы могил легко читаются, поэтому куда положить цветы и поставить свечку – не вопрос. А что касается польских могил, у меня вопрос к полякам: ребята, вы всё классно сделали! Только почему, когда на четвёртом году войны немцы вдруг воспылали любовью к полякам, раскопали убитых и пригласили вас, никто из родственников не приехал на опознание, не попытался забрать труп родственника и похоронить дома на семейном кладбище? Вроде вам в этом никто не мешал... Или в Польше не принято хоронить родственников по-человечески?»
«Посетили КАтынь (правильно делать ударение именно на первом слоге) с экскурсоводом. Заказывала экскурсию заранее. Спасибо за очень познавательный рассказ, специально для нас ударили в колокол (на польской стороне), открыли вагон-теплушку. После экскурсии показали ещё фильм в музее. Действительно, ужасно, что на советских могилах нет ни одного имени...».

«После посещения польского кладбища с аккуратными табличками, в некоторых местах даже с фотографиями, долго затем ходили по лесу и искали что-то похожее на наше русское кладбище, только потом выяснилось, что его как такого и не существует, весь лес просто в трупах людей».

«Очень грустное место. Особенно грустно видеть разницу между польскими и русскими захоронениями».

«В сравнении с польской частью российская часть комплекса выглядит убого. Несколько братских могил и НИ ОДНОГО ИМЕНИ».

Беспамятные


«Боль и стыд за соотечественников. Обозначенные места расстрелов и количество найденных тел – это не память и не дань уважения».

Что же делать? Не раз говорил об этом и вновь повторю:

1. Я считаю, что Общественной палате Смоленской области необходимо обратиться к дирекции мемориала «Катынь» с предложением о создании экспозиции, рассказывающей о трагедии лагерей для военнопленных в Стшалково и Тухоли. То, что в государственном мемориале «Катынь» на территории Российской Федерации до сих пор нет такой экспозиции, по меньшей мере странно.

2. Поскольку российская часть мемориала «Катынь» до сих пор остаётся фактически необустроенной, а все могилы – безымянными, соорудить на российской части мемориала Стену памяти, на которой увековечить имена всех репрессированных смолян, включённые в списки, опубликованные в «Книге памяти», составленной смоленским краеведом Алексеем Александровичем Забелиным при помощи УФСБ по Смоленской области. С этой инициативой также могла бы выступить Общественная палата. Уверен, она найдёт поддержку большинства смолян.

Шокирующее предложение?

Один из экспертов, занимающихся непростой темой польско-российских отношений, в ответ на очередное обострение русофобии поляков предложил:

«Почему бы нам не инициировать следующий виток расследования катынской трагедии? А до его завершения перенести памятники мемориала в Катыни в какой-нибудь музей, а само кладбище, не трогая ни в коем случае могил, перевести в разряд гражданских?
Причём поиск дополнительных документов по Катыни сделать перманентным: найдём что-то – прекрасно, не обнаружим – не страшно. Тут надо брать пример с соседей, которых вообще не интересует правда, в том числе историческая, если речь идёт о политической выгоде, как её понимают в Польше».


Шокирующее предложение? А если всё-таки над ним подумать и официально донести до сведения поляков? Тогда, глядишь, они и перестанут с настойчивостью отбойного молотка инициировать одну русофобскую кампанию за другой.

Фото: Игорь КРАСНОВСКИЙ, zavtra.ru, cont.ws, kprf.ru
Администрацию Смоленска ждут кадровые перестановки
Книжная провокация

Другие новости по теме