Алексея Хмельницкого освободили в зале суда
20 апреля Ленинский районный суд вынес обвинительный приговор советнику мэра города Смоленска.Алексей Хмельницкий осуществлял контроль над рассмотрением работниками администрации обращений граждан, взаимодействие со средствами массовой информации и выполнял отдельные поручения главы города. Следствием и судом установлено, в период с 29 июля 2009 года по 4 августа 2009 года обвиняемый, не имея реальной возможности влиять на принятие решений о выдаче разрешения на строительство, неоднократно требовал от директора одной из фирм города, перечисления на расчетный счёт организации, расположенной в Москве, 3,5 миллионов рублей, якобы для последующей передачи их должностным лицам администрации города за выдачу разрешения на строительство здания кафе-чайной в Смоленске.
Проект детского кафе заместитель мэра Валерий Осипов не утвердил с первой попытки, отправил его на доработку. Поэтому директор фирмы Роман Шистеров стал искать возможность решить вопрос полюбовно, и обратился к советнику мэра за помощью. Сначала Хмельницкий просил у бизнесмена два миллиона, потом три. В итоге он остановился на сумме в 3,5 миллиона рублей, которую якобы должен был передать высшему руководству города. По договорённости, первую часть платежа, 300 тысяч рублей, Шистеров должен был перевести на счёт одной из московских фирм. Подписанное разрешение на строительство кафе Хмельницкий пообещал отдать ему только после того, как бизнесмен оплатит всю сумму.
Однако с квитанцией из банка предприниматель пошёл не к советнику, а прямиком в ФСБ. Там платёжку обработали специальным раствором, позволяющим увидеть под ультрафиолетовым светом следы на руках. 4 августа 2009 года Алексей Хмельницкий был задержан с поличным при получении платежного поручения, подтверждающего факт перечисления части требуемой суммы в размере 300 тысяч рублей. Оперативники нагрянули к нему в кабинет сразу после ухода Романа Шистерова. Злополучный документ по-прежнему лежал в ящике стола советника, а на его руках стражи порядка обнаружили следы вещества, которым обрабатывали платёжку. К тому же, велась аудиозапись разговора Хмельницкого и Шистерова.
Кроме того, в ходе следствия было установлено, что Алексей Борисович в период с 21 июня 1993 года по 20 марта 2009 года (точнее установить время суду не удалось), не имея высшего образования, приобрёл у неустановленных лиц поддельный диплом Ростовского-на-Дону ордена «Знак Почета» института народного хозяйства о высшем профессиональном образовании с присвоением ему квалификации «инженер-экономист», который предоставил в администрацию города Смоленска для назначения его на должность советника главы города. Кстати, из показаний мэра Эдуарда Качановского следует, что с Алексеем Хмельницким он познакомился во время своей предвыборной кампании. Он произвёл на будущего руководителя города столь положительное впечатление, что Эдуард Алексеевич после своего избрания на пост мэра предложил Алексею Борисовичу должность советника. О том, было ли у того высшее образование, Качановский, естественно, не знал.
Хмельницкий полностью отрицает свою вину. По его словам, он содействовал получению разрешения на строительство кафе лишь потому, что руководитель строительной фирмы пообещал оборудовать рядом…детскую площадку. Безусловно, дети – это святое, только непонятно, где её можно построить на перекрёстке Кирова и Октябрьской революции. Сетовал Алексей Борисович и на то, что директор фирмы Роман Шистеров постоянно намекал ему, что хочет «отблагодарить» советника за помощь. Когда во время одной из встреч бизнесмен выключил и разобрал свой мобильный телефон, Хмельницкий сразу смекнул: дело нечисто. Поэтому он решил проверить предпринимателя. В Интернете он нашёл реквизиты какой-то фирмы и попросил Шистерова перечислить туда 300 тысяч рублей, что тот и сделал. Как советник собирался проверить, поступили ли на счёт московской фирмы эти деньги, непонятно.
Что касается поддельного диплома, и здесь у Алексея Борисовича нашлись оправдания. Он якобы познакомился с молодым человеком, который предложил ему окончить вуз экстерном. Без помощи этого юноши он обойтись никак не мог, потому что не знал порядка поступления в учебное заведение. В течение всего времени обучения Хмельницкий передавал контрольные работы и плату за обучение через проводников попутных поездов. Тем же способом он получил и диплом. Правда, никаких доказательств своей версии Хмельницкий представить суду не смог. Впрочем, как и рассказать о том, чему он обучился в вузе. Установить точное время покупки диплома и лиц, у которых он был приобретён, суду так и не удалось.
Алексей Хмельницкий признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 159 УК РФ (покушении на мошенничество с использованием служебного положения) и ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа). По совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний суд первой инстанции определил Алексею Борисовичу меру наказания в виде 4 лет 3 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Арестованный счёт московской фирмы разблокирован, Роману Шистерову вернут его 300 тысяч. А вот в иске предпринимателя, в котором он требует от Хмельницкого такую же сумму в качестве компенсации морального вреда, суд отклонил. Если ни одна из сторон не станет обжаловать приговор, он вступит в силу через десять дней с момента оглашения.