Губернатор Смоленщины ответил на вопросы журналистов
В минувшую субботу, 21 декабря, в культурно-выставочном центре имени Тенишевых состоялась большая пресс-конференция губернатора Смоленской области Алексея Островского для руководителей ведущих региональных СМИ и представителей федеральных изданий. В беседе с журналистами губернатор подвёл итоги уходящего года и поделился планами на год предстоящий.Игорь Красновский, «Смоленская газета»: Алексей Владимирович, что за минувший год вас больше всего порадовало, а что огорчило?
– Главное, что удалось сделать в уходящем году, несмотря на колоссальные проблемы, – подготовить и достойно провести празднование 1150-летия Смоленска.
То, как прошёл юбилей, оценивать, конечно, не мне, а жителям города и области, но я считаю, что твёрдую четвёрку нам поставить можно. Это было самое радостное для меня событие.
Самое безрадостное – то, что тот посыл к руководителям районов, который идёт из областной администрации, от меня лично, о необходимости более тесного контакта с жителями пока встречает недопонимание или нежелание его услышать со стороны местных властей. Пока не удаётся сделать так, чтобы власть на уровне муниципалитетов повернулась лицом к людям. В некоторых муниципальных образованиях определённые подвижки есть, но в целом эта проблема остаётся очень острой.
Президент Путин в своём Послании обратил внимание на взаимодействие между государственной и муниципальной властями. Я, как и другие главы регионов, жду в развитие установок Президента законодательных изменений, которые позволят вертикаль государственной власти спустить до уровня муниципалитетов. Как минимум на уровень районов.
О муниципальной власти
Сергей Ларионов, ГТРК «Смоленск»: В конце прошлого, начале нынешнего года создалось впечатление, что вы начали активно чистить ряды муниципальных руководителей, но потом эта работа была свёрнута. В связи с чем это произошло? Вы пересмотрели свои позиции или вас устраивает работа глав районов и других муниципальных образований?
– Меня практически в полном объёме не устраивает работа местных властей. Не устраивает ровно настолько, насколько, как я уверен, жителей Смоленской области не устраивает и работа областной администрации, и моя работа лично.
Я трезво оцениваю мнение людей о работе всех уровней власти Смоленской области. Где-то нет средств, и не вина местных властей, что они не могут решать те задачи, которые ставит население. А где-то есть наплевательское отношение к работе.
У областной власти, абсолютно заверяю, нет наплевательского отношения к проблемам людей, но есть серьёзные проблемы с финансированием решения тех или иных проблем.
Что касается вашей формулировки «чистить ряды руководителей», то я с ней категорически не согласен, это некорректная формулировка. У меня сложились конструктивные рабочие отношения с главами всех муниципалитетов, с представительной и исполнительной ветвями местной власти в районах области. Они, и я это всегда подчёркиваю, не мои подчинённые, я не могу принимать по ним кадровых решений. И в этом смысле я очень надеюсь, что реформа местного самоуправления, которую в своём Послании проанонсировал Президент Путин, будет отражена в федеральных законах. Я не имею инструментов административного влияния на руководителей органов местной власти, хотя я отвечаю за всё, что происходит в регионе. Такая же ситуация и в других субъектах Федерации.
Действительно, по ряду территорий у меня состоялись беседы с теперь уже бывшими руководителями, и они, что называется, услышали меня, освободили занимаемые должности. Эта работа не остановилась, она будет продолжена. При этом по части территорий я вижу, что власти начинают меня слышать и что-то пытаются изменить. Не совсем удачно пока у них это получается, но желание есть.
Притом что я критикую местные власти, я одновременно, пусть это не покажется вам странным, являюсь в том числе и их адвокатом перед жителями региона. Многие главы районов хотели бы максимально продуктивно работать, но у них для этого нет финансовых возможностей. Я считаю, главное, чтобы люди могли со своими проблемами достучаться до власти. А власть – или решить их проблемы, или мотивированно объяснить, почему она не в состоянии это сделать. Но когда власть закрывается и вообще никак не реагирует на просьбы людей, это недопустимо.
О сокращении чиновников
Сергей Якимов, «Рабочий путь»: Когда зашла речь о сокращении чиновничьего аппарата, называлась цифра в 600 человек. Неужели так много лишних людей в администрации? Не приведёт ли это сокращение к параличу её работы?
– Такое серьёзное сокращение обусловлено рядом причин. При предыдущем руководстве области чиновничий аппарат был безмерно раздут. Несмотря на то что наша область одна из самых небольших в ЦФО по численности населения, количество чиновников у нас оказалось самое большое на душу населения. А это – миллионы и миллионы рублей, которые можно направить в первую очередь на решение социальных проблем, главных для людей.
Мы не стали сразу реформировать аппарат, поскольку надо было посмотреть на эффективность его работы. Полтора года показали, что многие структуры и сотрудники имеют дублирующие функции, а некоторые и вовсе лишь создают видимость работы.
Только тщательно всё взвесив, мы поняли, в каком объёме можно произвести сокращение. Часть госслужащих мы перевели в менеджеры, а сейчас проводим сокращение. Оно коснётся более 600 человек. Это около 30 процентов всего аппарата областной администрации. В денежном выражении сокращение даст в бюджет региона более чем 80 миллионов рублей, на которые можно будет построить, например, так необходимый городу Смоленску детский садик.
Работу администрации сокращение не парализует. Более того, следующим этапом будет сокращение сотрудников государственных бюджетных учреждений области: там тоже есть превышение всех разумных норм.
Сейчас эту тенденцию подхватили и власти города Смоленска. Будет ли сокращение в других муниципальных образованиях? Надеюсь, что будет, поскольку и там аппарат раздут. Но если с рядом дотационных районов мы можем говорить по этой теме с позиции требований, исходя из действующего законодательства, то недотационные районы мы можем только просить посмотреть, где возможно произвести сокращение.
Дмитрий Раичев, «Российская газета»: У вас есть представление о том, где такое количество людей можно будет использовать после сокращения?
– Конечно, я сожалею, что такое количество людей потеряют работу, и тем более – в канун новогодних праздников. По-человечески мне их, безусловно, очень жаль. Я понимаю, что это живые люди, а не абстрактные «должностные лица», у них есть дети, родители, семьи.
Но я обязан прежде всего думать об интересах всего региона. А в интересах региона – сокращать расходы бюджета на чиновничий аппарат. Как и любой руководитель, я вынужден взвешивать на чашах весов интересы большинства и меньшинства. В интересах большинства приходится поступаться интересами меньшинства.
Заниматься трудоустройством этих людей не является предметом компетенции администрации области и губернатора. Но если будут конкретные обращения от сокращаемых сотрудников с просьбой оказать содействие в поиске работы, разумеется, мы не откажем в помощи, в том числе и через департамент занятости населения. Понимаю, что эти мои слова не удовлетворят людей, которые окажутся без работы, но это объективные реалии, от которых никуда не уйти.
Мы сейчас ещё получим и дополнительную проблему с большим количеством безработных в силу краха Смоленского банка, а также возможного краха ряда предприятий, которые входили в его финансово-промышленную группу.
О крахе Смоленского банка
Игорь Красновский, «Смоленская газета»: Вы упомянули Смоленский банк. Отзыв лицензии у него сильно ударил по многим смолянам. Особенно по представителям малого и среднего бизнеса, которые были его клиентами. Может ли администрация области как-то помочь им?
– Я хотел бы комплексно ответить по ситуации, связанной со Смоленским банком.
Несмотря на то что бывшие владельцы банка и ряд людей, зависящих от них напрямую, пытаются ввести жителей региона в заблуждение, что к краху банка каким-то образом причастны администрация области и лично губернатор, я официально заявляю, что ситуация с банком и крайне печальный для региона его крах – это исключительная зона ответственности его владельцев.
Я хотел бы обратить внимание жителей региона на пресс-релиз Центрального банка по отзыву лицензии у банка «Смоленский». В нём чётко указаны причины столь радикальной меры воздействия. Первая – незаконный вывод активов из банка. Вторая – то, что банк фактически перестал выполнять обязательства перед вкладчиками. Третья причина – это мошеннические схемы по созданию дополнительных вкладов на физических лиц, которые производились в последние месяцы перед крушением банка. Это – траты средств банка и вкладчиков на сомнительные экономические операции в рамках работы других юридических лиц#184; входящих в финансово-промышленную группу банка «Смоленский».
Я уже говорил ранее и сейчас могу с сожалением это повторить: владелец банка фактически создал копию пирамиды «МММ». Возможно, только чуть более цивилизованную. По информации, которой я располагаю, складывается впечатление, что, собирая деньги с вкладчиков, банк не думал возвращать их в перспективе. Они или выводились напрямую за границу или в другие банки, или вкладывались в сомнительные бизнес-операции. Поэтому крах банка – это исключительная ответственность его владельца. И, полагаю, предмет для серьёзного разбирательства действий этого лица со стороны правоохранительных органов.
Я как руководитель региона предпринимал максимум усилий для того, чтобы спасти банк. Ежедневно общался на эту тему с руководством Центрального банка, пытался убедить провести санацию банка «Смоленский» в интересах жителей области. Но когда Центральный банк увидел, как за его спиной без соответствующего разрешения выводятся активы банка «Смоленский», это стало последней каплей в принятии решения об отзыве лицензии.
Всего в Смоленском отделении банка было собрано с жителей региона порядка трёх миллиардов семисот миллионов рублей. Сумма огромная. Но она распределяется на 35 с половиной тысяч вкладчиков, из которых 35 тысяч (98 процентов) вкладчиков получат всё положенное в полном объёме, поскольку их вклады не превышали 700 тысяч рублей, которые будет выплачивать Агентство по страхованию вкладов.
Что касается юридических лиц, которые были клиентами Смоленского банка, – их, к сожалению, не коснётся компенсация со стороны государства.
Нельзя не сопереживать тем предпринимателям, которые столкнулись с риском потери бизнеса или уже теряют бизнес. Администрация области, к сожалению, не в состоянии компенсировать им их вклады и счета, поскольку это запрещено по Бюджетному кодексу.
Однако мы в 2013 году проводили программу поддержки малого и среднего предпринимательства. В текущем году малый и средний бизнес региона получил 250 миллионов рублей господдержки. Через конкурсы право получить эти средства получили 113 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В следующем году мы продолжим оказывать помощь в развитии малого и среднего бизнеса. Возможно, удастся даже потратить на это сумму большую, чем в уходящем году.
Сергей Ларионов, ГТРК «Смоленск»: Выживут ли другие региональные банки? Готовы ли вы сейчас успокоить людей, что ситуация не повторится, что не будет «эффекта домино»?
– Жителям области, которые являются вкладчиками региональных банков, не нужно ни в коем случае поддаваться панике.
Ситуацию с банком «Смоленский» я знал лишь потому, что этот банк входил в финансово-промышленную группу, предприятия которой участвовали в освоении бюджетных средств, выделенных на 1150-летие Смоленска. И поэтому я заранее предполагал, что может произойти, при этом не имея, к сожалению, ни малейшей возможности напрямую обратиться к жителям региона и предостеречь их заранее от того, что будет. Потому что как только я бы произнёс слова о том, что ситуация в банке критична и через какое-то время банк может перестать выполнять свои обязательства перед вкладчиками, тут же началась бы паника и руководство банка справедливо обвинило бы меня и только меня в крахе банка. Поэтому мы говорили исключительно лишь о том, что есть проблемы у финансово-промышленной группы по невыполнению своих обязательств через строительство юбилейных объектов.
Я не знаю детально ситуацию с другими местными банками. Насколько меня информируют специалисты Центрального банка и его управления по Смоленской области, ситуация в других банках региона достаточно стабильная. Насколько – сказать не могу, поскольку, послав сигнал «успокойтесь», я не хочу через какое-то время получить вопросы о том, почему я не дал возможности забрать вовремя вклады. Я некомпетентен в банковской сфере, детально не знаю ситуации. Но по крайней мере ситуация со СКА-банком позволяет надеяться на то, что «эффекта домино» не будет. В первую очередь сами вкладчики не должны этот эффект создавать. Я думаю, что вкладчикам надо успокоиться.
О политике
Максим Кузьмин, «Объединённая редакция»: Основное политическое событие уходящего года – выборы в областную Думу. Сейчас, когда уже улеглись политические страсти, как вы оцениваете ход этой кампании и её итоги?
– Считаю, что оценивать итоги выборов надо всё-таки не мне, а избирателям, которые голосовали за тех или иных кандидатов, за те или иные политические партии. Мы, власть, должны были обеспечить равные условия для всех. Я считаю, что мы их обеспечили.
Как губернатор я доволен тем, что жители области поддержали три ключевые политические силы, на которые я опираюсь и которые сформировали коалиционную администрацию. Это «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Я также рад, что люди фактически отвергли ту политическую силу, которая ради достижения своих корыстных политических целей ушла в глухую оппозицию, во враждебную оппозицию этим трём политическим партиям.
Важно, что сейчас будет делать Дума как высший законодательный орган области, какие законы принимать, какую политику проводить, в том числе по принятию бюджета, по реализации тех или иных направлении в экономике, социальной сфере. Будем смотреть.
Пока я доволен очень конструктивным диалогом с депутатским корпусом. Я благодарен депутатам, что они прислушались к позиции администрации при обсуждении бюджета на 2014 год, несмотря на то что при внесении бюджета в Думу мы слышали совершенно разные, в том числе и очень критические отзывы со стороны депутатского корпуса. Я признателен депутатам, что, голосуя за бюджет, они отказались от так называемых депутатских фондов. Администрация не закладывала их в проект бюджета, депутаты нас поддержали. Теперь эти средства будут идти через различные программы на оказание помощи людям, на решение тех проблем, которые стоят перед нашей областью.
Игорь Красновский, «Смоленская газета»: Насколько продуктивной была совместная с региональной властью работа в 2013 году представителей Смоленщины в Госдуме и Совете Федерации?
– Вопрос двусмысленный, потому что некоторые из них не хотят работать ни вместе, ни отдельно, и их фамилии мы знаем. Что касается других, то мы в диалоге. Я как глава субъекта ставлю задачи, они в той или иной степени пытаются их решить или не пытаются. Я бы не хотел давать личную оценку каждому члену Федерального Собрания от Смоленщины. Девять лет я работал депутатом Государственной Думы и знаю очень много примеров, когда члены Совета Федерации и депутаты Госдумы приносили огромную пользу для своих регионов, включая регионы в федеральные программы, выбивая дополнительное финансирование и так далее. В нашем случае за минувший год я таких прецедентов не знаю.
Максим Кузьмин, «Объединённая редакция»: Недавно два ваших соратника – Константин Никонов и Андрей Борисов, назначенные на ответственные посты в администрации области и города, приостановили своё членство в ЛДПР. Не означает ли это, что созданная вами коалиционная администрация со временем может трансформироваться в беспартийную?
– Это их и только их личное решение – и Андрея Александровича и Константина Владимировича. Но я считаю, что решение правильное. Тем более что Константин Никонов после реформы администрации, которая завершится в начале февраля, возглавит новый департамент по внутренней политике и ему предстоит взаимодействовать со всеми партиями и общественными организациями. Поэтому то, что он сделал, логично, равно как и для Борисова.
Что касается коалиционной администрации, то она, безусловно, не прекратит своего существования. Наоборот, мы будем приветствовать, если к ней будут присоединяться и другие политические силы. Предлагали, предлагаем и будем предлагать всем политическим партиям – и парламентским, и непарламентским – примкнуть к коалиции. В том числе и той региональной организации той парламентской партии, которая заняла по отношению к коалиции враждебно-демагогическую, популистскую позицию. Пусть приходят и работают, хоть что-то сделают для интересов региона вместо пустой говорильни.
Среди моих заместителей есть представители «Единой России», ЛДПР и КПРФ. В областной Думе – и я рад, что Игорю Васильевичу Ляхову удалось это сделать, – тоже сформирована коалиция. При всей разности позиций у «Единой России» и КПРФ есть общая цель по ряду принципиальных вопросов: развитие Смоленской области, улучшение социально-экономической ситуации. Поэтому тенденций, о которых вы спросили, я не вижу. Скорее будет наоборот.
Как будем зарабатывать?
Игорь Красновский, «Смоленская газета»: При обсуждении бюджета много говорили о том, как будем тратить. А вот о том, как будем зарабатывать, – ни слова. Не секрет, что бюджет области на 2014 год – это бюджет выживания. Когда и при каких условиях регион сможет перейти на бюджет развития? Как и на чём мы будем зарабатывать для казны?
– Действительно, некоторые говорят и пишут, что в регионе нет экономического бума, экономического роста, инвестиций. Но работа по наполнению областной казны ведётся серьёзная. И есть уже серьёзные успехи в этом направлении. Приведу пример. В 2013 году нам удалось привлечь в бюджет региона 4 млрд 100 млн рублей бюджетных денег на различные программы. Это почти на полмиллиарда больше, чем в 2012 году. Это результат кропотливой ежедневной работы и с правительством, и с конкретными министерствами.
Кстати, в наступающем году мы будем тратить федеральные деньги по-новому, гораздо более рационально, чем прежде: у нас разработано 27 региональных целевых программ, и 90 с лишним процентов всех средств расходной части бюджета будут идти именно через эти программы. В результате мы будем чётко видеть конечную цель, конкретные конечные показатели. Так работать гораздо эффективнее и удобнее.
Теперь что касается инвестиций. Я много раз говорил, что за полтора года невозможно увидеть результаты работы по привлечению инвестиций. Ведь даже если нам удалось бы привлечь в регион серьёзного инвестора в первый же день моей работы на посту губернатора, то всё равно как минимум год ушёл бы на оформление документов, год – на проект, год – на строительство. То есть только три года надо по минимуму, чтобы предприятие построили, а потом ведь его ещё надо и запустить, чтобы оно начало работать.
Тем не менее мы организовали работу с предприятиями, которые уже были на территории региона до нашего прихода во власть, таким образом, что сейчас уже выходим с ними на второй-третий этапы строительства. И по ряду предприятий уже есть серьёзные успехи. Например, совместно с руководством Останкинского мясоперерабатывающего завода мы вышли на вторую очередь проекта, и в рамках 2013–2015 годов область получит дополнительных три миллиарда рублей и дополнительный социальный эффект – около 800 новых рабочих мест.
Очень серьёзную работу мы провели по реконструкции и расширению Игоревского деревообрабатывающего комбината. В частности, мой первый заместитель Михаил Юрьевич Питкевич работал с банковской системой, потому что необходимо было помочь предприятию получить кредитование для реализации проекта. В рамках 2013–2015 годов в развитие завода будет вложено порядка семи миллиардов рублей, а социальный эффект выразится в создании 560 новых рабочих мест.
По предприятию «Специальное солнечное стекло России» – заводу в Ворге Ершичского района. Его мощности будут строиться в 2013–2017 годах. Общий объём инвестиций – 2 млрд 365 млн Социальный эффект – создание 200 рабочих мест.
В Тёмкинском районе в рамках 2014–2015 годов мы совместно с московским ООО «Вирмонт фуд» создадим птицеводческий комплекс по выращиванию мясных бройлеров. Общий объём инвестиций – 5 млрд 800 млн, социальный эффект – создание почти 600 рабочих мест.
В Ярцеве совместно с ООО «Алюминиевый век» занялись строительством алюминиевого литейно-прокатного завода. В рамках 2014–2019 годов объём инвестиций составит порядка 4 млрд 940 млн рублей, социальный эффект – 600 рабочих мест.
В Смоленском районе краснодарская компания «Тандер», которой принадлежит розничная сеть магазинов «Магнит», будет строить распределительный центр. Проект будет реализован до 2016 года, объём инвестиций – полмиллиарда рублей, социальный эффект – создание 500 рабочих мест.
В Сафоновском, Гагаринском, Кардымовском районах, в Смоленске, во многих других муниципальных образованиях сейчас идёт работа совместно с администрацией области по реализации тех или иных инвестиционных проектов. Я очень рад, что впервые могу столь широкой аудитории сказать об этом. Работа идёт, хотя мы её и не афишируем. С каждым днём мы старается привлекать всё больше средств и компаний в регион. Это непросто, тем не менее уже удалось многое сделать и, я уверен, удастся в ещё большем объёме.
– А инвесторы как налогоплательщики регистрируются в регионе?
– Большинство компаний регистрируются здесь. Это принципиальная моя и администрации области позиция. Я искренне рад, что нам удалось договориться со всемирно известным концерном «Фрезениус» о строительстве диализного центра в Смоленске. Это тоже много миллионов рублей инвестиций, много рабочих мест, а главное – качественная медицинская помощь людям. Мы их убедили, они будут здесь создавать своё дочернее предприятие. Потому что нам важно, чтобы налоговая база региона укреплялась.
О долгах
Сергей Якимов, «Рабочий путь»: Когда ваша команда пришла в область, одним из приоритетов вы ставили сокращение госдолга региона. Но, как мы видим, сократить его не удаётся. А тут ещё «сюрприз» с консолидированными налогоплательщиками. Как вы думаете, удастся ли вернуть налоги, которые ушли на уровень Федерации и будут ли списаны долги регионов?
– За первые полтора года работы нам удалось сократить госдолг региона на полмиллиарда рублей. Так что установку на то, что необходимо сокращать долг области ради будущих поколений, а не проедать бюджет ради того, чтобы получить какие-то электоральные плюсы для себя, мы выполняли целенаправленно и последовательно.
Ведь что было на Смоленщине ранее? Ранее были приняты популистские решения, которые не были обеспечены экономически. Не были обеспечены ни малейшими деньгами в бюджете региона. Под них брались многомиллиардные кредиты в коммерческих банках под огромную процентную ставку. И в результате прошлая администрация, получив регион с долгом в 400 миллионов рублей, оставила последующей администрации, то есть нашей, за четыре года своей работы долг в 15 миллиардов рублей.
Тем не менее за первые полгода работы нам удалось на полмиллиарда этот долг сократить. И это притом, что мы в полном объёме выполняем майские указы президента. Мы выплачиваем долги «Газпрому», благодаря чему сдвинулась с мёртвой точки газификация региона.
Но никто не мог предположить, что из областного бюджета выпадут существенные доходы от консолидированных групп налогоплательщиков, а также что начнётся спад в экономике страны и, соответственно, в экономике области. В результате мы недополучим в рамках исполнения бюджета 2014 года порядка трёх миллиардов рублей.
Поэтому, когда мы столкнулись с этими вызовами, которые, подчеркну, не являются виной работы нашей администрации, а вытекают из той макроэкономической ситуации, о которой я сказал, мы были вынуждены обратиться на федеральный уровень за поддержкой. Я дважды встречался с министром финансов Силуановым и «пробил» два бюджетных кредита.
Скажу откровенно, что далеко не все коллеги-губернаторы, с которыми я пересекался в приёмной у министра, могут похвастаться таким результатом. Здесь надо отдать должное Владимиру Жириновскому (ЛДПР), который оказал очень серьёзную политическую помощь в принятии этих решений, а также Сергею Неверову («Единая Россия»).
Благодаря этим двум федеральным политикам, а также благодаря нашей работе мы получили семь миллиардов бюджетного кредита. Эти деньги идут не только на выплаты зарплат и пособий. Ими мы замещаем коммерческие кредиты, взятые до нас. За счёт разницы в процентной ставке между бюджетными и коммерческими кредитами, а она очень существенная, мы экономим сотни миллионов рублей. Постепенно будем продолжать эту работу.
Что касается общеэкономического фона, то он сейчас крайне негативный по всей стране. У нас на Смоленщине, в сравнении с другими регионами, ситуация, поверьте, далеко не худшая.
О списании долгов регионам. Со стороны всех моих коллег этот призыв к федеральному центру звучит постоянно. Насколько я понимаю, на данный момент позиция Министерства финансов по этому вопросу крайне отрицательная. Но мне кажется, что окончательное решение если и будет приниматься, то не в Минфине, а на высоком государственном уровне, потому что снежный ком долговых обязательств регионов в какой-то момент, как мне кажется, может привести к экономическому и социальному коллапсу в стране.
По консолидированным налогоплательщикам. Несмотря на то что некоторые мои оппоненты пытались заявлять, что администрация области спокойно наблюдала, как деньги уплывают, я провёл большую работу, встречался с руководителями компаний, структуры которых присутствуют в нашем регионе. Руководители этих компаний сказали мне только одно: «Мы все обязательства перед государством с точки зрения налогов выполнили, а также выполнили те поручения, которые нам пришли из больших московских кабинетов». Удастся ли вернуть эти миллиарды? Вопрос некорректный. Какие сигналы будут этим компаниям в 2014 году о том, где платить налоги, я сказать не могу. Думаю, что всё будет зависеть от экономической ситуации в стране в целом.
О проблемных объектах
Сергей Якимов, «Рабочий Путь»: Есть какая-то ясность в судьбе аэродрома «Северный»?
– Перманентную работу по будущему аэродрома «Северный» администрация ведёт, веду я лично в диалоге с министром обороны, с Генеральным штабом. Мы бы хотели сохранения аэродрома с тем целевым назначением, которое есть у него. В Министерстве обороны и в Генеральном штабе есть две диаметрально противоположные позиции: одна – забирайте аэродром в собственность региона, нам он для обеспечения безопасности и обороны страны не нужен; вторая – интересен, нужен и будет использован по его прямому назначению. Пока единой позиции нет. Я этот вопрос обсуждал с Сергеем Кужугетовичем Шойгу, мои заместители обсуждают его с главкомом ВВС, с руководством Генерального штаба. Но каким будет будущее аэродрома, на сегодняшний день гарантированно сказать сложно. Если Министерство обороны сохранит его и прислушается в том числе и к нашему мнению, мы будем думать, как совместно развивать его комплексно, на перспективу. Если министерство примет решение о закрытии аэродрома – значит, будем думать, что делать с этой огромной территорией, потому что за счёт областного бюджета создать свой аэродром и аэропорт мы не сможем. Надеюсь, что буквально в первые месяцы следующего года мы окончательно поймём позицию Министерства обороны и Генштаба в целом.
Максим Кузьмин, «Объединённая редакция»: В Смоленске есть объект, который у горожан вызывает чувство тревоги, – кинотеатр «Октябрь», многие годы находящийся в ужасающем положении. При этом очевидно, что этот объект, наверное, интересен и инвесторам, и бизнесу. Есть ли у него какие-то перспективы? Обладаете ли вы какой-то информацией по будущему этого объекта?
– Да, в какой-то степени это уникальный городской объект, памятник нашей общей истории, истории нашего города. И в переносном, и в прямом смысле памятник, потому что две стены кинотеатра «Октябрь» являются охраняемым памятником культуры, а две – нет, как ни странно…
Моя позиция следующая. Я считаю, что руководители муниципальной власти Смоленска должны идти по пути продажи кинотеатра «Октябрь» и ряда других не менее значимых объектов. Потому что у города нет ни малейших средств на реставрацию, реконструкцию и поддержание в порядке этого объекта и других. Продав, город получит два плюса: средства в бюджет на первоочередные социальные нужды, а эти объекты получат новую жизнь. Можно проводить продажу с оговорками, чтобы она была без изменения целевого назначения кинотеатра. Но это будет сложно, потому что мало найдётся желающих сохранить профиль объекта. Велика вероятность, что придётся столкнуться с неприятием такого решения со стороны горожан, особенно старшего поколения. Но это предмет компетенции Смоленского городского Совета и администрации города. Я свои рекомендации им высказывал.
Сергей Якимов, «Рабочий Путь»: В чём загвоздка с принятием в городскую собственность подземного перехода на площади Победы?
– Основная загвоздка в том же человеке, который разрушил «Смоленский банк», а также рушит Смоленскую дорожно-строительную компанию и Смоленскую строительную компанию как её главный акционер. Смоленская строительная компания до сих пор не может в полном объёме выполнить все юридические процедуры для передачи этого объекта городу, как и по ряду других объектов. Я рад, что нам удалось, хотя и не сразу, не быстро, накрыть эти переходы козырьками. Их эстетический вид многим не нравится, мне тоже он не слишком нравится. Но это объект муниципальный, поэтому это предмет деятельности городской администрации, я могу лишь высказывать своё мнение.
Дмитрий Раичев, «Российская газета»: Многое из плана подготовки к юбилею Смоленска осталось не выполнено. Как вы представляете себе завершение работ на многочисленных объектах, которые остались недостроенными?
– Не соглашусь с тем, что большая часть объектов не завершена, это не так. Большая часть как раз завершена, но есть объекты, которые действительно необходимо достраивать, и мы их достроим, средства на это есть, они будут получены из федерального бюджета в рамках этапов завершения строительства. У нас не завершён зоопарк, сейчас там идут работы по подготовке вольеров, мы его завершим в будущем году. К 31 декабря этого года будет завершена в полном объёме конноспортивная база, к этому же дню в полном объёме будет завершено и строительство набережной. В следующем году будут продолжены работы по ремонту инженерных коммуникаций, по переселению из ветхого и аварийного жилья. Средства на всё это в федеральном бюджете есть – часть уже получена, остальное мы получим по завершении работ.
Причиной тому, что мы вышли за календарные рамки юбилейных мероприятий, – три фактора. Первый: смена власти в регионе прошла практически за год до юбилея; мы получили возможность заниматься юбилейным строительством, когда разбег во времени был минимальным, если он вообще был. Второй: средства на подготовку к юбилею фактически были освоены до формирования новой администрации. На часть объектов вообще не было средств, и мы были вынуждены пробивать их в федеральном центре. Третий: крайне недобросовестные подрядчики, которые были определены нашими предшественниками. Да, в рамках конкурсных процедур, но как они проходили – это скорее вопросы компетенции правоохранительных органов. И по ряду объектов, как вы знаете, возбуждены уголовные дела. Вместо того чтобы строить, нам приходилось искать пути для разрыва контрактов. И спасибо, что федеральный центр в лице федеральной судебной власти создал прецедент, благодаря которому мы смогли расторгнуть контракт с мошеннической компанией «Аэротехстрой» по набережной и привести нового подрядчика.
Фактически все недостроенные объекты строили структуры, входящие в финансово-промышленную группу, стержнем которой был «Смоленский банк». Поэтому помимо краха банка были проблемы с этими компаниями: они фактически парализовали всю работу, и только недавно мы смогли выйти на расторжение контрактов и с ними – и со Смоленской строительной компанией, и со Смоленской дорожно-строительной компанией, и с другими структурами ФПГ.
Если бы смена власти в регионе произошла не за год, а хотя бы за два года до юбилея, я вас уверяю, этих «хвостиков» не осталось бы. Но что случилось, то случилось…
О медицине
Игорь Красновский, «Смоленская газета»: Многие смоляне справедливо считают, что самая больная проблема здравоохранения региона – плохая диагностика. Будет ли в Смоленске создан областной диагностический центр?
– Проблема диагностики – это ключевая проблема здравоохранения всей нашей страны. Её уровень, на мой личный взгляд, не как губернатора, упал настолько, что дальше некуда. В планах администрации области, в моих личных планах – сделать всё, чтобы на Смоленщине появился современный диагностический центр. Соответствующее поручение мною дано члену Совета Федерации от Смоленской областной Думы Людмиле Вячеславовне Козловой. Она уже несколько раз встречалась с министром здравоохранения Вероникой Игоревной Скворцовой, и мы ведём работу для того, чтобы этот центр в перспективе обязательно появился.
Считаю также необходимым сказать: я рад, что благодаря работе администрации области мы получили возможность с будущего года начать строить в Смоленске перинатальный центр, крайне необходимый региону. Это вклад администрации области и мой личный вклад в развитие здравоохранения региона. Я горжусь этим, потому что пробить этот вопрос удалось с огромным- огромным трудом, но тем не менее он решён положительно.
О вызовах времени и рейтингах
Сергей Ларионов, ГТРК «Смоленск»: Какие значимые вызовы для региональной власти вы видите в наступающем году? И в связи с этим ещё вопрос: как вы относитесь к различным рейтингам региона и вашим лично?
– В 2014 году, как и в уходящем, как и прежде, как и в последующие годы, актуальна необходимость сохранения и приумножения социальных гарантий для жителей нашего региона, создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни смолян. Поэтому в следующем году, как и в этом, мы будем стараться привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, повышать налогооблагаемую базу и за счёт неё повышать социальные расходы.
Что касается рейтингов, то я, как профессиональный журналист и пиарщик в прошлом, прекрасно знаю им цену. Знаю, кем, как, и на каких условиях они готовятся, кто и по чьему заказу работает. Я многое мог бы рассказать, какие намёки были мне и от кого, что нужно делать, чтобы я всегда был как минимум в первой половине рейтингов, а иногда даже приближался и к первой десятке.
Но я прекрасно понимаю, что даже в первую десятку того или иного рейтинга с экономикой Смоленского региона попасть – это с моей стороны было бы слишком вызывающе.
Я не собирался и не собираюсь платить за своё место в рейтингах. У меня есть два рейтинга: уровень оценки моей работы со стороны жителей Смоленской области и уровень её оценки со стороны Президента России.
При тех реалиях, которые есть в экономике Смоленской области, я считаю, что мы работаем неплохо. Хотя, наверное, многие считают, что можно работать лучше. Но со стороны всегда легче критиковать и давать оценоч