Персональный газопровод
С недавних пор в деревне Дудино кипят нешуточные страсти. По примеру своего односельчанина, главы муниципального образования "Монастырщинский район" Николая Казакова, селяне на скудную зарплату или пенсию покупают… диктофоны. Зима на носу, надо бы дровишками запастись, а люди тратят так непросто заработанные денежки на оргтехнику, доселе им мало знакомую и в обычном быту ненужную. А как же иначе? Начнёшь высказывать претензии своему власть имущему земляку, мол, почему ты уже провёл газ в свой дом, а мы лапу сосём, Николай Иванович тут же включает диктофон. И пыл у оппонента главы сразу пропадает. Научены жители Дудина горьким опытом. Покритикуешь главу, а он сразу в райотдел милиции сигнализирует: примите меры, оскорбляют тут некоторые высшее должностное лицо района, вот доказательства есть, прослушайте диктофонную запись.Страсти-мордасти разгорелись в деревне после 1 сентября. Этот день вдвойне стал праздничным для Николая Казакова. Утром он сердечно поздравил учащихся школ района и педагогов с Днём знаний. А после обеда лично принимал работу своих подчинённых – начальника ЖКХ М. Свиридова и главного по газу в Монастырщине А. Горелова. Те не подвели. Представители возглавляемых ими служб в рекордно короткие сроки закончили земляные работы и подвели газовую трубу непосредственно к дому главы района. Оба начальника контролировали это важное событие на глазах жителей деревни. Подгоняли работников: поспешайте, нужно успеть проложить трубу засветло!
Всё бы ничего, природным газом в деревне мало кого теперь удивишь. Крестьяне залезают в долги, берут кредиты, лишь бы оплатить стоимость работ по проектированию, экспертизе проекта газификации своего населённого пункта, непосредственно подведению газовой трубы в дом. Вот и жители Дудина год назад, а именно 4 октября 2008 года, расходились с сельского схода в приподнятом настроении. Они обсудили вопрос долевого участия в проектировании и строительстве уличного газопровода. Инициатором этого меро¬приятия был их односельчанин, глава района Николай Казаков. Он обнадёжил земляков, заявив, что строительство газопровода начнётся в мае 2009 года. Однако для этого необходимо собрать деньги на разработку проекта и его экспертизу. Николай Иванович сказал, что у него лично есть возможность оказать спонсорскую помощь населению через хорошо знакомых ему предпринимателей. И добавил: есть возможность попасть в областную программу газификации села.
Сельчане поверили главе и решили проектировать и строить газопровод среднего и низкого давления за счёт собственных средств. Не откладывая в долгий ящик, избрали уполномоченного представителя с правом представления интересов всех жителей Дудина по газификации деревни. Этой чести удостоилась Людмила Соколова.
- Деньги на оплату проекта в сумме 581 тыс. 378 рублей 41 копейки я собрала за считанные дни, – рассказывает Людмила Петровна. – Всего захотели провести газ в свои дома 78 жителей Дудина. Николай Казаков деньги внёс одним из первых – 7800 рублей за разработку проекта газопровода и ещё 660 рублей за его экспертизу. Был составлен договор с проектно-конструкторским бюро ОАО "Смоленск¬облгаз", директор А.А. Иванченков. Согласно договору от 12 ноября 2008 года, проект должен быть сдан до 30 апреля 2009 года. Однако проектировщики в оговорённые сроки не уложились и предоставили его только 24 июля этого года. 3 августа проект был сдан на госэкспертизу. Оплачена экспертиза тоже населением. До настоящего времени проект не утверждён, но в дом главы района Казакова газ уже проведён. Кстати, на одной улице с ним проживают семьи Малащенковых и Никитенковых, но они без газа.
По словам Л.П. Соколовой, односельчане обратились к Казакову: как такое возможно? Утверждённого проекта газификации населённого пункта нет, а у главы уже есть личный газопровод? В ответ Николай Казаков просто нахамил людям, заявил, что у него газ будет, а остальные заплатят за подводку и оборудование по 150 тысяч рублей. И добавил: если будете голосовать за меня на выборах – возможно, и проведут в деревню газ. А нет – ничего не получите.
Возмущённая монологом главы района Людмила Соколова поехала в Смоленск, обратилась с жалобами на действия Казакова в Администрацию области, УВД, областную прокуратуру, редакцию "Смоленской газеты". А затем написала письмо депутатам Монастырщинского райсовета Анатолию Ерошову и Виктору Лобанову.
Николай Иванович отреагировал на жалобу Соколовой мгновенно. Прослышав про письмо односельчан, он стал вычислять подписантов. Причём запугивал людей. Вот что рассказывает Людмила Соколова:
- 19 сентября в 17 часов 10 минут ко мне домой явились трое сотрудников местной милиции. Не представившись и не предъявив документов, стали задавать вопросы: писала ли я жалобу на главу района Казакова? Я пригласила их войти в дом – они отказались и тут же пригласили меня сесть к ним в машину. Я растерялась и подчинилась требованиям милиционеров. Пояснила, что жалоб на Казакова не писала, а по просьбе и от имени жителей деревни писала заявление с просьбой разобраться в том, как ведётся эта самая газификация. Жалобу главы района на меня они не показали, хотя сказали, что она существует и милиция пришла разбираться со мной именно по казаковскому заявлению. Затем милиционеры стали меня расспрашивать, кто конкретно из жителей подписывал жалобу на Казакова. Я сказала, что фамилии не назову, а текст могу дать, если им это нужно. Почему не назвала фамилий подписантов? Да потому что уже начались разборки с теми людьми, кто поставил свои подписи под письмом. Кое-кого по просьбе главы уже уволили с работы, другие подвергаются жёсткому прессингу со стороны своего начальства.
Минут через пять после моей беседы с милицией явился Николай Казаков. Он сразу же стал кричать на меня, будто бы я клевещу на него, грозил кулаком и всячески мне угрожал в присутствии работников РОВД. Я сказала, что его не приглашала, и попросила покинуть мою территорию. Однако глава продолжал кричать и угрожать. Милиционеры сделали вид, что ничего не видели и не слышали. Я ответила, что не боюсь угроз, ты мне ничего не сделаешь или, может, подожжёшь? К слову сказать, у многих оппонентов Казакова почему-то горели дома, бились стёкла в окнах, травили собак. Казаков тут же достал диктофон и сказал: "Ты меня официально в этом обвиняешь?" Я сказала: "Включайте диктофон, всё расскажу". Он отошёл от меня и стал разговаривать с водителем РОВД, затем уехал.
В этот же день работники милиции и Казаков посещали по этому вопросу и других жителей деревни. Некоторых запугали так, что люди стали отказываться от собственной подписи под заявлением, которую они поставили на сходе граждан. Я же после визита Казакова и милиции вызвала "скорую": подпрыгнуло давление.
Депутат райсовета Анатолий Ерошов:
- 21 сентября около 15 часов возле магазина, почти напротив дома Казакова, появилось объявление, приглашающее жителей деревни Дудино собраться на сход в 18.30. В объявлении значилась повестка дня – газификация этого населённого пункта. Народу собралось немного. Николай Иванович свою пылкую речь посвятил газификации Монастырщины и Татарского сельского поселения. А ещё призывал селян освободить Людмилу Соколову от общественной работы уполномоченного представителя по газификации деревни. Мы пытались задать главе вопрос: а когда же газ придёт в Дудино? На что тот отвечал, что если не переизберёте Соколову, то газа в деревне не будет. Галина Козлова, Татьяна Ткачёва и другие говорили о том, что Людмила Петровна как уполномоченный от жителей Дудина всех устраивает, нет оснований её переизбирать. Я же, как депутат райсовета по этому избирательному округу, сказал землякам: "Хорошо, что вы собрались на инициированный Казаковым сход. Глава себе газ провёл, а о вас забыл. Когда он шёл на выборы, то обещал газифицировать деревню, а себе голубое топливо провести в последнюю очередь. Теперь вы видите, как Казаков держит слово! Нас в областной программе газификации нет, так что газ будете ждать долго!"
Галина Козлова, соседка Н.И. Казакова:
- Я не работаю, ухаживаю за больной матерью. Двадцать лет мы жили с Николаем Ивановичем в мире и согласии. Но в последнее время он стал очень криклив. Присылал ко мне милицию в выходной день, та пыталась выяснить, подписывала ли я жалобу на Казакова. Сотрудники РОВД мне сказали, что заявление глава не писал, а в отдел от него поступил телефонный звонок.
Татьяна Н. (имя и фамилия изменены по её просьбе):
- Мне пришлось уволиться с работы. Жалко стало начальницу, которой глава сказал: "Или ты, или она!" У меня хоть муж работает, а она одинокая женщина.
В Монастырщинском РОВД, где я побывал для уточнения ситуации, мне пояснили, что обязаны реагировать и на письменные, и на телефонные обращения граждан. За два последних года от гражданина Казакова поступило свыше 60 сигналов, большинство из них телефонные. Отвлекаются большие силы сотрудников милиции на проверку жалоб главы. Но, как правило, они не подтверждаются. Николай Иванович в милиции в своё время дослужился до майора, и кому, как не ему, знать, что по телефонному звонку человека привлечь к уголовной ответственности за лжесвидетельствование невозможно. Вот он и продолжает загружать органы правопорядка своими сообщениями. Неужели имеет цель запугать земляков?
После встреч с жителями Дудина я решил получить комментарий от первого лица – Николая Казакова. Зная о любви главы к диктофонам, захватил свой, вместе с депутатом районного Совета Анатолием Ерошовым мы зашли в приёмную. Казакова на месте не оказалось, но отыскать его нам любезно согласилась управделами Зоя Сурикова. С помощью её сотового телефона я пообщался с главой. Он, оказывается, уже уехал в Новомихайловское, на ферму. И приглашал журналиста приехать в хозяйство и написать о положении дел в животноводстве. А когда Казаков узнал, что приехал я по просьбе односельчан разобраться, почему Казаков с газом, а они – нет, отфутболил меня в УВД по Смоленской области. Там разбираются в законности проведения газа главой района. Хорошо, сказал я, пусть он проведён законно. Но, во-первых, без проекта, а во-вторых, как с моральной точки зрения, Николай Иванович? В ответ услышал о себе много нелицеприятного, а также сплошной негатив в адрес газеты, которую я представляю. Комментарии, как говорится, излишни.
29 сентября "Смоленская газета" опубликовала корреспонденцию "Противостояние в Монастырщине", где позиция Н.И. Казакова по отношению к депутатам райсовета показана как весьма уязвимая и негативно влияющая на социальный климат в муниципальном образовании. Сегодняшнее наше журналистское расследование письма жителей Дудино по факту персонального газопровода главы подтвердило: погода на территории Монастырщинского района не улучшилась, наоборот, симптомы диктофонной лихорадки приближают её к штормовой.
Н.И Казаков гордится тем, что он избран на общерайонных выборах. Значит, как высшее должностное лицо района он обязан помогать людям, защищать их от любого произвола. К сожалению, всё наоборот в этом муниципальном образовании. Здесь буйно расцвело самоуправство.