Сотовые операторы сводят счёты
Президент подписал указ о переносе мобильных номеров, и уже в этом году россияне смогут поменять сотового оператора, сохранив при этом свой номер.А в скором времени появятся ещё несколько изменений на этом рынке услуг. «СГ» разбиралась, как все эти нововведения смогут облегчить или, наоборот, усложнить жизнь российских пользователей сотовой телефонии.
Цифры те же, префикс новый
Услуга переноса номера (в странах Запада её именуют MNP – Mobile number portability) будет доступна только с 1 декабря – со дня вступления в силу поправок к закону «О связи», предложенных Минкомсвязи. Проект постановления опубликовали на министерском сайте 23 января. До конца месяца ведомство принимало предлагаемые поправки. По новым нормам, менять мобильного оператора с сохранением номера можно будет не чаще одного раза в шесть месяцев. Эта процедура, по правилам, должна стоить не больше ста рублей и занимать не более недели.
Операторы сведут счёты
В законопроекте есть интересные пункты. Например, абоненту, меняющему сотовую компанию, не придётся самостоятельно уведомлять первого оператора. Нужно будет лишь купить SIM-карту нового оператора с подходящим тарифным планом, к которой будет привязан временный номер. Вторая компания, оказывающая услуги связи, сама должна связаться с прежней и решить проблему переноса номера. При этом операторы будут обмениваться данными о состоянии баланса и задолженности пользователя, а деньги, оставшиеся на старом счету, сохранятся. Абоненту останется лишь дать своё согласие на перенос номера (скорее всего, этот вопрос будет решаться с помощью коротких сообщений на номер оператора). Техническая процедура присвоения прежнего номера не должна длиться больше суток, и на это время пользователь останется без связи.
Абоненты достанут из широких штанин
При этом власти планируют ввести ограничения, которые коснутся и рядовых пользователей, и предпринимателей этой сферы. Профильное министерство готовит проект, по которому менять мобильного оператора разрешат не чаще раза в полгода и ровно столько будет действовать минимальный договор с компанией. А переносить номер можно будет только в пределах своего региона или республики. Вдобавок, по предложению Роскомнадзора, на нарушителей (и организацию-продавца, и покупателя) за приобретение сим-карты без паспорта наложат штраф. Эту меру хотят ввести для борьбы с мошенниками, использующими сотовую связь для обмана граждан. И хотя сейчас при покупке контракта нужно тоже предъявить документ, на практике некоторые продавцы ради роста продаж, особенно в ходе различных акций, могут закрыть глаза на это требование. Наказание, предусмотренное для граждан, – от 2 до 5 тысяч рублей, а вот работникам салонов сотовой связи придётся выложить уже 50 тысяч. При каждой продаже контракта компании должны будут предварительно отправить электронную копию паспорта покупателя для проверки в базу данных. Авторы проекта хотят изменить и требования к местам продаж: их площадь в малых населённых пунктах должна быть не меньше 10 квадратных метров, в городах – больше 20 «квадратов».
Комментарии сотовых операторов
«СГ» обратилась ко всем четырём сотовым операторам, действующим в нашем регионе, с простыми вопросами: как компания будет технически реализовывать законопроект об отмене «мобильного рабства» в Смоленской области, какие в законопроекте есть неточности и упущения?
Ксения ПРУЦСКОВА, пресс-служба макрорегиона «Центр» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС):
– Предложенный законопроект переносимости номера сегодня нуждается в детальной проработке многих нюансов, с привлечением всех участников процесса. Так, к примеру, не урегулирован вопрос со сменой SIM-карты при переносе номера, порядок проведения межоператорских расчетов и т. д. Регулятор – профильное министерство – предлагает обеспечить вступление нововведения в силу 1 декабря. Мы будем стремиться выполнить это предписание, несмотря на то что обеспечить полноценную работу сервиса в эти сроки – крайне амбициозная задача.
ОАО «Вымпелком» («Билайн»), представитель пресс-службы:
– Что касается закона об MNP, сейчас идёт работа над актами к нему, в которых должны быть прописаны все технические требования. Как законопослушный оператор, мы будем обязаны выполнить все требования. Окончательно подготовить техническое решение по внедрению переноса номеров и закупить нужное оборудование операторы смогут лишь после выхода всех подзаконных актов. При этом операторам нужно время, чтобы успеть провести тендеры. Закупки, поставки и тестирования могут занять от семи месяцев до года. Конечно, мы уже ведём предварительный анализ возможной технической реализации MNP в своей сети. Но начать исполнять его будем готовы лишь после завершения всех законотворческих работ.
Татьяна ТЕРЕШКОВА, менеджер по связям с общественностью Смоленского регионального отделения Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон»:
– Мы считаем, что проект закона, созданный в кратчайшие сроки, сформулирован достаточно грамотно. Однако в нём есть пункты, которые требуют обсуждения. Мы готовы дорабатывать их в конструктивном диалоге с Минкомсвязи. Процедура переноса пока неизвестна и будет установлена позже. Мы со своей стороны рассчитываем, что клиентам достаточно будет обратиться в ближайший салон связи «МегаФон» для заключения договора, оплатить услугу, получить новую SIM-карту и через некоторое время начать пользоваться нашими услугами по своему старому номеру. Следует обратить внимание на то, что при переходе от одного оператора к другому у абонента сохранится лишь номер. Конечно, мы должны будем переоборудовать свои сети и системы – это затратный процесс, и расходы увеличиваются в разы, если услуга будет введена сразу на всей территории страны. Поэтому мы соглашаемся с тем, что в первую очередь услугу нужно реализовать в рамках одного региона. По нашим оценкам, 93 процента наших пользователей не планируют менять номер. Мы ожидаем, что при введении переноса номеров наша абонентская база может увеличиться. Однако данной услугой всё же воспользуется небольшое количество людей, примерно 6 процентов.
Татьяна ЩЕЛОКОВА, директор по обслуживанию «Tele2 Смоленск»:
– Сейчас MNP доступна на Западе, и она уже успела доказать свою полезность для развития рынка сотовой связи. Это не только выбор для абонента, но и серьёзный шаг в развитии свободной конкуренции. Tele2 не пугают трудности, связанные с внедрением услуги. Компания готова пойти на запуск услуги, не перекладывая затраты на плечи абонентов. Для того чтобы перенос номера стал доступен, должны существовать единые регулируемые тарифы на межсетевые соединения. В европейских странах, где у Tele2 есть аналогичный опыт, стоимость внедрения MNP не была высокой. По приблизительным подсчётам нашей компании, в России запуск услуги переноса номера для более 22 миллионов абонентов в 41 регионе Tele2 составит 10–15 миллионов евро. При этом услуга может быть либо бесплатной, либо не превышать предписанную законом стоимость. «Tele2 Смоленск» ведёт планомерные работы по модернизации оборудования, необходимого для введения услуги.