Электронная карта заменит смолянам кипу справок
С 1 января 2013 года каждый смолянин сможет получить так называемую универсальную электронную карту (УЭК).Внешне карта будет похожа на обычную банковскую – с магнитной полосой и встроенным микропроцессором. Предполагается, что УЭК будет содержать паспортные, пенсионные, налоговые и банковские данные. Также единой электронной картой можно будет оплачивать множество услуг – как государственных, так и коммерческих. В том числе услуги ЖКХ, налоги, страховые взносы и проезд в транспорте.
Как получить универсальную карту
Чтобы стать обладателем диковинного документа, необходимо написать заявку и отнести её в пункт приёма заявлений и выдачи универсальных карт.
По словам начальника департамента Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде Петра ЛОПАШИНОВА, в регионе будет организовано восемь таких пунктов: в Смоленске, Гагарине, Сафонове, Вязьме, Рославле, а ещё три будут размещены в отделениях Сбербанка в областном центре.
Кстати, найти образец заявления можно на странице http://uec.admin-smolensk.ru или заполнить прямо в пункте приёма.
С 1 января до конца 2013 года выдавать карты будут только по заявлению. Предполагается, что уже в 2014-м её получит каждый гражданин. Кстати, есть возможность от карты отказаться. Для этого нужно написать соответствующую бумагу и отнести в тот же пункт приёма заявлений. Если такой бумаги от гражданина не поступит до конца 2013 года, карту выпустят по умолчанию. Однако впоследствии от неё также можно будет отказаться.
К слову, параллельно с подачей заявления на получение карты нужно будет открыть счёт в банке. Но не в любом, а только в одном из тех, которые аккредитованы при федеральной уполномоченной организации.
Где пригодится
Сфера применения УЭК огромная. Например, планируется, что универсальные карты заменят больничные карточки, вечно теряющиеся в регистратурах.
Сейчас смоленские поликлиники оборудуют компьютерами, и планируется, что они будут оснащены картридерами. Истории болезней будут всегда под рукой – в электронном виде. Также на универсальных картах разместят и данные о страховом номере индивидуального лицевого счета и медицинском полисе. А ещё планируется указывать положенные человеку льготы. С наступлением электронной эры не нужно будет носить с собой кипу справок и выписок.
В будущем на карту добавят и электронную цифровую подпись. Ведь она нужна для оказания некоторых услуг – например, для заключения сделок.
Выдавать универсальные карты будут бесплатно. А вот за восстановление утерянной, скорее всего, придётся платить.
– Ориентировочно одна электронная карточка обходится бюджету в 300 рублей, – говорит Лопашинов.
На данный момент есть 1400 заготовок карт. На эти заготовки и будут наносить изображение. На то, чтобы изготовить карту, потребуется около месяца. Кстати, наносить информацию на карту (делать так называемую персонализацию) могут лишь две организации – Монетный двор и Гознак. Только они имеют на это лицензию.
Трамвайные чипы и ложка дёгтя
Как рассказал корреспонденту «СГ» Пётр Лопашинов, к апрелю планируется провести тестирование универсальных карт на транспорте. Но пока на это средства в бюджете не заложены. Муниципальный транспорт хотят оснастить картридерами. Весь эксперимент рассчитан на то, чтобы инициировать работу населения с карточками. Пока механизм ещё прорабатывается. Есть вероятность, что при оплате услуг муниципального транспорта безналом (картой) стоимость проезда будет ниже. В Ижевске, Челябинске, например, такую систему уже внедрили.
– В нашем регионе уже были похожие эксперименты, – говорит Пётр Михайлович. – В Рославле, например, тестировали социальную карту, а в прошлом году в Вязьме оснастили транспорт, были изготовлены транспортные карты, но не было соответствующей правовой базы.
К слову, на то, чтобы оснастить весь муниципальный транспорт Смоленска картридерами и перейти на транспортные карты, по мнению Лопашинова, понадобится 40–50 миллионов рублей.
– Конечно, если бы мы смогли запустить этот проект в полном объёме, то знали бы пассажиропоток, могли точно вычислить, когда и на каком маршруте максимальная загруженность, – размышляет Пётр Михайлович. – Автоматически мог бы решаться вопрос о компенсации расходов перевозчиков.
Но, к сожалению, существует проблема, которая омрачает картину удобства электронного документа. Пока в области не развёрнута инфраструктура работы с картами. Особенно вдали от Смоленска и районных центров. В этом направлении властям предстоит ещё очень большая работа.