Инфографика: бюджет-2013
Заместитель губернатора Игорь СКОБЕЛЕВ – о дефиците, отмене налоговых льгот и договорённостях с Минфином.– Игорь Викторович, оценка экономических перспектив региона, которая была положена в основу бюджета-2012, оказалась излишне оптимистичной. К концу года по собираемости налогов мы серьёзно отстаём от плана. Из какого сценария исходили, когда верстали этот проект?
– В основу проекта положен консервативный макроэкономический прогноз. Мы планируем рост собственных доходов областного бюджета примерно на 14,5 процента к оценке 2012 года. По основным источникам ситуация такова: по налогу на прибыль – плюс 12,3 процента, по НДФЛ –13,2 процента. Это существенно ниже тех цифр, на которые мы хотели выйти в этом году. Конечно же, такая ситуация сказывается на расходах. Во главу угла поставлена их эффективность. При этом приоритетные направления, которые определил губернатор, такие как социальная сфера, сельское хозяйство, дорожная отрасль, демографическая политика, подготовка к 1150-летию Смоленска и ряд других, будут профинансированы на том же уровне либо в большем объёме.
– Тем не менее сократить размер дефицита не удалось. 3,4 миллиарда рублей – это 14,9 процента от собственных доходов и только одну десятую не добирает до критического уровня.
– Помимо того, о чём я сказал, на сбалансированность бюджета влияет ещё ряд обстоятельств. Во-первых, это создание дорожного фонда. В 2011 году расходы на отрасль составили 1,4 миллиарда рублей, а на 2013-й запланированы в объёме 4,2 миллиарда. Это целевые деньги, и тратить их ни на какие другие нужды, в том числе социальные, мы не можем. Во-вторых, примерно на 800 миллионов снизился объём федеральных трансфертов. Их рассчитывает Минфин по формуле, на которую мы не можем влиять. В-третьих, мы поставлены перед необходимостью резко увеличить расходы на здравоохранение: платёж за неработающее население в ФОМС индексируем почти на 30 процентов, ассигнования на эти цели возрастают на полмиллиарда рублей. И наконец, на повышение зарплат работникам соцсферы в соответствии с указом Президента мы направляем из консолидированного бюджета около 1,4 миллиарда.
О новых подходах
– Какие новые подходы применили в этом бюджете?
– Мы пошли на отмену льгот бюджетным организациям по транспортному налогу и налогу на имущество организаций. Сейчас для них действует нулевая ставка.
– Об этом поподробнее, пожалуйста. Что меняется, если деньги, которые соберут в результате отмены льготы, этим же учреждениям отдадут, чтобы заплатить налоги? И у депутатов на думском комитете возникли по этому поводу вопросы.
– Многое меняется. Бюджетные организации существующая льгота ни к чему не стимулирует и с точки зрения управления ничего не даёт. Это не перекладывание денег из одного бюджетного кармана в другой, как кому-то может показаться. Таким образом мы пытаемся заставить собственника оптимизировать налогооблагаемую базу. Кроме того, с отменой льготы придётся провести инвентаризацию и оценку имущества.
Помимо прочего, это затрагивает муниципальные бюджеты. Например, областной центр дополнительно будет иметь 100 миллионов рублей, которые мы отдадим по земельному налогу за свои бюджетные организации, находящиеся на территории города.
Другая новация – мы установили разные нормативы отчислений НДФЛ по типам муниципальных образований. Муниципальные районы в 2013 году будут иметь дополнительно 6,8 процента НДФЛ. Это постоянная их просьба: отдайте нам лучше налоги вместо дотаций. Таким образом, муниципалитеты будут более заинтересованы в том, чтобы работать с налогоплательщиками, расположенными на их территории. Если они соберут больше НДФЛ, чем планируется, эти деньги останутся в местных бюджетах.
О зарплатах и соцобязательствах
– А что будет с ростом зарплат бюджетников? Президент распорядился к 2018 году довести её до средней по экономике в регионе.
– Общий темп роста по отраслям, которые названы в указе Президента, 13 процентов. Повышение педагогам запланировано с 1 сентября. Таким образом мы выполним поручение президента в отношении учителей – доведём их зарплату до среднего уровня по региону. Повышение другим категориям произойдёт 1 октября. При этом наименее оплачиваемым сотрудникам, таким как обслуживающий персонал, работники социальной защиты, предлагаем поднять зарплаты на 20 процентов. Конечно, хотелось бы, чтобы зарплата бюджетников росла быстрее. Но пока это невозможно. Предстоит большая работа по оптимизации расходов, увеличению налогооблагаемой базы. Тогда и социальная сфера, и все жители области почувствуют это на себе.
– Будут ли сокращены так называемые публичные обязательства областных властей перед гражданами – выплаты, которые различные категории получают из бюджета?
– Жёсткая установка губернатора – все наши обязательства должны быть сохранены и проиндексированы на уровень инфляции или больше. И это было сделано. Плюс мы берём на себя два новых обязательства: выплаты беременным женщинам и кормящим матерям на полноценное питание и пособие семьям при рождении (усыновлении) третьего и последующего детей.
О федеральных деньгах
– Какой объём федеральной помощи ожидается в 2013 году?
– Вопрос о распределении между регионами значительных сумм, которые уже заложены в федеральный бюджет, ведомства решают в течение года. В целом сумма федеральной помощи пока примерно такая, какая изначально закладывалась в бюджет прошлого года. Так что по федеральным деньгам в проекте бюджета мы проигрываем к 2012 году. Но, безусловно, мы этот объём существенно нарастим.
– Губернатор договорился с Минфином о выделении серьёзных сумм дополнительно из федерального бюджета. Куда пойдут эти деньги?
– Договорённости, которых достиг Алексей Владимирович с министром финансов, позволяют нам серьёзно снизить долговую нагрузку на областной бюджет. Бюджетный кредит в объёме 1,2 миллиарда позволит погасить кредиты, срок возврата которых приходится на этот год. Также погашение около полумиллиарда бюджетного кредита перенесено на следующий год. Кроме того, мы ожидаем положительного решения о выделении средств, которые нам позволят профинансировать в Смоленске ремонт фасадов к юбилею.
Инфографика: Сергей МИРОШНИЧЕНКО