Роман Шатхин: фотография как судьба
Сегодня фотография перестала быть привилегией избранных – почти у каждого есть хотя бы маленькая «мыльница», да и цифровым фотоаппаратом никого не удивишь. Сегодня в Смоленске панорама фотографии более чем широка. Прежде всего, пожалуй, его многоплановость и разнообразие можно объяснить повсеместным распространением Интернета. А всего каких-то 5-7 лет назад цифровая эра только начинала завоёвывать наш город. В это время начал свой творческий путь Роман ШАТХИН, студент СГУ. К настоящему времени список его работ весьма внушителен: более ста свадеб, победы в различных фотоконкурсах. Роман практически всегда занят, но, к счастью, в его плотном графике нашлось время для разговора со «Смоленской газетой».– Роман, вам всего 21 год, однако практически треть жизненного пути вы уже посвятили фотографии. Вы один из немногих молодых смоленских фотографов, кто начинал снимать ещё на плёночные камеры. Расскажите о своём знакомстве с искусством ловить мгновение!
– Начал я заниматься фотографией классе в десятом, мне было тогда 15 лет. Получилось всё спонтанно: нашёл у мамы камеру на полке, которая лежала и пылилась кто знает сколько лет. Это был «Зоркий 4к» 1976 года выпуска. Дальномерная камера, плёночная, в те года ещё о «цифре» и не слышали. В то время, когда я начал заниматься фото, у нас в Смоленске был ограничен круг фотографов, да и это было не так модно. Я считаю, эта ограниченность и помешала мне быстро развиваться. На тот момент существовал фотоклуб. Люди приходили туда пообщаться не на тему творчества, а на тему аппаратуры. Последовательной критики услышать мне там не довелось. Комментариев, куда мне двигаться, над чем работать, получить я не мог. Интернет в те времена был не так развит. Сейчас же есть специальные фоторесурсы, литература, можно обучаться съёмке, не выходя из дома!
Я показал «Зоркий» одному из своих знакомых фотографов, мне поставили выдержку 1/125, диафрагму 11, чувствительность 100 со словами: «Вот, тебе на зиму хватит». Естественно, у меня возникали вопросы, например, почему фотографии в помещении получаются тёмными. Уровень фотокультуры у меня тогда был на нуле, точнее, на уровне «мыльницы» – нажать кнопку. Чему-то я, конечно, научился в клубе, но больше мне помогли практика и внимательное изучение инструкции. В первую очередь надо читать инструкцию!
– Но на «Зорком» общение с «плёночниками» у тебя не закончилось…
– Да, на «Зорком» я отснял буквально пару-тройку плёнок. Потом я купил себе «Зенит». Я считаю, что для людей, которые хотят заняться плёночной фотографией и не хотят тратить на это много средств, «Зенит» – достойный выбор.
В один прекрасный день передо мной встал выбор – либо покупка мопеда, что вполне логично для 16-17-летнего парня, либо покупка фотоаппарата посерьёзнее «Зенита». На тот момент в городе был единственный магазин, в котором продавались камеры уровнем выше мыльницы. Первой моей настоящей профессиональной камерой стал Nikon F-75, тогда он стоил около 12 тысяч.
– Однако уже в скором времени тебя коснулась «цифровая эра», и ты отошёл от плёнки…
– Я понял, что надо двигаться дальше. В Смоленске цифровых камер было раз-два и обчёлся, нельзя было у каждого, как теперь, найти цифровик. Я приобрел Nikon D50. Меня сразу, мягко скажем, прорвало, я начал снимать и снимать. Впечатлило, что картинку сделал – и сразу видишь, что ты сделал.
Один из моих снимков в 2006 году занял 13-е место во всероссийском конкурсе, его напечатали в журнале. Сюжет работы был совершенно банальный: обнажённая девушка с розой. Снимок был сделан на фоне моих штор в комнате, светом послужил рекламный прожектор, запущенный через зонтик. Да, я тоже увлекался «ню» на начальном этапе творчества. Как раз тогда я начал отдаляться от фотоклуба. Но стал замыкаться в себе: не было критиков, которые могут помочь в «работе над ошибками».
– И первые свадьбы ты отснял на Nikon D50? Что вдруг породило желание снимать свадьбы?
– Отчасти замкнутость, о которой я говорил выше… Спорно, было ли это хорошо или плохо. Момент отсутствия коммерции, момент творчества прошёл почти незаметно – и это плохо. Не покупайте камеры для того, чтобы сразу снимать свадьбы! Две первых я проработал ассистентом, третью отправился снимать уже сам. Поверьте, я боялся сильнее, чем невеста с женихом вместе взятые! После четвёртой свадьбы ребятам так понравились фотографии, что они купили камеру, на которую я снимал. Я обновил технику, купил Nikon D80. Отработал с ней три года. Сейчас я на Nikon’е D3.
– Что же делать, когда возникают творческие кризисы?
– Люди, работая в одной и той же сфере, занимаясь одним и тем же, так или иначе сталкиваются с одними и теми же проблемами. Это какие-то кризисы жанра, понимание, что ты снимаешь не то, что тебе хотелось бы, вообще отсутствие желания грамотно все эти стадии пройти – весь мир устроен одинаково, законы сохранения энергии, сублимация… Во всех областях. Самое главное делать то, что тебе нравится, – за деньги, не за деньги. Надо развиваться и с достоинством преодолевать все трудности. Всему свое время!