Ректор Николай Мажар: Надо много трудиться и иметь мечту!
Стоит ли говорить, что вузовские преподаватели – всегда на виду, всегда среди молодёжи, со всеми плюсами и минусами интенсивной работы с людьми. Что уж говорить о таких лидерах повышенного общественного внимания, как декан или ректор?! Однако, как они дошли до вершин преподавательской деятельности? Как возглавили такой непростой и неблагодарный процесс, как обучение? Неужели они были когда-то обычными ребятами? Что их подтолкнуло наверх?Сегодня о своём жизненном пути рассказывает Николай МАЖАР, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, ректор Смоленского гуманитарного университета.
- Николай Евгеньевич, помните ли вы своего первого учителя?
- Я помню не только своего первого учителя в сельской школе, но и практически всех преподавателей, которые воспитывали и давали знания в педагогическом училище, институте, аспирантуре, докторантуре. Считаю себя счастливым человеком, потому что у меня были хорошие учителя. Они сыграли огромную роль в моей жизни. Бесконечно им благодарен.
В пятнадцать лет, мечтая о профессии преподавателя, я поступил в педагогическое училище города Черновцы (Украина), где моим главным наставником была Анастасия Самойловна Мацибора. Она вела педагогику и историю педагогики, была куратором нашей группы и понимала каждого из нас, вникала во все наши дела, увлечения. Несмотря на преклонный возраст, Анастасия Самойловна организовывала для нас экскурсии, вместе с нами исколесила значимые исторические места Украины, Белоруссии и России и даже совершала переходы по горам. Неудивительно, что после окончания педучилища мы не только продолжали общаться с однокурсниками, но и долгие годы поддерживали своего любимого учителя.
В более зрелом возрасте – с институтской скамьи и до сей поры – главным учителем для меня был Виталий Александрович Сластенин, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. Он научил меня жить и трудиться по совести, с уважением относиться к каждому человеку, помогать людям. Меня всегда поражали его справедливость, требовательность к себе и к своим ученикам, работоспособность, талант и великое чувство юмора. Он впервые пробудил во мне интерес к науке, к педагогическим исследованиям. Кстати, именно с его лёгкой руки мы открыли в Смоленске филиал Московского социального университета, который очень скоро перерос в Смоленский гуманитарный университет. К величайшему сожалению, не так давно он ушёл из жизни, не дожив двух месяцев до своего 80-летнего юбилея. Виталий Александрович – великий человек, и мы, его ученики, всегда стремимся хоть чуточку быть похожими на него.
- Что было основополагающим в выборе профессии?
- Вы, наверное, удивитесь моему раннему профессиональному самоопределению, тем более что вырос я в крестьянской семье, в которой на первом месте всегда был труд. Профессия учителя на селе была чем-то возвышенным, благородным и недосягаемым. Я много читал, часто по ночам, потому что днём не хватало времени, и именно художественная литература определила моё желание посвятить себя преподавательской деятельности. После восьмого класса у меня не было сомнений, куда пойти дальше. В педагогическом училище я выбрал школьное отделение (начальных классов). Нравилось работать с детьми. Уже тогда у меня были десятки толстых тетрадей с конспектами о жизни и взглядах Ушинского, Толстого, Коменского, Песталоцци, Руссо и многих других видных педагогов. После окончания педучилища группа выпускников по собственному желанию и с комсомольской путёвкой в руках отправилась в школы горных районов Карпат. Несколько лет я был учителем начальных классов, преподавал физику и математику.
Оттуда меня призвали в армию. За годы службы желание продолжать обучение только окрепло. В 1976 году я поступил в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина на факультет педагогики и психологии. У нас была очень сильная в профессиональном плане группа студентов: все окончили педагогические училища, а мужчины к тому же отслужили в армии. Большинство студентов уже с первого курса увлеклось научными исследованиями. Весьма интересным представляется опыт формирования творческих групп и лабораторий, в состав которых на равных входили студенты разных курсов, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Это была настоящая школа молодого исследователя. Естественно, научные интересы в последующем находили выражение не только в публикациях, но и в кандидатских и докторских диссертациях.
- Кто стоял у истоков СГУ? Как развивался этот проект?
- Создание университета в Смоленске – это главное дело моей жизни, к которому судьба вела все эти годы. К тому же обстоятельства сложились таким образом, что университету суждено было «родиться» именно в 1992 году. К тому времени я уже несколько лет работал в Смоленском педагогическом институте, куда был направлен после окончания аспирантуры в Москве. В стране сложились условия для создания негосударственной системы образования, что мыслилось как прорыв в подготовке специалистов нового профиля с современным менталитетом. Обучаясь в докторантуре Московского государственного педагогического университета, я имел счастливую возможность общаться с прогрессивными деятелями образования. Вот тогда и пришла идея создать в Смоленске первое негосударственное образовательное учреждение. Эта новаторская мысль вдохновила многих смолян, сложилась группа единомышленников. Идея была поддержана официальной властью Смоленской области и города Смоленска, Смоленской и Калининградской епархией (под учредительными документами стоит подпись нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который впоследствии стал первым почётным профессором СГУ), Смоленской ассоциацией учёных и другими. В октябре 1992 года состоялась презентация нового учебного заведения.
Впервые в Смоленской области мы начали подготовку новых специалистов: юристов, психологов, переводчиков, географов со специализацией в сфере туризма. К своему десятилетнему юбилею мы уже были аккредитованы в статусе классического университета (впервые на Смоленщине), имели собственное здание, коллектив высококвалифицированных штатных преподавателей и более трёх тысяч одновременно обучающихся студентов. Сегодня СГУ входит в двадцатку лучших негосударственных вузов России, реализует более тридцати образовательных программ. Но главное достижение – это уникальный коллектив преподавателей и сотрудников, а также наши студенты и выпускники, которыми мы гордимся.
- Кто повлиял на ваши взгляды в профессии?
- Думаю, что большое влияние на мою профессиональную карьеру оказала общественная деятельность: заместитель секретаря комитета комсомола института, командир вузовского штаба студенческих строительных отрядов, член парткома института. Это была большая серьёзная работа, которая, как мне кажется, не только не мешала учебной деятельности (я получал Ленинскую стипендию), но и дополняла её, формировала мою гражданскую позицию.
Главное, что я рано понял: надо очень много трудиться, чтобы чего-то достичь в жизни. И никогда не уходить от ответственности. Только в этом случае тебе улыбнётся удача. И ещё: у каждого человека должна быть мечта, его путеводная звезда. Когда есть к чему стремиться, лучше виден путь.