Преподаватель в погонах: начни с себя!
Об особенностях того, как выучить и воспитать юриста, да ещё в погонах, «Смоленской газете» рассказывает Елена ЛАПТЕВА, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филилала Московского университета МВД РФ, подполковник милиции:- Мой девиз, с которым я иду по жизни – «Начни с себя». Прежде, чем замечать что-то в других, прежде чем учить кого бы то ни было, нужно досконально исследовать самого себя, разобраться в своих достоинствах и недостатках. Я получила два высших образования. Первым был истфак МГУ. Именно там меня научили любить своё дело, подходить к нему с полной ответственностью. Из нас готовили научных работников, именно поэтому я стала преподавателем. После окончания вуза я попала по распределению в Норильск, где преподавала историю. Потом была аспирантура МГУ. В силу определённых жизненных обстоятельств я переехала в Смоленск и через какое-то время пришла в филиал. Вторым высшим было юридическое. Один из моих предметов - Конституционное право РФ.
- Но «история» и «конституционное право» - предметы разные…
- По жизни я постоянно стараюсь идти вперёд, получать новые знания, узнавать новое. Получение знаний – огромный стимул для жизни. Конечно, я бы не смогла освоить столь сложный предмет за такой короткий промежуток времени, если бы рядом со мной не было замечательных преподавателей: Леонида Денисова и Надежды Рудковской. Они очень многое дали мне и в плане юридической логики, и в плане подхода к исследованию.
- В преподавании есть место творчеству?
- В моей деятельности всегда главной мотивацией было заинтересовать моих учеников, чтобы они непросто освоили предмет, а полюбили его. Поэтому в процессе обучения я использую огромное количество форм по изучению предмета: это и совместное составление кроссвордов, задач, схем, тестов. Мы практикуем брейн-ринги, конференции. Показываем фильмы. Конечно же, без творчества не обойтись! Обучение – процесс двусторонний. Всегда важна отдача. Если ребята не воспринимают предмет и не хотят отдавать себя, свои энергию и умения полностью, то ни одна форма не уживётся и результата не будет. В процессе успешного обучения у студентов, курсантов формируется специальное юридическое мышление, я бы даже назвала его математическим. Юрист должен правильно, чётко и точно излагать свои мысли. В этом состоит залог успеха. Хорошо поставленный учебный процесс позволяет этого успеха добиться.
- Накладывает ли отпечаток на преподавание тот фактор, что преподаватель в погонах?
- Конечно. Я сочетаю учебный процесс с воспитательным. Стараюсь прививать курсантам любовь к форме и порядку, объясняю им, что такое субординация. Считаю, что фактор службы сказывается на преподавании исключительно положительно.
- Есть ли у вас профессиональная мечта?
- На данный момент я пишу диссертацию на тему «Формирование марксистского понимания государства и права». Конечно же, хотелось бы удачно дописать и защитить её. Но надо сказать, что каждый человек мечтает быть счастливым. А для меня счастье – это находиться в кругу родных и друзей, на которых можешь положиться, которых любишь и доверяешь. Ну и, конечно же, заниматься любимым делом!