Тяните билет… мама
«Внимание! Студенты, имеющие детей! Новогодние подарки можно получить в профкоме».Ещё во время учёбы в университете такое объявление заставляло меня крепко задуматься. Каково это – недавно школу закончил, от родителей оторвался, а уже с ребёнком. Ещё и на лекции-семинары ходить. От сессии до сессии жизнь, наверно, совсем не беззаботная.
Всё познается в сравнении. Кому-то из студентов и лишняя пара в понедельник кажется концом света: так неохота покидать тёплую постельку после бурных выходных. Но всё это пустые капризы для того, у кого дома маленький ребёнок. С ним и выспаться-то некогда, какие тут выходные. Сразу на ум приходят слова героини Веры Алентовой в любимом фильме: «Ночами не спать, когда болеет, между лекциями в институте в детский сад бегать».
А ведь студентов с детьми в вузах немало. И учатся, и малышей растят – успевают же как-то. По-разному бывает. К примеру, сессия идет, а молодая мама не знает, куда кидаться: с одной стороны, дитё плачет – есть просит, с другой – преподаватели, которые порой так суровы… Если мама не одна, ещё ничего: на денёк ребенка с папой оставит, в другой раз тётка двоюродная раздобрится или свекровь поможет. Если университет рядом, и домой можно прийти, покормить. А ведь бывает и такое: оба родителя ещё грызут гранит науки, когда в семье появляется пополнение. И папе приходится сдавать экзамены в двойном объёме – и за себя, и за жену. Хорошо ещё, если преподаватели войдут в положение…
А если ни тётки, ни свекрови? А о папе и вовсе лучше не вспоминать? Тут выход один: чадо – в рюкзачок-слинг и вперёд, на покорение сессионных вершин. От одного вида малыша, умилительно посапывающего в рюкзачке, преподаватели обычно тают: какое «Семейное право», когда тут всей семьёй экзамен сдают. Но есть девушки гордые, считают, что ходить с животом или с чадом в аудитории унизительно – станут ещё за спиной говорить: пришла тут оценки автоматом получать, на жалость давить. Кому-то, конечно, плевать на чужие перешёптывания, но всё же, всё же…
Тут же найдётся некто язвительный и скажет: да сами виноваты, никто не заставлял. Понарожали, дескать. Вот стою как-то в очереди за знаниями – в университетской библиотеке. А очередь большая, время обеденное. Кто с ноги на ногу переминается, у кого пустой желудок песни поёт. Быстрее бы книжку взять и домой. И вдруг – новое раздражающее обстоятельство. Обстоятельство – лет двух от роду – сидит на руках у мамы, и ему явно нет дела до голодных студентов. Правда, сидело оно, то есть он (это был маленький мальчик), недолго. Просто сидеть и смотреть по сторонам скучно, согласитесь. Вот и малышу захотелось как-то привлечь к себе внимание: он решил чем-то громко поделиться с мамой на своём детском диалекте. Народ вокруг почему-то его желанием не проникся – недовольные взгляды, цоканье и явно ощутимое раздражение. Маме стало неловко. Она усадила сынишку на скамеечку, дала ему какую-то книжку со словами «Посиди пока тихонечко, мама скоро вернется». Мальчика хватило ровно на 30 секунд. И вот уже он снова крутится возле мамы и изо всех сил тянет её за пальто. Справиться с ним девушка никак не может, кажется, вот-вот заплачет. Смотрю, народ вокруг с недовольными минами глаза к потолку возводит, но вслух никто не возмущается. А впереди меня две девицы просто надулись от злости. Шепчутся, поглядывают косо. Хватит вам уже, думаю, ведь очередь ваша почти подошла. А самой почему-то стыдно за них, хочется сквозь землю провалиться. Тут одна из девиц не выдерживает и громко шипит: «Неужели аборт нельзя было сделать?!» Её подруга опешила: «Ты чего кричишь, тихо!» Я краем глаза посматриваю на девушку с сыном в соседней очереди: вроде не услышала. «Вот когда будут у вас свои дети, тогда и узнаете, почему нельзя сделать! – библиотекарь с неприязнью глядит на девиц из-под очков. – Так, кто там с ребёнком? Пройдите без очереди!» Наконец-то. Какое облегчение. Больше не нужно смущаться и опускать глаза. Прочь с абонемента, запить всё это сладким чаем.
Вот такие дела. Родила ребёнка – бесстыдница, избавилась – бессердечная и жестокая. Так что прикажете делать человеку? А делать вот что: поступать по совести. Вам с этим жить, значит, и выбирать вам. Обсуждать будут в любом случае, куда ж от этого деться. А вы не слушайте. Доброты в мире всё-таки больше. Я правда так думаю.