Священник Иоанн Цыбульский: Как восемьдесят лет назад сдержали врага, так и сейчас сдержим
На страницах «Смоленской газеты» вышло уже два материала, подготовленных в рамках реализации проекта «Святое воинство Отчизны», над которым работает команда журналистов «Объединённой редакции СМИ» и Смоленской епархии. Это были интервью с руководителем областного филиала Государственного фонда «Защитники Отечества» Натальей Полушкиной и главой Отдела Смоленской епархии по взаимодействию Церкви с Вооружёнными силами Российской Федерации иереем Сергием Марковым. Наталья Иосифовна и отец Сергий – представители руководящего звена, люди, отвечающие в том числе и за координацию деятельности, направленной на поддержку участников специальной военной операции и членов их семей.
Герой материала, который мы представляем вниманию читателей сегодня, – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» деревни Соловьёво Кардымовского района иерей Иоанн Цыбульский. Мы встретились с отцом Иоанном в июне, снимая видеоролик из цикла «Место воинской силы», посвящённый событиям лета 1941 года, которые происходили в этих местах. Тогда, в июле – августе, несколько соседних деревень стали местом, где десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии, а также мирных жителей переправлялись через Днепр, уходя от наступавших немецко-фашистских войск.
Память о совершённых здесь 83 года назад подвигах, тысячах погибших увековечена несколькими памятниками, Вечным огнём и музейной экспозицией «Соловьёва переправа» – это если говорить о мирской стороне жизни. Но в деревне Соловьёво также молятся о душах павших воинов и мирных гражданах в церкви, заложенной в 2002 году и впоследствии освящённой митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне – Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. О сохранении памяти, важности знания истории своей Родины мы и говорили с отцом Иоанном, то и дело возвращаясь к событиям наших дней. Ведь и в небольшой деревне Соловьёво есть свои воины, участвующие в специальной военной операции, и местные жители по мере своих сил помогают им. Об этой помощи, духовной силе воинов и изменениях, которые происходят с ними, отец Иоанн также рассказал нам после того, как ответил на телефонный звонок.
Они внимательно слушают батюшек
– Наши ребята сейчас приходят в отпуска, поэтому звонят, приходят – даже те, кто никогда раньше в храме не был, приводят детей креститься, – говорит отец Иоанн. – На прошлой неделе у нас венчались три пары, на этой тоже будут венчаться. Хотят сюда приехать – на Соловьёву переправу, хотя приезжают из Кардымова и даже Смоленска. Это приятно, но самое главное – ребята полностью поменялись: приходят те, кто раньше были безразличны к вере, к храму. Значит, они внимательно слушают батюшек, которые с ними на фронте встречаются и беседуют, и сами начинают многое понимать…
– Когда к вам приходят участники специальной военной операции – те, кто пришёл в отпуск, или те, кто только собирается отправиться в зону СВО, – о чём вы говорите с ними? Что их волнует, меняется ли что-то в них?
– Когда их мобилизовали, они, конечно, приходили за благословением. Это происходило немного скомканно, потому что они и сами не понимали, как себя вести в храме. А у тех, кто уже побывал на поле брани, принял участие в богослужениях в воинских храмах, которые устроены в частях, появляется совершенно другое отношение и к вере, и к жизни.
Что их волнует сейчас? Они пытаются осмыслить происходящее с ними, с их семьями, и когда воины находят этот смысл, начинают совершенно по-другому относиться к своей деятельности, своему подвигу, у них в принципе меняется отношение ко всем сторонам жизни. У них появляется желание обрести Бога и, если так можно сказать, принять традиции, которые существуют в Церкви, то есть они становятся православными христианами. Может быть, они ещё не всё знают и понимают, но в душе они уже верующие, и это изменение в них произошло там – в зоне специальной военной операции. Это, на мой взгляд, и результат их собственных размышлений о происходящем, и работа военных священников, представителей духовенства, которые несут службу в зоне СВО.
Объединяющее начало
– Отец Иоанн, а с семьями участников СВО часто общаетесь? О чём вы говорите с ними – людьми, чьи родные участвуют в боевых действиях? Ведь это постоянная тревога и переживания…
– Конечно, стараюсь регулярно разговаривать и с мамами, и с другими членами семей наших ребят. Среди прихожан, например, есть вор-рецидивист с четырьмя судимостями. Когда ему было больше сорока лет, он бросил это дело, стал ходить в храм, исповедовался, причащался, у него родилось шестеро детей. И вот он, уже шестидесятилетний, подписал контракт и пошёл добровольцем. Мы общаемся с его семьёй, дочерьми, и я вижу: так же, как и он в своё время, сейчас меняются его дети – у них становится другим отношение к отцу, к семье.
Мы, повторюсь, регулярно общаемся с семьями наших защитников, стараемся поддерживать и самих воинов. Недавно мы организовали сбор гуманитарной помощи, в храм приносили различные вещи, одежду, продукты, причём очень приятно то, что в храм пришли люди, которые вообще к нам раньше не ходили. То есть этот сбор объединил их, вырвал их из той действительности, в которой они живут каждый день. У многих ведь есть обиды друг на друга, какая-то злость, что-то не прощено другим, и это разобщает людей. А такие дела – сбор гуманитарной помощи, плетение сетей маскировочных, которым занимаются наши бабушки, – людей объединяет.
Специальная военная операция, все дальнейшие события стали неким объединяющим началом, они побудили людей обратиться к своему прошлому, к своим корням, к тому, что для них свято. И в итоге они приходят к Богу. Я своей работой – по мере сил, постепенно – помогаю им, но здесь очень важно делать всё не для галочки. Нужно просто по-человечески общаться, делиться своим опытом.
Победа над смертью
– Отец Иоанн, вы настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». А часто ли вам приходится говорить с людьми, чьи родные погибли, участвуя в СВО?
– В первую очередь нужно сказать, что икона Божией Матери «Взыскание погибших» – это икона, перед которой молятся не только о павших воинах, но и о тех, кто остаётся здесь и имеет возможность вернуться из «небытия», обретя веру и Бога. Первоначально ведь икона связана с историей о монахе, который из малодушества отрёкся от Христа, а придя домой, просил прощения, и Божия Матерь сказала ему, что он будет прощён. Это уже в прошлом веке образ связали с погибшими…
Встречи, о которых вы спрашиваете, конечно, бывают, бывали они и раньше, ведь наши солдаты отдают свои жизни не только в Донбассе, были погибшие в Приднестровье, Абхазии, в других местах. Периодически, конечно, встречаешься с родными погибших воинов, и, общаясь с ними, очень важно найти правильные слова. Людям проще переносить боль, когда она осмысленная, когда люди понимают, ради чего была принесена жертва. Очень сложно утешить мать, если у неё был ребёнок, которого не стало, но если она понимает, что её сын отдал свою жизнь за то, чтобы не умирали другие дети, чтобы мы могли жить, то эта потеря из трагедии превращается в победу над смертью.
Ведь ребята, которые погибли здесь, на Соловьёвой переправе, тоже хотели жить, и знаете, я помню, как в начале двухтысячных регулярно возникали дискуссии о том, что «надо было сдаться в плен, немцы всё-таки европейцы, сейчас бы ездили на мерседесах…». Нынешние события – и на Украине, и в Европе – показывают, что это не так.
У нас есть прихожанка Анна Адамовна – немка из Поволжья. Её мама после смерти папы с детьми эмигрировала в Германию, здесь осталась только Анна Адамовна. И вот когда она поехала к сёстрам, побывала у них на работе – в ресторане. И потом рассказывала: «Разговариваем, а в это время на кухню вошли хозяева ресторана – двое мужчин, пара. Стоят, обнимаются, а остальные молчат, потому что стоит только открыть рот, и ты лишишься работы». Ещё одну историю рассказала моя давняя знакомая, чья сестра вышла замуж и уехала во Францию, живёт в небольшом городке на полторы тысячи жителей. Недавно к ним переселили человек семьсот арабов, которые написали в мэрию заявление, что рождественская ёлка, которую всегда ставили на площади перед ратушей, оскорбляет их религиозные чувства. И эти вековые традиции празднования Рождества Христова прекратились.
Вот вам и Европа с её нормами и ценностями. Если бы мы сдались восемьдесят лет назад, не было бы у нас никаких европейских ценностей. Мы – те, кого оставили бы, – были бы просто ресурсом. Вот поэтому и сейчас ребята, которые воюют и гибнут на Украине, не напрасно отдают свои жизни. Как и восемьдесят с лишним лет назад не струсили, сдержали, а потом и победили врага с Божией помощью, так и сейчас сдержим.
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024»
Алексей Матвеев