Без срока давности
Подготовка уникального сборника документов о зверствах фашистских захватчиков на оккупированной советской территории вышла на завершающую стадию.
На протяжении двух лет в Российской Федерации реализуется масштабный общероссийский проект «Без срока давности», направленный на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения в период вражеской оккупации 1941–1944 годов. О ходе реализации этого проекта на территории Смоленской области мы беседуем с доктором исторических наук, членом комиссии по изучению преступлений нацистов на территории России Российского исторического общества Дмитрием Комаровым (город Вязьма).
Самый масштабный проект
– Дмитрий Евгеньевич, ознакомьте наших читателей с основными направлениями проекта «Без срока давности»...
– Сразу необходимо отметить, что проект «Без срока давности», наверное, самый масштабный проект патриотического направления за последние десятилетия. Он был представлен в феврале 2019 года на Российском организационном комитете «Победа». В проекте несколько направлений: поисковое – это проведение поисковых экспедиций на местах массовых преступлений против советских мирных граждан; просветительское – подготовка тематических выставок архивных документов и материалов, проведение лекций, подготовка художественного фильма, конкурс сочинений школьников; архивное – рассекречивание и опубликование архивных материалов о зверствах нацистских преступников на нашей земле, хранящихся в архивах Федеральной службы безопасности России. Я как историк принимаю участие в реализации архивно-исследовательского направления, в рамках которого предполагается издать 23-томный сборник документов о преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских жителей.
– Расскажите подробнее об этом сборнике...
– На протяжении всего послевоенного периода, и особенно в последнее время, предпринимаются многочисленные попытки прямо или косвенно реабилитировать, обелить нацистских преступников и их пособников. На уровне отдельных государств и межгосударственных союзов ведётся целенаправленная работа по искажению истории Великой Отечественной и Второй мировой войн. Откровенной лжи и хитро сконструированным фальсификациям истории мы, потомки победителей, должны противопоставить объективные факты и свидетельства о преступной сущности нацизма (и разновидностей фашизма) во всех его проявлениях.
В центральных и региональных архивохранилищах хранятся многие тысячи документов и свидетельств о массовых преступлениях захватчиков, которые за всю послевоенную историю не были обнародованы. В них документально зафиксированы жестокость и масштабы злодеяний, совершённых в отношении мирного населения гитлеровцами, их союзниками и пособниками. Наши граждане, оказавшиеся под властью захватчиков, подвергались массовому геноциду. Согласно идеологии национал-социализма, жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В результате карательных операций и иных преступных действий на оккупированной территории СССР были уничтожены 11,5 миллиона человек.
Полностью или частично оккупации подверглись 23 субъекта Российской Федерации, и было принято решение в каждом из них подготовить по одному тому документов, содержащих сведения о трагедии мирных жителей. Документальную основу составляют материалы, хранящиеся в региональных архивохранилищах. В первую очередь это документы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, созданной в 1942 году. Отдельный том будет посвящён Смоленской области.
В чём особенность?
– Сборники документов, содержащих информацию о нацистских преступлениях, с определённой периодичностью печатаются в нашей стране. А в чём особенность многотомника «Без срока давности»?
– Вы правы, в нашей области вопросам оккупационного режима, преступлениям захватчиков и сохранению памяти об этой трагедии всегда уделялось повышенное внимание. Здесь уместно вспомнить изданный смоленскими архивистами в 2003 году сборник «Все судьбы в единую слиты…», посвящённый оккупации нашей области. В дополнение к тому Смоленской областной Книгой памяти под руководством И.М. Зайцева в начале 2000-х годов была проведена масштабная, до сих пор не имеющая аналогов в Российской Федерации работа по изданию «Книги памяти мирных жителей». В восьми томах этого уникального издания объединена информация о преступлениях оккупантов (по всем 38 районам, существовавшим в области на 1941 год) и приведены именные списки погибших от рук захватчиков смолян на 22 996 человек. Эта книга имеется во всех администрациях муниципальных образований области и во всех библиотеках.
Проект «Без срока давности» – это инициатива совсем другого уровня. Как я уже отметил, он по своим масштабам не имеет аналога в послевоенной истории нашей страны. Одновременно публикуются многие тысячи документов, из которых 80–90 процентов – впервые.
Во-вторых, в отличие от предыдущих сборников документов, где в основном приводились факты наиболее зверских и массовых расправ над советскими людьми, в представленном сборнике значительно расширена фактография совершённых злодеяний. Все документы группируются по разделам: «Преступления против детства», «Карательные операции, направленные на централизованное уничтожение мирного населения», «Уничтожение мирных жителей в среде обитания (расстрелы на линии фронта и т. д.)», «Уничтожение голодом и создание заведомо невыносимых условий существования», «Уничтожение душевнобольных и иных категорий населения, находящихся в больницах и др. лечебных учреждениях», «Угон на принудительные работы» и прочее.
В-третьих, нельзя забывать о том, что вместе с гитлеровской Германией в агрессии против СССР принимали участие и многие европейские страны (Румыния, Италия, Финляндия, Венгрия и другие). Солдаты этих государств тоже принимали участие в осуществлении «нового порядка» и совершали преступления против человечности на оккупированной территории. Однако в силу многих, в первую очередь политических, причин в советский период документы, свидетельствовавшие об участии в преступлениях союзников Германии, обнародовались в минимальном объёме. Одновременно с этим долгое время в советской историографии фактически умалчивался факт участия в преступлениях нацизма советских граждан из числа пособников оккупантов (членов националистических организаций, «восточных формирований», полиции и другие). В рамках проекта «Без срока давности» определена задача назвать всех виновных в совершении преступлений против мирного населения нашей страны без каких-либо купюр и политической конъюнктуры. Руководствуясь принципами неотвратимости наказания и отсутствием срока давности на преступления против человечности в Российской Федерации, сейчас уже возбуждён ряд дел по рассмотрению вновь выявленных фактов преступлений, совершённых захватчиками и их пособниками на оккупированной территории.
Региональный том
– Как проходила работа по подготовке регионального тома «Без срока давности. Смоленская область»?
– Основная тяжесть работы легла на сотрудников архивной службы области. Именно специалистами Государственного архива Смоленской области, где хранятся документы Смоленской областной чрезвычайной комиссии, были пересмотрены многие сотни дел, выявлены нужные документы, обработаны и занесены в электронную базу. Аналогичная работа проводилась в Государственном архиве новейшей истории Смоленской области. В общей сложности этими двумя архивами было обработано более 5 тысяч архивных дел, выявлено и подготовлено к опубликованию более 400 документов. Одновременно в работе приняло участие Управление Федеральной службы безопасности России по Смоленской области, рассекретившее и предоставившее информацию по отдельным осуждённым преступникам из числа пособников оккупантов. Работа осуществлялась в предельно сжатые сроки с марта по май включительно. Обычно на подготовку подобных сборников уходит от трёх до пяти лет кропотливой работы. Активная фаза подготовки сборника совпала с действующими ограничениями из-за эпидемии нового коронавируса. В дополнение к тому эта работа изначально не входила в планы региональных архивохранилищ на 2020 год, и никто не отменял текущую работу архивов.
Среди сложностей, возникших в период работы над сборником, следует отметить тот факт, что в период оккупации Смоленская область была значительно больше современных границ региона. Летом 1944 года 16 районов Смоленщины были переданы во вновь образованные Калужскую и Великолукскую области. В связи с тем что территориальные рамки сборника ограничены современными границами региона, требовалось скрупулёзно отбирать материал, не выходящий за территориальные рамки.
Один из разделов сборника носит название «Без срока давности. По материалам следственных дел». В заполнении этого раздела основную помощь оказали сотрудники Управления ФСБ по Смоленской области. В сборник вошли материалы из следственных дел Г.Ф. Юнкерайта (Иваненко), служившего в период оккупации командиром семлёвского карательного отряда, и Г.В. Тараканова, занимавшего командные должности в 229-м восточном батальоне. Если Юнкерайт был приговорён к 25 годам заключения и умер в местах отбывания наказания, то Тараканов был расстрелян. Размещённые в сборнике документы наглядно свидетельствуют о тех зверствах, которые чинили на нашей земле не только захватчики, но и их пособники. Кровавый след 229-го восточного батальона тянется по северо-западным районам Смоленщины: только в деревне Гуторово Ярцевского района были уничтожены 147 мирных жителей, включая детей и стариков.
Печальное первое место...
– Дмитрий Евгеньевич, вы являетесь автором исторического очерка, размещённого в начале сборника, и владеете полной информацией о представленных в нём документах. Не могли бы вы в рамках нашего интервью сфокусировать внимание читателей на основных и трагичных моментах, постигших жителей Смоленщины в период вражеской оккупации?
– Конечно, тем более о Смоленской трагедии, а именно так надо определять период вражеской оккупации, должен знать каждый житель не только Смоленщины, но и всей нашей страны, в конечном итоге это и есть основная миссия многотомного сборника документов.
Как ни прискорбно об этом говорить, но, согласно материалам Чрезвычайной государственной комиссии, именно Смоленщина по числу уничтоженных мирных жителей занимает печальное первое место не только среди областей и краёв РСФСР, но и всего Советского Союза (за исключением Ленинградской области, где гибель в основном была обусловлена условиями блокады). Согласно приведённым в сборнике документам, на территории Смоленской области захватчиками и их пособниками были расстреляны, повешены, сожжены, замучены 87 тысяч 626 мирных жителей, в том числе детей – 2 453. Приведена информация об изощрённых методах истребления – таких, как замораживание, утопление, закапывание живьём. На проходящем в декабре 1945 года в Смоленске военном трибунале над нацистскими преступниками подсудимый Рудольф Модиш признал, что, работая помощником лекаря в смоленском военном лазарете № 551, принимал участие в заборе крови у советских детей для немецких солдат. Забирая по 600–800 граммов крови, детей обрекали на смерть. Обвиняемый показал, что «они (дети) умирали сразу после взятия у них крови либо впоследствии, так как были истощены. Детей вместе с родителями заманивали в лазарет. Родителям объясняли, что это необходимо для лечения их же детей». В сравнение можно привести число уничтоженных мирных граждан в других регионах нашей страны: Брянская область – 76 110 человек, Воронежская – 15 900, Калининская – 40 876, Краснодарский край – 61 540 человек и так далее.
В дополнение к тому с территории области на принудительные работы за годы оккупации был угнан 81 621 смолянин.
Страшным явлением оккупационной действительности стала реализация захватчиками тактики «выжженной земли». Причём выжженной в прямом смысле. Оккупанты и их пособники загоняли мирных людей в избы, сараи, хранилища и сжигали заживо. В сборнике содержатся документы по сбору информации о сожжённых деревнях, собираемой Смоленским обкомом КПСС в 1985 году. Но, к сожалению, к этому времени многие деревни уже исчезли. Всего, по неполным данным, в Смоленской области в 1941–1943 годах вместе с жителями было сожжено более 200 деревень. Как известно, символом трагедии сожжения советских граждан стала белорусская деревня Хатынь, где в огне погибли 149 человек. Однако самый массовый факт сожжения был совершён захватчиками именно на смоленской земле. 7 марта 1943 года в деревню Чертово (Чертовка) Вырубовского сельского Совета Тумановского (ныне Вяземского) района в ходе карательной операции, проводимой захватчиками, из окрестных деревень были согнаны более 400 местных жителей. Затем их всех в количестве 450 (по другим данным – 458) человек загнали в огромный сарай и открыли по нему огонь из пулемётов. Потом каратели обложили сарай соломой и подожгли. В огне погибли все, кто там находился, включая маленьких детей: Самуйлова Наталья полутора лет, Васильев Александр двух лет, Васильева Нина шести месяцев. Уцелел только один мальчик – Самуйлов Семён четырнадцати лет, его спасли подоспевшие бойцы Красной Армии.
Чудовищны масштабы и жестокость злодеяний, совершённых захватчиками и их пособниками на смоленской земле. На протяжении всех послевоенных десятилетий советская правоохранительная система вела поиск военных преступников, повинных в злодеяниях над мирными гражданами. Управлением КГБ по Смоленской области были найдены и преданы суду сотни военных преступников, которые прекрасно устроились после войны и вполне комфортно себя чувствовали. Именно в Смоленске состоялся последний судебный процесс над военным преступником в истории СССР. В 1989 году в здании смоленского Дворца культуры железнодорожников состоялся военный трибунал Московского военного округа, который судил военного преступника, служившего в карательном подразделении «группа Шмидта», Фёдора Зыкова. По приговору трибунала, который был оглашён 5 мая 1989 года, Зыков был расстрелян в 1990 году. Советскому Союзу оставалось существовать менее одного года.
Электронная версия
– Дмитрий Евгеньевич, когда будет завершена работа над сборником и смогут его увидеть читатели?
– Насколько мне известно, уже на завершающей стадии находится техническая подготовка к печати. Вообще, сам сборник должен быть представлен президентом России на международном форуме «Уроки Нюрнберга» в Москве в ноябре 2020 года. Тираж будет незначительный – 500 экземпляров. Таким образом, к нам в область попадут 5–10 экземпляров. Не так много, но будет доступна электронная версия. У нас уже имеется хороший опыт размещения двух томов «Энциклопедии Смоленской области» на официальном сайте администрации Смоленской области, где с ней может ознакомиться любой пользователь Сети. Думаю, новый сборник, его электронную версию, можно будет разместить там же и сделать его доступным для широкого круга читателей.
Игорь Красновский