Смоленский спорт на пороге больших перемен?
16 мая этого года в Краснодаре прошло заседание президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. На него пригласили ректоров всех высших спортивных учебных заведений. Однако Премьер-министр Владимир ПУТИН, выступивший на заседании, подчеркнул, что ключевое место в формировании спортивного потенциала страны в регионах по-прежнему занимают училища олимпийского резерва.Структура этих учебных заведений органично сочетает и теоретическую часть, и активную тренировочную и соревновательную деятельность. Глава Правительства подчеркнул, что в рамках новых образовательных стандартов этот принцип должен быть не только сохранён, но и преумножен.
Среди делегатов от Смоленской области на встрече был Анатолий ХОРУНЖИЙ, директор Смоленского государственного училища олимпийского резерва, заслуженный работник физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент. О перспективах, дальнейших планах и неизбежных сопутствующих проблемах своего уникального учебного заведения он и рассказал читателям «СГ».
Как всё начиналось
– Анатолий Николаевич, уже 15 лет существует ваше училище. Расскажите, как всё начиналось, что с того времени изменилось?
– Смоленск всегда мог гордиться тренерами. Несколько поколений наших спортивных педагогов, настоящих фанатов своего дела, дали путёвку в жизнь не одному прекрасному начинанию. По большому счёту, та спортивная база, которую мы имеем до сих пор, создана их руками и светлыми головами.
В городе-герое сложилась эффективная система подготовки высококвалифицированных спортсменов, многие из которых добились поистине впечатляющих результатов в спорте высших достижений.
Детские спортивные школы, как начальная ступень спортивной карьеры, также имелись, хоть и испытывали немалые трудности во время переходного периода. Чтобы добиться более высоких результатов, нашим ребятам приходилось ездить на учёбу в другие города. Поэтому в начале девяностых остро встал вопрос о создании специализированного учреждения, которое позволило бы сильнейшим спортсменам Смоленщины и близлежащих областей эффективно совмещать напряжённую тренировочную работу с получением профессионального образования в области физкультуры и спорта.
– Как была решена эта задача?
– В соответствии с приказом Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ от 25 апреля 1995 года и приказом начальника Центрального спортивного клуба ВВС Российской Армии от 14 августа того же года, в нашем городе открылся филиал Самарского республиканского училища олимпийского резерва. Это положило начало смоленской «кузнице кадров» в сборные команды страны.
Всегда непросто начинать всё с нуля. На этапе становления перед коллективом училища стояли сложные задачи. Они должны были обеспечить подготовку квалифицированных спортивных специалистов и создать все необходимые условия для полноценных круглогодичных занятий спортсменов высокой квалификации.
– Кто был первым директором?
– Директором назначили меня, выпускника Смоленского института физической культуры и Смоленского педагогического института, имеющего двадцатишестилетний стаж работы тренером по дзюдо.
Задачи, которые мне необходимо было решать, стали более глобальными – стать эффективным руководителем образовательного учреждения, правильно подобрать коллектив, обустроить материально-техническую базу, финансирование и набор студентов, наладить сам процесс обучения и предоставить возможность совершенствовать своё спортивное мастерство. Одним словом, не знаешь, за что хвататься, – всё важно. И всё нужно делать одновременно.
– А материальная база, помещение для училища?
– Нам удалось добиться передачи двух зданий, ранее находившихся в ведении Минобороны. К сожалению, их состояние, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тем не менее, первый набор студентов провели уже в 1995 году.
Дебютный набор небольшой – 30 юношей и девушек. Но уже среди них были девять мастеров спорта, а остальные – кандидаты в мастера.
В первый год своего существования училище имело отделения по 11 видам спорта: «королева спорта» лёгкая атлетика, шорт-трек, тяжёлая атлетика, биатлон, велоспорт, пулевая стрельба и стрельба из лука, дзюдо, гиревой спорт, футбол, гребля на байдарках и каноэ. Постепенно мы сократили число отделений, сделав упор в сторону летних видов спорта. Из зимних на данный момент остался только шорт-трек.
Уже первые наши студенты приняли участие более чем в ста международных и российских соревнованиях, завоевали 31 золотую, 30 серебряных и 16 бронзовых медалей.
Дела пошли в гору
Постепенно в училище начал налаживаться учебный процесс. Хотя, конечно, трудности были – учебные классы и жилые комнаты располагались рядом, в помещениях параллельно учёбе развернулись масштабные ремонтные работы.
– Расскажите, что помогло вам встать на ноги?
– Огромную роль в становлении училища сыграл высокий профессионализм и энтузиазм коллектива. Его основу составили лучшие тренеры и педагоги Смоленщины – Сергей Кореневский, Валерий Зайцев, Валентина Чернова, Инесса Шашкевич, Любовь Кобзева, Елена Алпацкая и многие другие преподаватели. Надо отметить, что немалую методическую помощь на первоначальном этапе нам оказали специалисты Самарского республиканского училища олимпийского резерва. Они помогли наладить учебный процесс в соответствии с требованиями, диктуемыми спецификой заведения. Большой вклад в общее дело внесла Наталья Дивакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, до этого 19 лет проработавшая в аналогичном заведении Алма-Аты.
Во главе спортивной работы стала Виктория Сычугова, опытнейший тренер по фигурному катанию, а прекрасный коллектив тренеров вкладывал весь свой опыт и силы в подготовку спортсменов.
– Какими видами спорта ваши учащиеся занимаются сейчас?
– Всего их шесть: лёгкая атлетика, шорт-трек, шоссейный и трековый велоспорт, пулевая стрельба, единоборства, академическая гребля.
– А где студенты имеют возможность заниматься греблей?
– Пока только на Десногорском водохранилище, но мы планируем переместить площадку для занятий греблей поближе к Смоленску, сейчас прорабатываем разные варианты.
– Вы смогли наладить учебный процесс, справиться со множеством трудностей. Какая проблема вышла на передний план на следующем этапе жизни училища?
– Это извечная проблема недостатка финансирования. Она знакома почти всем учебным заведениям, но многие к тому моменту уже имели определённую базу, и им, в отличие от нас, было легче переносить подобные трудности. Перебои с деньгами вполне могли привести к развалу прекрасного коллектива, поэтому срочно нужно было что-то предпринимать. И выход нашёлся – мы получили поддержку со стороны некоторых бизнесменов, в прошлом серьёзно занимавшихся спортом. Ради нашего общего дела – развития спорта высших достижений – они оказали нам неоценимую помощь.
Кроме того, успешной работе училища способствовала и связь с коллегами из Смоленского государственного института физической культуры. Наши выпускники имели возможность получить там в дальнейшем высшее образование. Могу сказать, что за всё время существования нашего училища более 80 процентов из них окончили вуз, многие сейчас работают тренерами.
– Как училище из филиала стало самостоятельной единицей?
– Созданная образовательная система позволила нашим выпускникам совершенствовать своё спортивное мастерство, входить в основной и резервный составы сборных команд России.
Успехи эти не остались незамеченными, и Министерство по физической культуре и спорту РФ приказом от 7 декабря 1999 года преобразовало филиал Самарского в самостоятельное Смоленское училище олимпийского резерва. С этого момента начинается совершенно новый этап – время реконструкции и совершенствования. Мы смогли сформировать эффективную систему обучения, освоить самые современные и передовые способы подготовки спортсменов высшего класса. Отдельного внимания заслуживает созданная лучшими специалистами уникальная система медико-биологического сопровождения спортсменов, которая до мельчайших подробностей позволяет контролировать состояние спортсмена по десяткам параметров. Точнейшие компьютерные анализы являются бесценным материалом как для преподавателей и тренеров, так и для самих ребят.
– Что ещё изменилось с приходом самостоятельного статуса?
– Наконец-то наладилось федеральное финансирование, как следствие, в разы улучшилась материально-техническая база. Сейчас она включает в себя учебный корпус, общежитие для студентов и преподавателей, зал единоборств, бассейн, тренажёрный зал, тир, игровой зал, три футбольных поля. Это, конечно, значительно улучшило условия подготовки наших студентов.
Ориентируясь на прогресс
Сам облик здания училища вышел на качественно новый уровень – оно внешне теперь больше походит на элитную европейскую частную школу или колледж. Вековые корпуса (Городок Коминтерна) выглядят вполне современно, но не лишены некоего исторического шарма. Общежитие больше напоминает гостиницу, территория училища украшена клумбами, на всегда аккуратно подстриженном газоне красуется памятник с олимпийским лозунгом – «Citius, Altius, Fortius!». У нас это не пустые слова. Молодые спортсмены, надежда нашего спорта, теперь, благодаря грамотной политике руководства училища, действительно могут делать всё «быстрее, выше, сильнее!». Благо, условия позволяют добиваться высоких результатов.
Проходя по коридорам, кроме безупречного качества ремонта, вы обратите внимание на огромное количество фотографий ведущих российских спортсменов, которые учились здесь. На полках теснятся всевозможные награды, кубки, грамоты, благодарственные письма, а в списках спортивных побед обращает на себя внимание прежде всего то, что большинство из них – мирового класса.
Учебные помещения оборудованы по последнему слову техники. Так, например, обязательный (так же, как и знание гимна назубок) для спортсменов-олимпийцев английский язык ребята учат у нас в специальном лингафонном кабинете. Имеются компьютерные классы, интерактивная электронная доска, многофункциональное мультимедийное оборудование, высокоскоростной Интернет.
– Анатолий Николаевич, 15 лет позади. Каких успехов удалось достичь, имеются ли какие-то проблемы?
– За это время подготовлено 274 высококлассных специалиста. Они с успехом работают в разных регионах России. Создана современнейшая и не имеющая аналогов в остальных семи подобных заведениях страны база, позволяющая сконцентрировать все силы на совершенствовании своих достижений. Имеет место уникальная методика обучения, позволяющая работать в условиях, когда большую часть своего времени студенты проводят на сборах и соревнованиях. И, конечно же, самое главное – приобретён бесценный опыт подготовки спортсменов высшего ранга, членов сборных команд России любого уровня. Также большое внимание уделяется воспитанию студентов, и прежде всего патриотическому. Мы хотим, чтобы наши выпускники были всесторонне развитыми личностями с высокими волевыми и спортивными качествами.
Всего наши студенты приняли участие более чем в трёх с половиной тысячах официальных соревнований и завоевали более двух тысяч призовых мест. Стены училища взрастили четырёх заслуженных мастеров спорта, 29 мастеров спорта международного класса, 109 мастеров спорта России.
– Как проходит медико-биологическое сопровождение?
– Это целый комплекс мер, которые позволяют избежать ненужного перенапряжения и всегда держать себя в нужной кондиции. Спортсмены проходят комплексное медицинское обследование, включающее медосмотры и врачебно-педагогические наблюдения. Благодаря информации, мы можем подойти к каждому студенту индивидуально, учитывать специфику. Специалист отслеживает уровень адаптации спортсмена к физическим нагрузкам, степень его тренированности, уровень энергетического обеспечения физических нагрузок, текущее психоэмоциональное состояние.
Весь этот комплекс под названием «Омега-Спорт» позволяет врачам и тренерам эффективно контролировать состояние спортсменов и готовить их к ответственным соревнованиям.
– Дальнейшие перспективы развития вашего училища?
– Одним из самых важных направлений работы в будущем станет приём и обучение одарённых юных спортсменов сразу после девятого класса. Это потребует введения новых учебных дисциплин, планов и программ.
Стремясь постоянно улучшать свои достижения, мы продолжим кропотливо изучать и внедрять передовые методы спортивной тренировки, делая упор на дистанционные методы обучения. Для этого разработаны целые электронно-методические комплексы. Ну, и, конечно же, мы всегда будем стремиться улучшать всё имеющееся, ведь нет предела совершенству.
В планах есть также строительство подшефного интерната для детей.
От редакции: К сожалению, перспективы дальнейшего развития училища омрачены известием о том, что на самом высшем уровне спортивного руководства всерьёз обсуждается вопрос о переводе всех училищ олимпийского резерва с федерального финансирования на региональное. Пока ещё только обсуждается. Но реальные основания для опасения есть. В частности, для нашего училища, как и для областного спорта высших достижений вообще, подписание такого решения означает только одно – вернётся порядком подзабытое безденежье. По словам Анатолия Хорунжего, субсидии, по предварительным расчётам, сократятся минимум в десять раз. Накопленная упорным трудом материальная база при минимальном финансировании постепенно придёт в упадок, коллектив тоже бесплатно работать не станет, лучшие спортсмены будут уезжать тренироваться за рубеж. В итоге «смоленский спорт высших достижений» станет просто смоленским спортом, а недостаток средств приведёт к тому, что призовые места наши спортсмены смогут завоевать только на соревнованиях областного, в лучшем случае, российского уровня. О победах олимпийских можно будет забыть. А пока остаётся только надеяться, что постановление подписано не будет.