Спорт

Горечь Ванкувера и родные осины

26 февраля 2010 года в 14:16
Мы готовили этот материал сразу после обескураживающего поражения наших хоккеистов в Ванкувере, после восьмого места в командной эстафете наших лыжников. Мы не сомневаемся, что к моменту появления у вас этой газеты копилка нашей сборной команды пополнится новыми наградами. Однако горький привкус наших неудач в эти олимпийские дни сохранится надолго. Россияне высказывают претензии к спортсменам, не проявившим лидерских качеств, не справившимся с волнением, растерявшим мастерство. Давненько не было таких провалов, можно вспомнить разве что Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, когда наши спортсмены выиграли всего 13 медалей, в том числе золотых – только пять. В разгар подготовки к Играм в Сочи скромность наших успехов в Ванкувере особенно болезненна. А ведь спорт стал едва ли не новой национальной идеей России…

Мы попросили прокомментировать ход Олимпиады "министра спорта" Смоленщины – начальника Главного управления по физической культуре и спорту Эдуарда ЗАЕНЧКОВСКОГО.
- Эдуард Марьянович, ну ладно - хоккей, хотя так тоже нельзя проигрывать, но почему такие скромные результаты в лыжном спорте, где у нас всегда были медали самой высокой пробы?
- Моё субъективное мнение со стороны: наши спортсмены в течение сезона показывали достаточно высокие результаты на этапах Кубка мира – и в биатлоне, и в лыжных гонках. Вероятно, были разработаны неправильные планы подготовки к Олимпиаде как к главным соревнованиям года, увлеклись промежуточными стартами. Выводить спортсмена на пик результата не просто тяжело, а супертяжело! Возможно, погнались за какими-то призовыми деньгами… И теперь на Олимпиаде в лидерах оказались почему-то французские спортсмены, которые никогда не блистали в принципе, да и во Франции лыжный спорт не настолько популярен, как в Швеции, Норвегии, России.
- У вас нет ощущения, что по результатам Олимпиады состоится жёсткий разбор полётов и произойдут какие-то отставки и перемены в российском спорте?
- На март запланировано заседание Госсовета по итогам выступления в Ванкувере, думаю, что там высшим руководством страны будет дана оценка происшедшему. Пока на "удовлетворительно" не тянет. Думаю, на заседание Госсовета пригласят всех губернаторов, и это будет формат всеобщего обсуждения, не только работа президиума.
Олимпийский комитет России не может отвечать за неудачи нашей команды – он не встроен в систему государственной власти, это общественная организация. Она сделала всё, что было в её компетенции, – заявила команду на участие в Играх, проследила за её размещением. Остальное – это забота тренеров, федераций, центров подготовки олимпийского резерва… Эта работа дала сбой, как показали соревнования. Сегодня не оказалось серьёзного резерва при комплектовании сборной команды. Есть один-два ведущих спортсмена, и больше не на кого опереться.
- Насколько изменится подход к подготовке спортсменов к следующей Олимпиаде?
- В своё время, года четыре назад, разрабатывалась федеральная программа, которая называлась "Результат". Она выстраивалась ещё до Гватемалы, до сессии МОК, предоставившей право провести XXII Зимние Олимпийские игры в России. Программа должна была поддержать наши олимпийские виды спорта, они были конкретно определены. Потом произошли перемены и реорганизация в спортивном ведомстве, и "Результат" так и не был принят. А ведь если бы он заработал с 2008 года, разбег в шесть лет позволял выйти на желаемые результаты. Боюсь, что оставшиеся у нас сейчас четыре года – слишком короткий срок. Не сомневаюсь, что организовано у нас в Сочи всё будет на лучшем уровне, не хуже, чем в Ванкувере и Пекине, но вот с результатами могут быть определённые трудности.
- Но ведь что-то изменится в работе учреждений олимпийского резерва на региональном уровне? Какие директивы можно прогнозировать для наших спортивных школ и училища?
- Детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва входят у нас сейчас в структуру дополнительного образования, за работу которой отвечают не спортивные специалисты, а Министерство образования и науки. Получается, их функция – вовлекать в массовые занятия спортом, не ставя высоких задач. Мы предполагаем, что в середине года могут быть изменены формы управления этими школами. Сейчас возможности СДЮШОР, в том числе финансовые, невелики, они не справляются с заявленной в названии задачей подготовки кадров для сборных команд региона или страны. Есть два пути – или понизить статус СДЮШОР и превратить их в обычные спортивные школы, прививающие любовь к физкультуре и спорту, или статус повысить, передать в ведение Минспорта и ужесточить спрос. Возможно, результаты Олимпиады в Ванкувере подтолкнут федеральное руководство ко второму решению.
Важно отметить, что у нас в стране сегодня практически утеряна система интернатской подготовки детей, а как ребёнок может целенаправленно заниматься специализацией, если он занят в общеобразовательной школе, а тренировки проводит по сути в факультативном режиме?!
- Губернатор может сейчас принять какие-то решения, форсирующие подготовку смолян для спорта высоких достижений?
- Задачи должны быть соразмерными возможностям. Нельзя требовать от региона создать сборную команду для целой России. На региональном уровне мы, безусловно, имеем подвижки благодаря поддержке нашего Губернатора Сергея Владимировича Антуфьева. Ведётся планомерная работа по созданию учебно-спортивной базы, чего не делалось десятилетиями, приняты документы по стимулированию спортсменов на региональном уровне, позволяющие поддержать их материально.
У нас сейчас около 45 спортсменов в сборных командах России, и финансовая нагрузка по их подготовке и содержанию не должна ложиться только на областной бюджет. Нам трудно обеспечивать финансирование учебно-тренировочных сборов, соревнований за рубежом. Член сборной России выступает под флагом страны, а не Смоленской области, почему вся нагрузка по его поддержке должна ложиться только на наши плечи? Мы сделали свою часть работы, дальше спортсмен, как эстафетная палочка, должен передаваться другому работодателю более высокого уровня – сейчас такой системы нет. Финансовая поддержка высококлассным спортсменам и тренерам со стороны федерального центра сейчас оказывается эпизодически, и это неправильно.
- У Смоленщины неплохие спортивные традиции, у нас даже есть олимпийская чемпионка в зимнем виде спорта – биатлонистка Надежда Таланова. Может, имеет смысл создать спортивную школу под её руководством?
- Создать школу знаменитой спортсменки прямо сейчас, безо всякой базы мы не можем – это будет профанация. Олимпийская чемпионка Надежда Таланова сейчас заканчивает службу в Вооружённых силах РФ. По мнению многих специалистов, то, что у нас нет лыжной базы в Реадовке, – нонсенс. Есть только подвальчик, в котором ютятся и дети, и взрослые, где подготавливают лыжи, тут же переодеваются – это ненормально. Поэтому Губернатором принято решение о том, что в Реадовке появится современный спортивный комплекс, в котором будет полноценная лыжная база на 500 человек со всеми необходимыми помещениями. Мы поднимем уровень возможностей и тренеров, и спортсменов.
Обратите внимание на усилия ещё одной нашей олимпийской чемпионки – Ольги Кузенковой. Та база, на которой она всегда тренировалась, не самая современная. И Ольга Сергеевна приложила массу усилий, чтобы областной власти удалось включить в федеральный план реконструкции легкоатлетический манеж, расположенный по улице Твардовского, 14. Это социальный проект всероссийской политической партии "Единая Россия", и есть надежда, что манеж будет реконструирован уже в этом году.
К защите Отечества - готовы
На рыбалке и стар, и млад!

Другие новости по теме