Маршрутами памяти
В Смоленске разработали буклет-карту, посвящённую Великой Отечественной войне.
Карта, на которую нанесены все памятные места, связанные с Великой Отечественной, – часть методических материалов, разработанных участниками проекта «Смоленские уроки». Больше года команда, куда вошли педагоги, сотрудники музеев, краеведы и представители туристических фирм, разрабатывала и апробировала качественные экскурсионно-образовательные программы, основанные исключительно на местном материале. Сейчас итоги первого этапа подведены, и это стало темой нашего разговора с руководителем проекта «Смоленские уроки» Еленой АГАФОНОВОЙ…
В режиме онлайн
Напомню, что проект «Смоленские уроки» стартовал в ноябре 2019 года. Его основная цель – создание на территории региона экспериментальной научно-методической площадки, где будут разрабатываться, изучаться и проходить апробацию образовательные экскурсионные программы, основанные на краеведческом материале.
В качестве пилотных для первого этапа «Смоленских уроков» были выбраны три направления, рассчитанных на разные возрастные группы. Первое – «Смоленские дороги памяти». Это программы для старшеклассников, основанные прежде всего на событиях, связанных с Великой Отечественной войной. Второе направление, «Смоленские узоры», включает в себя этнографический материал и рассчитано на подростков от десяти лет. Третье, «Смоленские сказки», – для самых маленьких, не только школьников, но и дошколят.
«Смоленские уроки» – часть большого проекта «Гостеприимная Смоленщина», разработанного Смоленским краеведческим обществом и поддержанного Фондом президентских грантов. На реализацию его первого этапа отводился ровно год, однако из-за ограничений, связанных с пандемией, подвести итоги удалось только нынешней весной.
– Проект дался очень сложно, – говорит Елена Агафонова. – Когда мы его планировали и начинали, никто и представить себе не мог, что практически весь год придётся работать в режиме ограничений. Получилось, что мы только зарядили людей, задав определённый импульс, и вдруг пандемия. Мы успели провести только один семинар, два других пришлось переносить в онлайн-режим. Да и с апробацией разработанных программ возникли определённые трудности: не все успели проверить их на детях до того, как школы закрыли для посещений.
Однако, несмотря на объективные трудности, участникам проекта удалось выполнить всё намеченное.
Лабораторная работа
В онлайн-режиме работала и лаборатория образовательного туризма – одна из главных инноваций «Смоленских уроков». Она, собственно, и стала той экспериментальной площадкой, где аккумулировались идеи, создавались и проходили апробацию нестандартные формы обучающих программ.
– Конечно, тема образовательного туризма далеко не нова. Во многих регионах России уже существуют подобные программы. Однако большинство из них создавались в первую очередь для туроператоров. У нас же заказчиком выступает школа. Поэтому мы изначально нацеливали участников делать свои программы в соответствии с методическими рекомендациями педагогов и брать за основу темы реальных школьных уроков.
За год удалось собрать и обработать более двухсот образовательных программ. Все они прошли рецензирование научно-методического совета лаборатории и были опубликованы в электронном каталоге. Большая их часть представлена и в печатной версии каталога «Смоленских уроков».
– На мой взгляд, каталоги – одно из самых больших достижений «Смоленских уроков». Причём это отметили и туроператоры, и педагоги, сотрудники музеев. Примечательно, что в обеих версиях, печатной и электронной, представлены все районы нашей области – даже те, где вначале не были готовы присылать свои разработки.
Игры для уроков
Ещё один важный момент – то, что в каталоги включены и программы школьных музеев. Потому что во многих населённых пунктах именно школа является центром культурной жизни – и клубом, и музеем, и центром туризма.
– В принципе, программы, предложенные школьными музеями, ни в чём не уступают всем остальным. А некоторые даже более интересны. Не все они ограничиваются историей своей школы – многие посвящены событиям Великой Отечественной. Да и экспонатам, которые порой там хранятся, может позавидовать любой музей.
Кроме печатной версии каталога все участники проекта получили и другие разработанные в лаборатории образовательных программ методические материалы: десять видов рабочих тетрадей, сборник интеллектуальных игр «Занимательное краеведение. Смоленские истории», настольную игру-ходилку «Путешествуем по Смоленской области» и буклет-карту «Смоленские дороги памяти. Великая Отечественная война 1941–1945 годов».
– Создание дополнительных дидактических материалов для проведения школьных уроков в музеях – тоже, безусловно, повод похвастаться. Например, в Руднянском районе на основе нашей игры-ходилки по Смоленщине создали свою – исключительно на местном материале. И даже успели апробировать её на школьниках. А если говорить о буклете «Смоленские дороги памяти», то в нём впервые на одной карте отмечены все памятные места, связанные с Великой Отечественной. С этим можно работать на уроках, используя в квестах, играх, экскурсиях и других образовательных программах. А можно использовать для семейных прогулок с детьми…
Продолжение следует
Основных задач, которые планировалось последовательно решить в ходе реализации проекта «Смоленские уроки», было три. Первая – сформировать необходимую команду, рабочие группы и научно-методический совет. Вторая – разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов. И третья – собрать все программы по Смоленской области в единый каталог, где они будут систематизированы по возрасту детей и предметам. За прошедший год все три задачи были решены.
– И всё же самым главным достижением проекта «Смоленские уроки» я считаю то, что нам удалось создать некое сообщество единомышленников, которые готовы экспериментировать и создавать программы для школьников. Предпосылки к этому были заложены ещё во время работы над проектом «Гостеприимная Смоленщина». И то, что сейчас в этот музейно-туристический коллектив влились и педагоги, нас всех очень порадовало. Поэтому мы говорим о подведении итогов лишь первого этапа «Смоленских уроков». Мы будем продолжать работу над этим проектом, поскольку завершить её нам уже не дадут его участники.
Продолжением «Смоленских уроков» станет работа по двум направлениям: «Природный дар» и «Смоленские украсы». Первое – о природе и экологии. Его базовая площадка – Смоленское Поозерье. Основа второго – мастер-классы по самым различным навыкам, от народных промыслов до цветников и грядок, – словом, обо всём, что может украсить нашу жизнь…
Фото: Елена БЕЛЫХ, Вячеслав ФЛИМАНКОВ
Ольга Суркова