Мебель от Никиты Ионова
Общество

Мебель от Никиты Ионова

16 марта 2021 года в 16:30

Корреспондент «Смоленской газеты» попробовал приложить руки к изготовлению уникальной мебели от настоящего мастера. И теперь здесь вы можете прочитать всё, что хотели знать об изготовлении стильной лофтовой мебели от Никиты Ионова. А ещё вы точно захотите иметь её у себя.

Найти мастерскую Никиты Ионова оказалось несложно, хотя и расположена она в обычных, казалось бы, ничем не приметных гаражах. Подъезд к занесённым почти по самую крышу недавним снегопадом гаражным постройкам оказался тщательно расчищенным, а мастер лично встречал меня, чтобы я не заплутала в гаражном лабиринте. «Вот с этого момента и начинается сервис, которым знамениты услуги Никиты», – подумала я.

У входа в мастерскую расположился колоритный увесистый чурбан с воткнутым в него топором. А вот с этого момента началось моё «Испытано на себе»…

Мастер должен работать в кайф

– Хочешь попробовать наколоть дрова? – спросил мастер, протягивая мне топор. – Прежде чем начать работать, надо сделать так, чтобы в мастерской было тепло. Мы затопим печку, ведь работать надо в кайф!

Да, кольщик дров из меня получился так себе, но тем не менее уже через несколько минут в гараже было тепло. Я осмотрелась и не без удивления отметила, что в мастерской чисто, каждый инструмент на своём месте, сложное оборудование, многое из которого я видела впервые, в порядке. Я бывала в мастерских и раньше, но почти везде натыкалась на хаос. Здесь не так.

Кто ещё не знаком с Никитой… Представляет он себя всегда в трёх ипостасях: фотограф, путешественник и мастер. А в недавнем прошлом ещё и сотрудник администрации города, руководитель модельной школы и создатель фаер-шоу. В свободное время отправляется в одиночные арктические экспедиции и сплавляется на байдарках.

А теперь вышел в публичное пространство как мастер-мебельщик, горит своей работой и получает от неё колоссальное удовольствие.

Пока растапливается печка-буржуйка и в помещении постепенно становится тепло, Никита рассказывает мне, как он пришёл в это дело.

– Сегодня ещё не все люди понимают, что заказать мебель в дом – это отличный вариант! – рассуждает он. – Совсем недавно почти никто и никогда никакой мебели не заказывал, а довольствовался тем готовым, что предлагали мебельные фабрики. У нашего человека было устоявшееся мнение: мебель по индивидуальному заказу – это запредельно дорого, ну почти как крыло от самолета. Так вот – нет. Ценник на мою авторскую мебель не стоит безумных денег. К этому надо привыкнуть.

«После школы я шёл не домой, а в мастерскую к отцу...»

– Этот гараж построил мой дед в 1962 году, когда был моим ровесником. И теперь, после нескольких трансформаций этого пространства, я его переоборудовал под мастерскую.

Никита Ионов – из семьи мастеров. И дед, и отец его были мастерами, правда, с уклоном больше в художественную часть – резьбу по дереву. Если они создавали стул, то это был трон с резным трёхмерным орнаментом; если трость – то с красивым резным набалдашником в форме, например, головы животного.

– Это сейчас появились ЧПУ-фрейзеры, и мы можем нарисовать любой макет и получить готовую штуку со станка. А тогда если хочешь резную вещь – вариант был только один: найти человека с предельно прямыми руками, который её сделает. И я учился этому с малолетства. Первые столярные инструменты мне подарил отец на шестилетие и научил ими работать. У меня были лучковая пила, рубанок, угольник и молоток. Молоток, кстати, я до сих пор храню и изредка пользуюсь, хоть он и маленький, детский.

Кстати, дедушка Никиты, Ионов Пётр Никифорович, был председателем Союза художников Смоленской области. В 50-е годы, после войны, он его создал и долгие годы возглавлял.

– С детства я постоянно что-то делаю руками, – продолжает рассказ Никита. – Фундамент, заложенный в раннем детстве, – очень ценная штука. После школы я шёл не домой, а к отцу в мастерскую и неизбежно, окружённый верстаками, инструментами, материалами, обладая естественным детским любопытством, был постоянно чем-то занят. Конечно же, моим первым изделием стал скворечник. Он был изготовлен собственноручно в шесть лет и повешен напротив окна отцовской мастерской.

Из чего сложилось ремесло

Но даже не тот факт, что всё своё детство Никита Ионов провёл в отцовской мастерской, и не тот, что он владеет технологиями, привели его к тому, что он стал мебельным мастером и делает уникальную мебель на заказ. Этому предшествовало сложение трёх важных компонентов в его жизни.

Главным импульсом к этому делу, не поверите, стала его деятельность с ведением модельной школы. Казалось бы, где красивые модели из мира моды и где «хардкор», дровяная печка и топор, который остался там, снаружи? Ан нет.

– Красивые модели где должны быть? На подиуме! А подиум есть? Подиума нет! В Смоленске на тот момент ни одного подиума ещё ни у кого не было, – улыбается мастер. – А мне хотелось, чтобы мы были на уровне, а значит, как минимум имели этот важный предмет. Я придумал его конструкцию, нарисовал, обратился в мебельную мастерскую к своим знакомым. Там мы просчитали его стоимость с учётом всех дружеских скидок… Ценник оказался ну просто космическим. Я был не готов отдать такие деньги за несложную, хоть и масштабную, конструкцию. И тогда я понял, что если куплю сварочный аппарат, маску и курсы варения по металлу, потрачу на это какое-то время, то сэкономлю колоссальные деньги. Затем я взял у товарища сварочный аппарат, чтобы понять, способен ли я к этому вообще. Оказалось, что варить я могу. Подиум точно не развалится и будет отлично справляться со своей функцией. После работы вечером я бежал в гараж и до полуночи в течение двух месяцев варил свой подиум. И у меня всё получилось. Он был, и долгое время оставался, самым большим подиумом в Смоленске: два метра в ширину и двенадцать – в длину! На него можно было небольшой самолёт посадить. И тут я понял: такой навык, как сварка, – это как пропуск в другой мир, это другой диалог с реальностью и огромные возможности, благодаря которым можно сделать своими руками практически всё.

– Хочешь попробовать себя в сварке? – вдруг предложил мне мастер, протягивая сварочную маску.

Маска оказалась огромной, я в неё совсем ничего не видела: «Как в ней можно вообще варить? Что это? Электрод? А что с ним делать? Как это не дотрагиваться до металла? Что, всего один миллиметр держать от поверхности? Я вижу искры! Ха, кажется, я уже что-то варю!»

Сварщик из меня, естественно, получился ещё хуже, чем дровосек. Но это оказалось для меня крайне увлекательным занятием.

Кстати, подиум и навыки сварщика не стали единственной причиной появления у Никиты целой мебельной мастерской. Этому предшествовало ещё кое-что.

– Вскоре мы переехали в новую большую квартиру, – продолжает свой рассказ Никита. – При этом в тот момент в работе модельной школы образовались небольшие перерывы. Денег было в обрез, а моей семье нужна была вся мебель в дом. И я просто взял и начал её делать. Как оказалось, стол, например, – это очень простое изделие, которое состоит всего из восьми деталей. Я тогда изготовил его всего за полдня. Сегодня за день я могу сделать их с десяток. А если просчитать стоимость всех материалов, даже сейчас, когда железо стало стоить в три раза дороже, то выходит гораздо дешевле, чем нам предлагают заплатить во многих мебельных магазинах. И вот такую лофтовую мебель я начал делать себе домой: стол, стулья, кровать, кухонный гарнитур, прихожая, шкафы, кровати (в том числе детские двухъярусные) и многое другое. У меня дома теперь нет ни одного предмета мебели, купленного в магазине, за исключением разве что компьютерных стульев. Пока я обставлял квартиру, освоил это мастерство и готов был делать любую мебель на заказ. Для знакомых и друзей, которые приходят ко мне в гости, моё жилье стало импровизированным шоу-румом. Стандартная реакция людей, которые попадают ко мне в квартиру: «О, здорово, а можете сделать мне такое же?» А когда мы просчитываем стоимость материала и моей работы, цена готового изделия удивляет. Она гораздо ниже, чем в той же «Икее», например.

И даже этого огромного опыта было бы, наверное, недостаточно Никите Ионову, чтобы развернуть свою мастерскую. Третьим важным компонентом в этом направлении стала его деятельность в фаер-команде.

– Если вы когда-нибудь видели вблизи площадку, где располагается фаерская контора, то обратили внимание, что там скапливается огромное количество очень специфического реквизита. Если его покупать, то выложить можно просто запредельные деньги. Это ни с какой мебелью не сравнить, – продолжает Никита. – Все начинающие фаер-команды, как правило, изготавливают всё это сами. Мы постепенно научились создавать реквизит не только начального уровня, но и среднего, и топового. И его изготовление весьма непросто. Реквизит работает в специфической среде – огне, и к нему самые высокие требования по прочности и точности изготовления.

Нет ничего невозможного

– Хорошо, какие предметы мебели ты можешь сделать в своей мастерской?

– Прихожую, обувницу, кушетки, тумбы с хранением, столы, стулья, барные стулья и барные стойки, стойки ресепшена, кухонные гарнитуры, спальни и кровати, шкафы, открытые стеллажи, компьютерные столы, скамейки, детские кровати одноярусные и двухъярусные, шведские стенки, турники, кубы для фотостудий, складское оборудование – то есть всю мебель для дома и бизнеса без исключения. Теперь, ко всему прочему, могу изготовить все виды лофтового освещения (люстры, светильники, подсветки из металла). Кстати, у меня появилась возможность их красить не только с помощью баллончика, но и в профессиональной камере с выходом покраски заводского уровня.

– И ты один способен всё это сделать?

– Не далее как вчера фактически за полдня я сварил стол и четыре табуретки. Если поднапрячься, то за день могу сделать два-три стола и с десяток табуреток. С тем оборудованием, которое я имею сегодня, у меня неплохая производительность труда. Во многом это главная причина, благодаря чему мне удаётся держать невысокий ценник.

– Где можно посмотреть примеры твоих мебельных работ?

– Основная площадка – это группа «ВКонтакте» «Мастерская Никиты Ионова». Если вживую, то, например, в кинотеатре «Современник». Сейчас там оборудуют кафе, где будет установлена вся моя мебель. В некоторых смоленских кафе используются мои барные стулья и стойки. Мои изделия отправляются по всей России. Она уехала в одно из вяземских кафе, в Москву, Тверь и даже Питер. В Казань отправлялись кубы для студии…

Подробно о материалах

– Какие материалы ты используешь, чем красишь изделия, почему у тебя вся мебель в чёрном металле?

– Всё зависит от функциональных задач. Для разной мебели используются разные материалы. Кстати, о тёмном цвете металла. Дело в том, что когда мы выбираем мебель, определяемся с её размерами и материалами, важно подумать не только о том, как её изготовить, но и о том, как сделать её максимально износостойкой. То есть как с ней потом жить. Технологически сделать можно что угодно, но как она будет выглядеть через определённое время? Срок жизни мебели, которую я делаю, не ограничен, но рано или поздно может случиться так, что на металле будет повреждена краска или она сотрётся на углах. Некрашеная железка имеет тёмный цвет, и, соответственно, рационально выкрасить её в те же тёмные цвета. Если образуется скол – его не будет видно. Но если нужен другой цвет, покрашу в качестве исключения. Недавно я делал мебель для косметологического кабинета. Там, понятно, она должна быть белой, так как это медицинская сфера.

Что касается дерева… О, здесь всё сложнее и интереснее. Два основных типа материала, которые я применяю для столешниц, – это фанера и натуральное дерево. Они довольно сильно отличаются друг от друга. Во-первых, по цене: натуральное дерево дороже, хотя и не слишком. Мы привыкли, что если видим в мебельном магазине приписку «натуральное дерево»,то сразу начинаем внутренне готовиться к тому, что ценник будет очень дорогой. На самом деле дерево ненамного дороже фанеры, но при этом у него будет своё ограничение по свойствам. Натуральное дерево довольно мягкое, если говорить, конечно, о деревьях хвойных пород. Есть более твёрдая древесина – дуб, допустим, лиственница или, например, ясень. Вот они как раз очень дорогие. Но я в 99 процентах случаев работаю с елью и сосной. Это не очень хороший вариант, допустим, для рабочей поверхности столешницы на кухне. Во-вторых, мебельные щиты из натурального дерева выпускаются штатно шириной 60 сантиметров. А если нам нужно больше (это бывает часто), то это уже нестандартное изделие и стоит существенно дороже. Желаешь надёжный, качественный и недорогой стол? Почти гарантированно он будет фанерным или очень дорогим, что тоже запросто. У меня дома четыре стола, и все с фанерными столешницами. При этом, повторюсь, они существенно дешевле дерева. Деревяшка, конечно, красивее. Словом, здесь всё зависит от вкуса клиента и предназначения мебели.

Для пропитки дерева самой востребованной группой материалов у меня являются морилки – это краситель, который пропитывает материал, придавая ему красивый цвет. Он не образует на материале плёнку, как краска или лак, и впитывается в толщу материала на несколько миллиметров. Это делает его более стойким. Если вдруг в процессе эксплуатации будет несколько повреждена поверхность, то этого практически не будет заметно.

Морилка доступна по цене, быстро сохнет, с ней удобно работать, есть многообразие «вкусных» цветов. Но при этом морилки в основном тёмные. Если поступает запрос на светлую столешницу, на помощь приходят масла по дереву – это материал аналогичный морилке, но существенно более дорогой. У него есть особое преимущество – он колеруется в абсолютно любой цвет, который только способна создать колеровочная машина. Есть ещё латексные краски, но я считаю, что ими дерево красить нет смысла, так как они закрывают поверхность и скрывают красивую фактуру материала. И, наверное, стоит сказать о покрытиях, которыми я категорически не пользуюсь. Это классические алкидные лаки. Обычный прозрачный лак, казалось бы, суперраспространённый материал. Все мы, наверное, видели, как такое дерево выглядит. Данные интерьерные решения лично у меня ассоциируются с дешёвой сауной или бытовкой – жёлтая, блестящая и зачастую шершавая поверхность.

Этого я не делаю ни за какие деньги, так как выглядит это просто отвратительно. А я не делаю отвратительную мебель. Я делаю красивую мебель.

Две линейки для разной аудитории

– Планируешь брать помощников?

– Со временем я планирую подвести к разделению своей деятельности на два параллельных потока. Мебель, которая изготавливается сегодня и в том качестве, которое есть сейчас, останется. Её будут делать мои помощники. При этом появится отдельная линейка суперкачественной и более сложной мебели, которую делать буду лично я. И она будет стоить дороже. У меня есть разные клиенты: те, кто хочет приобрести стильную, качественную мебель в недорогом ценовом сегменте, и те, которым нужна особенная, сложная и суперкрутая мебель топового качества. Изготовлением именно такой мебели заниматься буду только я. То есть у меня будет мебель для разных аудиторий и под разные запросы. И ни с одним, ни с другим направлением я прощаться не планирую.

Три принципиальных отличия этой мебели от любой другой

– Никита, подводя итоги, следующий вопрос: чем твоя мебель принципиально отличается от любой другой?

– Первое – ценник. Об этом мы уже говорили.

Второе – стиль! Иногда после того, как человек познакомится с авторской современной стильной мебелью, например такой, как у меня, то изделия в обычных мебельных магазинах уже кажутся ему каким-то «цыганским базаром».

Третье, и, возможно, самое главное, – сервис! У меня довольно простая ремесленная работа, но при этом я человек, который пришёл в этот бизнес из проектов с довольно высоким уровнем сервиса. Сервис – это моя визитная карточка. Для меня важно всё: от фурнитуры, которую я никогда не забуду положить в комплект, до строгих сроков. Не в смысле очень быстро, а в смысле – точно! Никогда не допускаю просрочек, чем, что греха таить, часто разочаровывают нас недобросовестные исполнители в современном бизнесе. Грубо говоря, стол сегодня должен стоять у заказчика, и никаких «но» для меня не существует. В норме на изготовление любого предмета мебели я беру 14 дней, чтобы исключить цейтноты и переносы дат. Сделаю быстрее – привезу быстрее (кстати, доставка у меня бесплатная).

И в завершение разговора приведу один пример. Около двух недель назад мне довелось выполнить супербыстрый заказ. В обеденное время мне позвонил клиент и сообщил, что ему нужно срочно сделать основание для большого стола. «Возможно ли это сделать прямо сегодня?» – почти в отчаянии спросил он меня. Я включаю режим турбо (конечно же, эта опция платная), и уже через несколько часов человек получает свой заказ по адресу. Оказалось, что клиента подвёл исполнитель, у которого он сделал заказ на это изделие ранее. По каким-то неизвестным мне причинам заказ не был выполнен в срок, а у человека так складывались обстоятельства, что стол должен стоять в помещении именно в этот день. Это для него было очень важно. И я ему в этом сумел помочь.

Фото: Никита Ионов


Юлия Дьякова

Более 300 сообщений обработали сотрудники ЦУР Смоленской области за неделю
Обязательные работы побудили смолянина оплатить штраф