Глашатай исторической правды и добра
30 сентября ушёл из жизни Владимир Мосев, кинорежиссёр, посвятивший свою жизнь созданию документального кино о Смоленщине, её истории и людях.
Владимир родился в самом маленьком городе России – Чекалине, бывшем Лихвине Тульской области, но его настоящей малой родиной стал Смоленск.
После окончания Московского государственного института культуры и службы в армии он некоторое время проработал в Туле, а затем оказался в Смоленске, с которым связал всю свою дальнейшую жизнь. Владимир Мосев – автор фильмов «Древний Смоленск», «Разорённые дворянские гнёзда. Барышниковы» (фильм был заявлен на ТЭФИ-96 и вошёл в тройку лучших в номинации «Созданный не в Москве»), «Смоленская крепость. Недописанные главы» (номинация на ТЭФИ-2002). В 2002 году фильм «Созидательница» о жизни и творчестве знаменитой меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой на Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте получил специальный приз жюри. В 2006 году документальный фильм «Патронатная семья» о детях-сиротах получил на Международном фестивале «Вера и Слово» в Москве в номинации «Призвание» первую премию и через год на фестивале «Семья России» также занял первое место.
В 2008–2010 годах Владимиром Мосевым была снята кинотрилогия «От истока Днепра – золотые купола». Третья серия фильма была представлена на кинофестивале «Золотой дельфин» в Каннах.
В 2012 году к 200-летию Отечественной войны был снят фильм «Смоленск. 1812 год», а в 2013 году фильм «Потёмкин. Возвращение на родину» был удостоен специального приза кинофестиваля «Золотой Феникс». Всего за более чем 20 лет творческой деятельности Владимиром Валентиновичем Мосевым создано около 80 документально-публицистических кинолент.
Сегодня воспоминаниями о Владимире Мосеве делятся его друзья, коллеги и соавторы.
Владимир ВЕНГРЖНОВСКИЙ, лауреат премии Союза журналистов России:
– Три близкие по духу человека – журналистка Ольга Тихонова, телеоператор Виктор Понажёв и профессиональный теледокументалист Владимир Мосев в начале 90-х стали основателями первой в Смоленске телевизионной студии. «Генератором идей» и основным исполнителем задуманного стал Володя. Немногословный, но взрывной по характеру, он был мастером на все руки: и режиссировал, и снимал, и монтировал, и даже при необходимости становился актёром.
Студия получила статус городской, но, снимая новостные сюжеты о заботах города, Володя всё больше склонялся к работе по созданию художественно-публицистических телефильмов. Рамки официального СМИ давили Володю. Ему просто необходима была творческая свобода и независимость. Он задумывает и осуществляет главный проект своей жизни – его детищем стала общественная организация «Телекомпания спецпроектов «Просвещение», неформальным лидером которой он являлся с момента её создания в 1995 году и до последних дней.
Школу телевидения Владимира Мосева прошли множество молодых людей, которые сегодня работают в различных студиях Смоленского региона и на федеральных каналах…
Уход из жизни в столь раннем возрасте Владимира Валентиновича Мосева – невосполнимая утрата. Память о талантливом кинорежиссёре и дорогом друге навсегда сохранится в наших сердцах.
Игорь ВАКУЛЮК, музыкант, телеоператор:
– Моё знакомство с Владимиром Мосевым произошло в начале 90-х, когда я был приглашён в качестве ведущего программы «ИКС» (интервью, комментарии, сообщения) на первом кабельном телевидении Смоленска.
Меня приятно поражало во Владимире неукротимое желание постоянно искать и осуществлять новые формы в документалистике. Он был идейным вдохновителем и создателем многих инновационных проектов.
Жаль, что с каждым годом остаётся всё меньше и меньше наших коллег и друзей. Давно уж нет Ольги Тихоновой, нет Юрия Чебыкина. Теперь не стало и Владимира Валентиновича Мосева. Но с нами осталось созданное ими Кино, а искусство вечно.
Дмитрий ТИХОНОВ, журналист, сценарист фильмов В. Мосева:
– Мы с Мосевым познакомились в самом начале 90-х – в трудное, но интересное время. Володя тогда работал лаборантом в институте усовершенствования учителей. Там же трудился ещё один фанат кино – Виктор Понажёв. Для съёмок нужно было оборудование, и однажды они решились купить полупрофессиональную видеокамеру. В долларах она стоила недорого, но в стране бушевала гиперинфляция, и в рублях сумма получалась приличная.
И вот как-то захожу в студию, а Мосев с порога спрашивает: «Хочешь увидеть Голливуд?» Сразу же достаёт большую спортивную сумку, расстёгивает молнию – и у меня от удивления, как говорится, челюсть отвисла. В сумке были деньги – множество пачек, перевязанных банковской лентой! Действительно, как в голливудских фильмах про ограбления банков! Володя рассмеялся и пояснил, что в банке им выдали нужную сумму пятирублёвыми купюрами. На следующий день с этой сумкой, набитой деньгами, Мосев с Понажёвым отправились в плацкарте в Москву за видеокамерой. И они её купили! Именно ею было снято большинство мосевских фильмов.
Помню, как в 1996 году мы ездили на финал всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ, и в какой-то московской подворотне Мосев надевал смокинг с бабочкой, чтобы красиво пройти по красной ковровой дорожке. Наш фильм «Разорённые дворянские гнёзда. Барышниковы» занял тогда 2-е место.
Ещё часто вспоминаю, как мы ездили на Семлёвское озеро снимать фильм про клад Наполеона – клад не нашли и фильм не сняли, но отлично отдохнули на природе…
Говорят, что незаменимых людей нет. Это не так. Одним из таких незаменимых был Володя Мосев. И его уход – это большая потеря не только для знавших его людей, но и для Смоленщины.
Владимир ГОЛИЧЕВ, профессор:
– Жизнь свела меня с Владимиром Мосевым в Смоленском институте усовершенствования учителей, где тогда сложился талантливый коллектив влюблённых в кино людей. И я влился в него, написал несколько сценарных планов, был консультантом ряда фильмов, даже принимал участие в съёмках.
Мосев никогда не занимал высоких должностей. Он удовлетворялся тем, что мог снимать кино. Это для него было главным в жизни, и за это я его уважал особо.
Недавно вспомнил забытый советский фильм, в котором человек всю свою жизнь прорубал просеку в тайге на свет далёкой, путеводной для него звезды. Сразу подумалось: а ведь Володя тоже прорубал свою просеку…
Владимира Мосева не стало, но осталась прорубленная им просека, по которой люди могут идти на свет его заветной звезды – кино.
Виктор АРТЁМЕНКО, руководитель студии «Святой Меркурий» Смоленской митрополии:
– У Володи с его супругой Таней долго не было детей. Господь пока взирал на них, но ничего не предпринимал, как говорил Володя. Сам он был крещёным. А вот у Тани отец был парторгом солидной организации…
И вот после шести лет замужества Татьяна принимает таинство Крещения, которое совершил иеромонах Сергий, ныне епископ Вяземский и Гагаринский.
И радость не заставила себя ждать. В 1994-м году Господь послал семье Мосевых мальчика – Романа, а ещё через два года родилась и Аня. Впоследствии Володя вспоминал, что это во многом определило его дальнейший творческий путь: работу над телеальманахом «Лики» и рядом документальных фильмов на православную тематику.
Владимир КОРОЛЁВ, член союзов писателей, журналистов, краеведов России:
– Девизом творческой жизни Владимира Мосева были слова: «Я делаю кино!»
Делать кино у Владимира Валентиновича получалось по большому счёту – и по собственным задумкам, и по просьбам департаментов образования, социальной защиты, культуры, сельского хозяйства.
В 2006 году мы с Владимиром по просьбе Центросоюза работали над фильмом, посвящённым 175-летию потребительской кооперации России. Работа удалась: демонстрация фильма прошла в Большом зале Государственного Кремлёвского дворца и удостоилась аплодисментов 5 000 делегатов.
Если служить кино, то в этом надо брать пример с Владимира Мосева. Он выбрал профессию по душе и служил ей искренне и до конца.
Александр КОКШАРОВ, поэт, актёр:
– С Володей Мосевым мы познакомились в 2012 году при создании документального исторического кино «Светлейший князь Потёмкин. Возвращение на родину». Я работал над второй частью сценария. Володя помогал мне, снабжал необходимой литературой, подсказывал. Он чутко слышал внутренний камертон всей сценарной работы. Сотрудничать с ним было всегда легко, потому что в работе этой было много весёлой импровизации и здорового юмора, помогающего двигать фильм вперёд.
И я благодарен Владимиру Валентиновичу Мосеву, замечательному режиссёру-документалисту и превосходному человеку, за этот прекрасный подарок – возможность поучаствовать в «Потёмкине» и других его проектах.
Александр СТАЦУРА, директор телекомпании «Просвещение»:
– В 2013 году мы работали над фильмом «Князь Потёмкин. Возвращение на родину». Вспоминаю, как нас прекрасно встречали в Херсоне, Севастополе, других потёмкинских местах. Никто и представить не мог, что через год начнутся драматические события в Донбассе…
Владимир Валентинович руководил процессом съёмок, выбором площадок, работой с актёром, ведь фильм, хоть и документальный, был с элементами художественных постановок. Примечательно, что в процессе обсуждения плана съёмок участвовали все члены команды, однако в целом картину видел только он – режиссёр.
Когда близкие уходят в другой мир, я не прощаюсь с ними навсегда. Я верю, что там мы обязательно встретимся.
Юрий СОЛОПОНОВ, тележурналист, сценарист:
– С Володей работать было непросто. Он мог позвонить в 12 часов ночи и сказать: «Там в сценарии, на третьей странице вверху, несколько слов нужно переставить. И перечитать весь абзац в два раза быстрее. Сделаешь?» Отвечаю: «Конечно, сделаю». Потом звонок в час: «Ну что, сделал?» – «Володя! Говоря «сделаю», я имел в виду утро. Сейчас нужно спать». Короткие гудки… Обиделся.
Для него не существовало дня, ночи, пауз в работе, когда речь шла о реализации задуманного. Он горел и требовал горения от других.
Сегодня бы я отдал всё за то, чтобы в 12 часов ночи раздался звонок. Но звонка не будет. И от этого на душе как-то пусто...
Пётр ПРИВАЛОВ, журналист, краевед, писатель:
– Зацепились мы с Владимиром Мосевым нынешней весной Твардовским: он вспомнил, как снимал мероприятия с моим участием, обещал поискать видео в своих архивах, а через пару дней позвонил мне и передал накопитель – вот такой подарок!
Не так давно Владимир прислал мне на электронную почту что-то типа исторической новеллы из начала XX века «Ну так, война» с просьбой подправить и оценить. Я это сделал на автомате. Перечитал. А ведь автор-то – с литературным даром. Так коротко и так ёмко – мало кому дано. Посоветовал попробовать силы в прозе. «Да нет, я эту короткометражку снять хочу».
Далее события развивались стремительно. Снимали кино в двух районах два дня. Последняя съёмка – Загорье.
Несколько дней после этой встречи звонил Владимиру – не отвечает. Вдруг сообщают – умер... Общались мы плотно чуть больше полугода, а показалось вдруг, что с Мосевым годы моей жизни ушли. И ещё думается: знакомство наше началось, продолжалось и закончилось, как ни крути, на Твардовском. Я уже перестал такому удивляться.
Николай ПАРАСИЧ, актёр, режиссёр, заслуженный артист России:
– Я считаю, что мне по жизни очень повезло: судьба подарила встречи с людьми, которые повлияли на моё восприятие мира. Один из них – Владимир Валентинович Мосев.
Дружба началась наша, как только Володя появился в Смоленске. Он пришёл в Камерный театр со своими идеями, проектами, предложениями и закружил нас своей энергией, своим особым юмором. Меня всегда поражали его настойчивость и целеустремлённость. И обычно то, что он задумывал, осуществлялось. Но здоровья от этого не прибавлялось, наоборот, он тратил его, не щадя себя.
Как-то во время съёмок он попросил снять его на память: «А то я вас снимаю и снимаю, снимите и вы меня!» Я снял, не подозревая, что это последние кадры при жизни Володи.
После съёмок он сказал, что должен лечь в больницу подлечиться. Мы вздохнули с облегчением – там помогут. А 30 сентября мне сообщили, что Володя ушёл из жизни. Это был настоящий удар! Боль, боль!
Алексей ЗАХАРЧЕНКО, журналист, режиссёр, телеоператор:
– С Володей я прожил, пережил, испытал, пропустил через себя очень много мгновений, дорогих сердцу. Он умел убеждать искренне и ярко. Не покривлю душой, если назову его глашатаем исторической правды и добра, обладавшим уникальным режиссёрским чутьём. У него было не только мастерство, но главное – дар!
Наши работы мы называли фильмами! Диски с ними до сих пор крутят в смоленских школах, чаще всего – в сельских. А если смотрят – значит, думают, размышляют, познают…
Именно такую миссию и выполнял по велению души Владимир Мосев. Он без преувеличения – кинолетописец земли смоленской в её новейшей истории!
Верю, что его фильмы смотреть будут всегда!
Юрий СОЛОПОНОВ, Алексей ЗАХАРЧЕНКО.
Фото: из семейного архива Владимира Мосева