Пенсионные вопросы: досрочный выход на пенсию, льготы и индексации
В студии радиоканала «Смоленская весна» состоялась очередная встреча из цикла «Счастливое долголетие», в программах которого обсуждаются темы, так или иначе касающиеся повышения качества жизни людей зрелого возраста. Предметом разговора с руководителем группы по работе с обращениями граждан Отделения Пенсионного фонда России по Смоленской области Оксаной Кондратенковой стали вопросы пенсионного обеспечения, в том числе, предоставления льгот предпенсионерам и формирования пенсионных накоплений.
Досрочная пенсия: кто и когда имеет на неё право
– Оксана Викторовна, качество жизни пожилых людей в первую очередь зависит от пенсионного обеспечения: мы все на него надеемся и все хотим знать, как, когда и что нам предстоит в будущем. Давайте поговорим о досрочном выходе на пенсию: кто может на него рассчитывать и при каких условиях?
– Хочу напомнить, что федеральным законодательством с 1 января 2019 года предусмотрено поэтапное увеличение пенсионного возраста – до достижения в 2023 году 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами. При этом для тех, кто по ранее действовавшему законодательству должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, предусмотрена особая льгота: выход на пенсию на шесть месяцев раньше вновь установленного пенсионного возраста. Например, мужчина родился в первом полугодии 1960 года, и в 2020 году ему исполнилось 60 лет. Пенсионный возраст по нормам закона увеличен на два года, но с учётом применения этой льготы он наступит через полтора года: так, мужчина, родившийся 10 мая 1960 года, достигнет пенсионного возраста 10 ноября 2021 года. Для тех же, кто например, достигает возраста 55 или 60 лет (женщина и мужчина соответственно) в 2021 году, пенсионный возраст будет увеличен на три года, и так далее – до достижения, как я уже упомянула, в 2023 году мужчинами возраста 65 лет и женщинами 60 лет.
Помимо поэтапного увеличения пенсионного возраста, нормами закона предусмотрено ещё и постепенное увеличение продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для определения права на пенсию по старости. Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается с учётом стажа и заработка за периоды работы до 2002 года, а после указанной даты учитываются обязательные страховые взносы, начисленные работодателями в государственный Пенсионный фонд России. В страховой стаж, требуемый для назначения пенсии, помимо периодов работы включаются так называемые нестраховые периоды, например периоды военной службы, ухода за ребёнком или же за детьми – до достижения ими возраста полутора лет, но в общей сложности не более шести лет (то есть могут быть учтены максимум четыре ребёнка), периоды проживания супругов с военнослужащими в местности, где они не могли трудоустроиться по специальности, и иные периоды, предусмотренные законодательством. С учётом переходных положений, в 2020 году для назначения пенсии требуются страховой стаж продолжительностью не менее 11 лет, и величина индивидуального пенсионного коэффициента не меньше 18,6.
Вместе с тем, с 1 января 2019 года расширен перечень лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Так, определена норма, согласно которой лицам, имеющим длительный страховой стаж (не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин) при наличии предусмотренных законом продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, страховая пенсия по старости может назначаться на 2 года ранее нового пенсионного возраста, но не ранее 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. В целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение за длительный страховой стаж следует иметь в виду, что в такой стаж включаются только периоды работы, за которые работодатели отчисляют страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также периоды временной нетрудоспособности. К нам в Отделение поступает много обращений от граждан, которые спрашивают, а включаются ли периоды военной службы в такой стаж. Нет, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено включение периода военной службы в страховой стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, – в него включаются только периоды работы и временной нетрудоспособности. Например, мужчина, родившийся в 1960 году, при наличии у него 42 лет страхового стажа работы и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, приобретёт право на пенсию в текущем году по достижению возраста 60 лет, а не в 61,5 года.
Вторая категория граждан, для которых расширен досрочный выход на пенсию по старости, касается категории многодетных матерей. Если ранее, до 2019 года, право на досрочное пенсионное обеспечение по достижению возраста 50 лет приобретали женщины, которые родили более пять детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, то с 1 января 2019 года такое право приобретают женщины, родившие 4 детей (у них право возникает в 56 лет), и женщины, родившие 3 детей (право возникает в 57 лет). При этом должны быть соблюдены следующие условия: воспитание детей до достижения ими возраста 8 лет и наличие не менее 15 лет страхового стажа.
Что касается работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, то для таких граждан сохранён ранее установленный пенсионный возраст. Так, среди тех, кто работал с особо вредными условиями труда (по Списку № 1), для женщин он составляет 45 лет, для мужчин – 50 лет. Для женщин, работавших с тяжёлыми условиями труда (например, по Списку № 2), пенсионный возраст, как и ранее, составляет 50 лет, для мужчин – 55 лет.
Что касается медицинских, педагогических и творческих работников, то для них возраст выхода на пенсию повышается – так же поэтапно на 5 лет. При этом ужесточение требований к продолжительности специального стажа законом не предусмотрено: пенсионный возраст у данных категорий граждан определяется с учётом даты выработки специального стажа. Например, учитель выработал предусмотренный законом 25-летний стаж 30 июля 2020 года. По ранее действовавшему законодательству он мог бы уже с 31 июля 2020 года выйти на досрочную пенсию. По новому законодательству дата выработки специального стажа фиксируется, и от неё исчисляется пенсионный возраст, опять же с учётом переходных положений. Соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение гражданин сможет реализовать через полтора года, то есть с 31 января 2022 года. Таким образом, для медицинских, педагогических и творческих работников требования к продолжительности специального стажа не изменились – увеличен сам возраст выхода на пенсию.
Повышен пенсионный возраст для «северян» – тех, кто работал в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним. Они при наличии длительного «северного» стажа на пенсию по старости уходили на 5 лет ранее общеустановленного возраста (в 55 лет мужчины и в 50 лет – женщины). Эта норма снижения возраста сохранена, но поскольку общеустановленный возраст повышен, то и возраст выхода на пенсию у них также автоматически увеличен (в 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам). Повышение также происходит поэтапно. Например, женщине, родившейся 20 июля 1970 года, в 2020 году исполнилось 50 лет. При наличии у неё предусмотренной законом продолжительности стажа работы на Севере и страхового стажа она получит право на досрочное пенсионное обеспечение через полтора года – не ранее 20 января 2022 года.
Следует знать, что право на пенсионное обеспечение реализуется по заявлению, которое можно подать разными способами: обращаясь непосредственно в орган ПФР, через МФЦ, а также по электронным каналам связи, что очень распространено в настоящее время.
Льготы для предпенсионеров
– Последнее время особенное внимание уделяется категории граждан, которых называют «предпенсионерами». А какие льготы есть у них?
– Прежде всего поясню, что понятие «предпенсионный возраст» обозначает период за пять лет до возраста, дающего право на страховую пенсию. Для категорий граждан, относящихся к предпенсионерам, предусмотрены следующие льготы и гарантии: право на два оплачиваемых дня по месту работы ежегодно для прохождения диспансеризации, получение пособия по безработице в повышенном размере за более длительный срок, прохождение переобучения и повышения квалификации по направлению службы занятости, сохранение льгот по имущественному и земельному налогам. Ряд льгот предоставляется и региональным законодательством. Также предусмотрена уголовная ответственность для работодателя за отказ в приёме на работу или увольнение по причине наступления предпенсионного возраста.
Следует отметить, что законодательством определён разный возраст, с учётом которого определяется статус предпенсионера для реализации права на льготы. Например, для получения льгот, предоставляемых органами занятости и работодателями, к категории граждан предпенсионного возраста относятся лица, не достигшие возраста, дающего права на установление пенсии в течение пяти лет до достижения этого возраста. С учётом переходного периода в 2020 году статус гражданина предпенсионного возраста приобретают мужчины, достигшие 56 лет, и женщины, достигшие 51 года, за исключением тех, кто имеет право на досрочную пенсию либо является государственным служащим. Если рассмотреть пример с учителем, который выработал необходимый педагогический стаж 30 июля 2020 года, то для него предпенсионный возраст будет определяться от 30 июля 2020 года и до приобретения права на досрочную пенсию, то есть до 31 января 2022 года. Что касается получения налоговых льгот, предпенсионный возраст определяется от 55 лет у женщин и от 60 лет у мужчин.
Следует отметить, что для реализации льгот граждане могут лично получить информацию о том, что они относятся к категории лиц предпенсионного возраста, непосредственно в территориальном органе, в многофункциональном центре, а также через электронный сервис ПФР в «личном кабинете». Для этого нужно иметь подтвержденную учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Об индексациях и перерасчетах пенсий
– Мы поговорили о тех, кому ещё только предстоит выйти на пенсию. Оксана Викторовна, расскажите, пожалуйста, об индексациях пенсии и, в частности, об индексации для работающих пенсионеров.
– Напомню, что государственный Пенсионный фонд выплачивает пенсии в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за счёт федерального бюджета, а для тех граждан, кто имеет стаж, – страховую пенсию в соответствии с законом «О страховых пенсиях» за счёт страховых взносов работодателей в российскую систему обязательного пенсионного страхования.
Социальные пенсии, которые устанавливаются в соответствии с законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», подлежат индексации ежегодно с 1 апреля – с учётом темпа роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Так, с 1 апреля 2020 года такие пенсии были увеличены на 6,1%. Что касается страховых пенсий, назначаемых за стаж, то в период с 2019 года по 2024 год страховые пенсии индексируются каждый год с 1 января, исходя из роста потребительских цен за прошедший год. Так, с 1 января 2020 года индексация страховых пенсий была произведена на 6,6%.
Напомню, что в соответствии с действующим с 2016 года федеральным законодательством работающие пенсионеры получают пенсии без учёта индексаций, проводившихся в период их работы. При увольнении граждан размер их пенсии пересчитывается с учётом всех коэффициентов индексаций, установленных законодательством в период осуществления трудовой деятельности. Уточнение факта прекращения либо осуществления пенсионерами работы производится органами Пенсионного фонда на основании сведений, которые работодатели ежемесячно предоставляют в территориальные органы ПФР. Таким образом, расчет пенсии и её выплата с учетом индексации осуществляется только по сведениям, имеющимся в системе персонифицированного учёта ПФР.
Решение о выплате проиндексированной пенсии выносятся в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены сведения от работодателя. При этом размер пенсии подлежит перерасчёту с учетом коэффициентов индексации по истечению 3 месяцев, следующих за месяцем увольнения, но с доплатой пенсии в увеличенном размере с 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения. Приведу пример: гражданин уволился в декабре 2019 года. Решение органа ПФР о перерасчёте его пенсии с учётом индексации вынесено в марте 2020 года, поскольку сведения о нём как о неработающем поступили в Пенсионный фонд в феврале. Соответственно, по нормам закона выплата пенсии в новом пересчитанном размере произведена в апреле текущего года – вместе с доплатой за период с 1 января 2020 года (с первого числа месяца после увольнения) по 31 марта 2020 года. Если пенсионер в дальнейшем вновь устроится на работу, то размер его страховой пенсии не будет уменьшен, но последующие индексации вновь будут пропущены и восстановятся только после увольнения с работы.
Следует отметить нововведение: с июля 2020 года в России вступили в силу изменения в закон, согласно которым пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями (приёмными семьями) на возмездной основе, то есть получающие по гражданско-правовым договорам денежные средства, с которых производятся отчисления страховых взносов, исключены из категории работающих пенсионеров. Таким образом, этим гражданам произведена индексация пенсий и определена выплата пенсии с учётом всех коэффициентов индексаций, имевших место в период, когда они получали денежные средства по договорам. В дальнейшем, при сохранении статуса законного представителя, их пенсии будут подлежать ежегодной индексации с 1 января.
Софинансирование пенсий: сроки и объёмы
– Оксана Викторовна, давайте поговорим о программе софинансирования пенсий. Как граждане могут распорядиться накопительной частью?
– Программа государственного софинансирования в формировании пенсионных накоплений предоставляет возможность увеличить будущую пенсию за счёт дополнительных взносов, которые уплачивает сам гражданин, государство, а также работодатель. Заявления от граждан о вступлении в программу государственного софинансирования принимались с 1 октября 2008 года. Взносы граждан, а также взносы работодателей в рамках программы принимались с 1 января 2009 года, средства государственного софинансирования начали начисляться начиная с 2010 года. Обращаю внимание на то, что срок вступления в программу государственного софинансирования завершился 31 декабря 2014 года, а возможность уплаты первого дополнительного страхового взноса для получения государственной поддержки в формировании пенсионных накоплений окончилась 31 января 2015 года.
Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года гражданином подано заявление на вступление в программу, и до 31 января 2015 года он сделал первый взнос, а это обязательное условие для софинансирования, то он является участником программы, и государство в течение 10 лет с момента первого взноса будет софинансировать дополнительные страховые взносы на его будущую накопительную пенсию. Если же гражданин успел подать заявление до 31 декабря 2014 года на участие в программе, а первый взнос не успел сделать, то государственное софинансирование уже не будет осуществляться. Да, он может быть в этой программе и самостоятельно выплачивать взносы, но со стороны государства поддержки не будет.
Следует также отметить, что государственная поддержка софинансирования осуществляется в пределах от 2 до 12 тысяч рублей, при этом минимальный взнос для уплаты гражданином должен быть не менее 2 тысяч рублей в год. Например, если он уплатил 3 тысячи рублей, то из федерального бюджета тоже будет выделена такая же сумма, соответственно за год на лицевом счёте будет отражено 6 тысяч рублей. Подчеркну, что размер максимального взноса гражданина не ограничен, однако государственная поддержка ограничивается 12 тысячами рублей. Допустим, человек может за год внести 15 тысяч рублей, но государство софинансирует только 12 тысяч, и значит, в общей сумме на счёте гражданина будет отражено 27 тысяч рублей.
Должна также сказать, что если гражданину был назначен любой вид пенсии по линии Пенсионного фонда, и он подал заявление на участие в программе софинансирования в период с 4 ноября до 31 декабря 2014 года, его взносы также не подлежат софинансированию, но он может уплачивать взносы самостоятельно.
Реализовать право на получение накопительной пенсии гражданин может по достижении пенсионного возраста, который был предусмотрен действовавшим до 1 января 2019 года законодательством. То есть, если пенсионный возраст, который даёт право на получение страховой пенсии, повышается, то чтобы получить накопительную пенсию и средства пенсионного накопления, должно быть соблюдено условие: наличие этих средств на лицевом счёте гражданина и достижение прежнего пенсионного возраста, то есть 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин.
В зависимости от суммы пенсионных накоплений, сформированных на лицевом счёте гражданина либо в рамках обязательного пенсионного страхования, когда работодатель уплачивал за гражданина взносы в Пенсионный фонд, либо в рамках программы государственного софинансирования, то есть в добровольном порядке, предоставляется право либо на накопительную пенсию, которая выплачивается ежемесячно, либо на единовременную выплату, когда вся сумма средств пенсионных накоплений выплачивается гражданину, либо право на срочную пенсионную выплату.
Нужно отметить также, что пенсионные накопления формируются не только в рамках программы государственного софинансирования. Пенсионные накопления также формировались в рамках обязательного пенсионного страхования в течение 2002-2004 годов. В этот период начисление страховых взносов на финансирование будущей накопительной пенсии производилось работодателями с заработка застрахованных лиц: женщин 1957 года рождения и моложе, мужчин 1954 года рождения и моложе. С 2005 года пенсионные накопления формировались только у граждан 1967 года рождения и моложе, а также у тех граждан, которые с 2008 года вступили в программу государственного софинансирования.
Что нужно знать о мошенниках
– В криминальных сводках и новостях мы регулярно встречаем сообщения о мошенничествах, которые совершаются под прикрытием Пенсионного фонда. Сталкивается ли Смоленское отделение ПФР с подобными случаями, и как вы боретесь с ними?
– Да, нередки случаи, когда в Отделение поступают сообщения от граждан о том, что по домам ходят «визитёры», представляются работниками Пенсионного фонда, предъявляют всевозможные удостоверения, не давая их рассмотреть, уточняют персональные данные: фамилию, имя и отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета и т.д. Представляясь «работниками» Пенсионного фонда и других «мифических» организаций, пользуясь доверчивостью наших граждан, неосведомленностью людей в вопросах пенсионного обеспечения, настоятельно рекомендуют, а в некоторых случаях и требуют предоставить им персональные данные. Изобретательные визитёры не забывают ссылаться на разного рода законодательные акты, которые не имеют никакого отношения ни к пенсионным накоплениям, ни к Пенсионному фонду России в целом.
Зачастую такие визитёры – это агенты негосударственных пенсионных фондов, которые впоследствии своими действиями приводят к неправомерному переводу средств из одного фонда, будь то ПФР или негосударственный пенсионный фонд, в другой негосударственный пенсионный фонд без ведома граждан. Следует знать, что все государственные услуги, которые предоставляются органами ПФР, в частности, получение сведений о состоянии лицевого счета или о сумме пенсионных накоплений, осуществляются либо непосредственно в территориальном органе ПФР, либо в МФЦ, либо посредством электронных сервисов: «личный кабинет» гражданина или Единый портал государственных услуг.
В отдельных случаях – по просьбе пенсионеров, которые в силу возраста или по состоянию здоровья испытывают сложности в передвижении, работники Пенсионного фонда осуществляют выезд на дом по месту их проживания. При этом время выезда сотрудника на дом всегда предварительно согласовывается с гражданином либо с его родственником, проживающим совместно с ним. А самим сотрудником Пенсионного фонда при посещении гражданина на дому в обязательном порядке предъявляется служебное удостоверение, которое имеет номер, фотографию сотрудника, его фамилию, имя, отчество и должность. Во всех остальных случаях сотрудники ПФР выезд на дом не осуществляют, то есть незапланированные посещения исключены. Таким образом, если у гражданина нет предварительной договорённости о визите сотрудника Пенсионного фонда, с таким визитёром вообще не следует взаимодействовать.
Кроме того, имеет место мошенничество по телефону, когда гражданину звонят и просят назвать номер карты, чтобы перевести на неё какие-то доплаты к пенсии. Подчеркну, что Пенсионный фонд России такие услуги по телефону никогда не осуществлял и не осуществляет: это незаконно. Никоим образом по телефону нельзя сообщать никакие персональные сведения и тем более – номер своей карты.
Кстати, вся информация о возможных мошеннических действиях размещена на официальном сайте ПФР. На этом же портале размещена вообще вся официальная информация, относящаяся к вопросам пенсионного и социального обеспечения граждан, и именно ей следует руководствоваться.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Ксения ВАСИЛЬЕВА.
Фото: из архива Оксаны Кондратенковой, pfrf.ru