Времён связующая нить
Живой музей смоленского народного костюма – новый проект Центра дополнительного образования города Смоленска. Его основная задача – не просто сохранить память о подлинной одежде предков, которая несла в себе часть культурного кода нации, но и вписать её в реалии современности…
Школа традиций
Как пояснила заместитель директора Центра дополнительного образования Оксана АНОХОВА, идея проекта принадлежит Ольге Эрдман – человеку, который о смоленском народном костюме знает всё, поскольку изучает его на протяжении тридцати лет.
– Ольга Эдуардовна много лет преподавала в СмолГУ, и у нас в центре работают педагогами немало её выпускников, – говорит Оксана Анохова. – Поэтому она со своей инициативой и обратилась к нам, и мы её поддержали. Тем более что тема народных традиций и творчества для нас очень актуальна. Ещё с 2016 года в центре существует Школа смоленских традиций. Она объединяет педагогов, работающих по программам художественной направленности и стремящихся воспитывать ребят в духовно-нравственном ключе через народное творчество. Можно сказать, всё по заветам Марии Клавдиевны Тенишевой, которая в своей школе большое внимание уделяла эстетике и исконно русским традициям.
В рамках Школы смоленских традиций была создана интегрированная программа. Её суть – в комплексном подходе к обучению. Так, ребята, занимающиеся в театральной студии, не только ставят спектакли по мотивам смоленских сказок, но и занимаются пением фольклорных песен и изготовлением народных тряпичных кукол, которые потом становятся персонажами их постановок.
– Смоленские сказки, местный песенный фольклор плюс декоративно-прикладное творчество – всё это помогает ребятам по-настоящему проникнуться духом народной культуры, глубже её понять, – продолжает Оксана Анохова. – И сами ребята становятся частью этой культуры, что, безусловно, делает личность каждого из них духовно богаче.
В общем, новый проект Живого музея прекрасно вписывается в эту программу, добавляя в неё несколько новых направлений.
Семейный оберег
Теперь собственно о самом проекте, презентация которого состоялась в рамках круглого стола для специалистов муниципальной и региональной системы образования и культуры.
– Мы привыкли видеть музейные экспонаты за стеклом, где их нельзя потрогать и рассмотреть поближе, – поясняет Оксана Анохова. – А Живой музей – это не просто отсутствие витрин, но и возможность, примеряя подлинные народные вещи, понять и почувствовать глубинную связь с предками.
Элементы русской крестьянской одежды до сих пор сохранились в некоторых смоленских семьях. В основном это вещи, которые надевали по особым случаям, а потом бережно хранили в сундуках и передавали по наследству.
– Такие костюмы очень важны исторически, – считает научный консультант проекта «Живой музей», этнокультуролог Ольга ЭРДМАН. – Они сохраняют культурный код нации. В узорах на одежде использовалась символика рода, которая передавалась из поколения в поколение через женщину, чьими руками и делалась эта одежда. Такой костюм становился энергетическим оберегом семьи. И вера, сохранённая в этих символах, наверняка помогала нашему народу выстоять во всех испытаниях.
Пока проект Живого музея только в самом начале своего пути. Но планов, касающихся его дальнейшего развития, у организаторов хватает. Это и создание специальной программы, в рамках которой все желающие смогут заняться изучением народных орнаментов, созданием и реставрацией костюмов. Это и подготовка неких фотозон, где можно будет создать свой образ в национальной одежде. Это и мастер-классы, так востребованные сейчас в рамках внутреннего туризма – детского, семейного, образовательного…
– Круглый стол мы для того и организовали, чтобы обсудить дальнейшие направления развития деятельности проекта, – говорит Оксана Анохова. – Обозначить наши возможности, услышать мнения коллег, установить межведомственные взаимосвязи между образованием и культурой в рамках реализации проекта.
Андорак с кабатом
Впрочем, программа круглого стола презентацией и дискуссией не ограничивалась. Очень насыщенной и разнообразной получилась и работа демонстрационной площадки.
Так, ребята из театральной студии Центра дополнительного образования показали спектакль «Баба Теплынь» по мотивам народной сказки, записанной собирателем и исследователем смоленского фольклора В.Ю. Платоновым. Все юные артисты были в русских костюмах и использовали в представлении традиционные тряпичные куклы, сшитые своими руками.
Конечно, смоленский народный костюм – понятие очень обширное. Свои особенности в его формировании были, пожалуй, в каждом районе области. Например, в Хиславичском большое влияние на специфику национальной одежды немалое влияние оказала соседняя Беларусь.
– Наш традиционный женский костюм – это андорак с кабатом, – рассказывает преподаватель Хиславичской детской школы искусств Надежда ХАЦКОВА. – Андорак – юбка из плотной ткани, чаще всего шерстяной. Кабат – разновидность жилета. Причём эта деталь костюма могла меняться в зависимости от повода, по которому он надевался.
Рассказ подкрепляется показом. И если одежда демонстрировалась на определённых моделях, то головные уборы мог примерить любой желающий. Как и принять участие в мастер-классе по ткачеству поясов на дощечках.
– Наш круглый стол – это зачин очень важного дела по сохранению того, что вот-вот может быть утрачено, – резюмирует Ольга Эрдман. – По сохранению национальной памяти, заложенной в традициях народного костюма…
Экспертное мнение
Лариса ЗАХАРЕНКОВА, заведующая этнографическим отделом Смоленского государственного музея-заповедника:
– Конечно, мы в музеях сохраняем память о прошлом. Храним и народный костюм, и бытовые вещи, и орудия труда… И эта старина оживает для наших посетителей.
Однако хотелось бы, чтоб подобные вещи хранились не только в музеях. Чтобы вспоминали о них не только на уроках истории или во время экскурсий, но и в повседневной жизни. Чтобы дети не забывали о своих корнях и в какие-то знаковые даты надевали народные костюмы и чувствовали себя в них комфортно.
В своё время Мария Клавдиевна Тенишева в талашкинских мастерских организовала целое производство вещей, которые хоть и были современными, но несли на себе отпечаток народного быта. Она таким образом хотела сохранить традиции как связующий мостик между прошлым и настоящим.
Проект Живого музея смоленского народного костюма тоже направлен на сохранение связи времён. Национальная одежда, передаваемая по наследству, – это нить, которая тянется от предков к потомкам. Главное, чтобы эти вещи не просто пылились где-то в сундуке или на полке, а использовались.
Этот проект замечателен тем, что для детей, которые в нём участвуют, старина уже не что-то абстрактное, а вполне конкретная вещь, принадлежащая реальному человеку. Через такие вещи мы показываем детям значимость семьи, в которой есть не только мама и папа, но и бабушки-дедушки и более далёкие предки. И этот проект даёт возможность ощутить эту связь, понять, что история есть не только у страны, но и у каждой семьи, каждого человека. У детей появляется желание побольше узнать о своих предках, приходит осознание семьи и её ценности. И это – продолжение прекрасных традиций, которые закладывала ещё Мария Клавдиевна Тенишева…
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова