Российско-белорусское приграничье: проблемы и перспективы
2019 год для соседних с Республикой Беларусь территорий будет годом со знаком «плюс», а не «минус».
Об основных итогах социально-экономического и демографического развития российско-белорусского приграничья в 2018 году и прогнозе социально-экономического развития российско-белорусского приграничья на 2019 год рассказывает эксперт ассоциации «Агентство интеграционных инициатив», кандидат географических наук, доцент, специалист по региональному развитию и региональной политике, заведующий региональным центром «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь» Геннадий Владимирович Ридевский.
2018-й не стал годом преодоления кризиса
Данные о социально-экономическом и демографическом развитии российско-белорусского приграничья за 2018 год предварительные. Опубликованные статистические показатели отражают развитие приграничья за 9, 10 или 11 месяцев текущего года. Более полно и верно о социально-экономическом и демографическом развитии приграничья в 2018 году можно будет судить не ранее первой половины февраля 2019 года. К этому времени основной массив статистических показателей за 2018 год по регионам приграничья будет опубликован. Тем не менее некоторые выводы о социально-экономическом и демографическом развитии приграничья можно сделать уже сейчас.
Первое, что надо отметить: 2018 год не стал годом преодоления социально-экономического кризиса в российско-белорусском приграничье, разразившегося в 2015 году. 2018 год стал вторым годом восстановительного роста в экономике (2017–2018 годы), после двух лет падения ВРП в областях приграничья в 2015-м и 2016 годах. Вероятно, что при таких темпах роста ВРП в российско-белорусском приграничье кризис будет преодолён, скорее всего, только в 2019-м или даже в 2020 году. В Беларуси, например, темп роста ВВП определён на 2019 год в 4%. Если такие темпы роста ВРП сможет достичь каждая из белорусских областей приграничья, уровень ВРП 2014 года в 2019 году будет достигнут только в Гомельской области.
Второе: 2018 год, как и предыдущий, стал годом роста реальных денежных доходов населения в белорусских регионах приграничья, но в российских регионах приграничья падение роста реальных денежных доходов продолжается. Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения в российских областях приграничья происходит уже на протяжении пяти лет подряд в Смоленской и Брянской областях. Вероятно, что уровень денежных доходов населения в 2018 году российских областей приграничья будет меньше уровня 2014 года на 12–15%. В 2018 году сокращение реальных денежных доходов в российских областях приграничья происходит на фоне роста реальных заработных плат, сокращения реальных пенсий и доходов от предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что рост денежных доходов населения в белорусских регионах приграничья существенно опережает темпы роста производительности труда и может привести к росту инфляционных процессов в 2019 году, т. е. рост денежных доходов населения носит внеэкономический характер.
Третье: особенно большую тревогу вызывает инвестиционный кризис в регионах приграничья, а это один из опережающих индикаторов экономического роста. Нет инвестиций – не может быть и высоких темпов роста экономики, не может быть и роста уровня жизни населения. К уровню 2014 года инвестиции в основной капитал в Брянской области могут снизиться в 2018 году более чем на 50%, в Гомельской и Могилёвской областях – примерно на 40%, в Витебской области – на 20%, в Псковской области – на 14%. Ожидается, что только в Смоленской области инвестиции в 2018 году превысят уровень 2014 года на 10%. Самая сложная ситуация с инвестициями сложилась в Могилёвской области. Инвестиционный кризис в этом регионе начался ещё в 2012 году, и к уровню 2011 года инвестиции в основной капитал в 2018 году могут составить менее 40%.
Четвёртое: во всех областях приграничья происходит депопуляция населения и снижение численности занятых в экономике. Кроме отрицательного естественного прироста, он наблюдается во всех областях приграничья, на депопуляцию влияет и отрицательный миграционный прирост населения (положительный миграционный прирост населения в январе – сентябре 2018 года отмечался только в Смоленской области).
В условиях депопуляции населения, его прогрессирующего старения и как следствия – снижения численности занятых трудно обеспечить высокие темпы экономического роста. Увеличение пенсионного возраста с учётом вышеназванных тенденций может рассматриваться как попытка властей России и Беларуси сохранить уровень занятости в экономике. Такую же цель преследует и борьба с «тунеядцами» в белорусской части приграничья.
С конца 2016 года приграничный регион вступил в очередную волну демографического кризиса, которая сопровождается снижением рождаемости и ростом смертности. Если в 2016 году численность населения российско-белорусского приграничья сократилась на 25,9 тыс. человек, то в 2017 году – на 37,4 тыс. человек, за январь – сентябрь 2018 года – на 30 тыс. человек. В среднемесячном выражении сокращение населения в январе – сентябре 2018 года в приграничье составило 3,3 тыс. человек, в 2017 году – 3,1 тыс. человек, в 2016 году – менее 2,2 тыс.
Прогноз – сдержанно-положительный
Начало 2019 года для жителей приграничья, как и всей России и Беларуси, сопровождалось увеличением пенсионного возраста, тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и ростом цен. Особенно сильно от роста цен пострадали жители российской части приграничья, поскольку с 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации повышен с 18 до 20%. Новая ставка НДС на практике означает одномоментный рост цен на 2% на все потребительские товары и услуги и однозначно приведёт к ускорению инфляции в годовом выражении в сравнении с 2018 годом. В Беларуси ставка НДС также составляет 20%, и её жители к этому давно привыкли.
Несмотря на невесёлое начало 2019 года, однозначно можно сказать, что 2019 год для российско-белорусского приграничья будет годом со знаком «плюс», а не со знаком «минус». Все области российско-белорусского приграничья находятся в стадии восстановительного роста экономики.
В наших странах, как и в приграничье в том числе, в 2015 году начался социально-экономический кризис. Этот кризис фактически охватил все страны СНГ, и его можно назвать североевразийским социально-экономическим кризисом. Причины североевразийского кризиса самые разные: падение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, эскалация отношений между Россией и Украиной, санкции западных стран против России и другие.
В 2018 году Российская Федерация в целом, после уточнения темпов роста ВВП за 2015 год в феврале 2017 года и в декабре 2018 года – за 2016-й и 2017 годы, вышла из рецессии и превзошла уровень докризисного 2014 года. Ожидается, что ВВП Беларуси выйдет на уровень 2014 года в начале 2019 года.
Области российско-белорусского приграничья развиваются медленнее, чем наши страны в целом, поэтому восстановительный рост экономики в 2019 году в них продолжится, и, вероятно, выход из кризиса произойдёт только в 2020 году.
Рост экономики в 2019 году в областях приграничья приведёт и к росту денежных доходов населения, который отмечался в белорусских регионах приграничья уже в 2018 году и, вероятно, должен начаться и в российских областях приграничья в 2019 году, но ускорение инфляционных процессов в Российской Федерации может отдалить начало этого процесса на 2020 год.
Рост ВРП в приграничье России и Беларуси в 2019 году не будет высоким и составит не более 1–1,5%. Среди важнейших факторов, сдерживающих экономический рост в приграничье России и Беларуси, следует назвать три: новую волну демографического кризиса, низкий потребительский спрос населения, инвестиционный кризис.
Новая волна демографического кризиса – это вступление в активный детородный возраст, а он сегодня составляет 25–35 лет, малочисленного поколения рождённых в начале 90-х годов XX века, и рост смертности среди детей «бэби-бума», имевшего место в приграничье в 1943–1948 годах. В результате в приграничье нарастает депопуляция населения, происходит сокращение рождаемости и рост смертности, сокращается численность трудоспособных. Последнее приводит к снижению численности занятых в экономике. При уменьшении численности занятых высоких темпов роста экономики не может быть в принципе.
Низкий потребительский спрос населения – результат североевразийского экономического кризиса и фактор замедления его преодоления. К началу 2019 года реальные денежные доходы населения в областях приграничья были меньше, чем в 2014 году, на 10–15%. Денежные ресурсы людей ограничены, норма накопления в домохозяйствах ничтожно мала и находится в пределах нескольких процентов, потребительское кредитование не способно существенно расширить потребительский рынок.
Инвестиции в основной капитал – опережающий фактор экономического роста. При снижении инвестиций в разных областях приграничья в 2018 году к 2014 году на 15–40% невозможно ожидать высоких темпов роста ВРП областей приграничья. Неуверенность инвесторов в сохранности своих вложений в Беларуси и санкции против России – основные причины низкой инвестиционной активности иностранных инвесторов в российско-белорусском приграничье.
При подготовке статьи использованы материалы ассоциации «Агентство интеграционных инициатив».
Фото: np-aaii.ru, gomel24.by
Игорь Красновский