Новое жилье для одиннадцати погорельцев
17 августа 2018 года в 0 часов 55 минут на пункт связи Пожарно-спасательной части № 34 в поселке Монастырщина поступило сообщение о возгорании в шестиквартирном доме на улице Пестеле. На место происшествия выехали две автоцистерны и 7 человек личного состава.
Все, что произошло дальше, сводка Главного управления МЧС по Смоленской области описала двумя сухими фразами: «К моменту прибытия огнеборцев из окон одной из квартир щитового, обложенного кирпичом дома вырывались языки пламени. Пожар был ликвидирован».
Казалось бы, а что в случившемся особенного, пожар на улице Пестеля в Монастырщине – события хотя и трагическое, но выглядит вполне заурядным. По данным все того же регионального ГУ МЧС, за 2018 года на территории Смоленской области было зарегистрировано 979 пожаров, из них 406 – произошли в жилом секторе. Так что по статистике каждый день случалось чуть более одного пожара в квартире или в доме.
Остатки дома на улице Пестеля после пожара
Однако пожар в шестиквартирном доме на улице Пестеля в Монастырщине имеет свою характерную трагическую особенность – в результате произошедшего в один миг жилья, имущества и даже вещей первой необходимости лишились одиннадцать человек, причем в большинстве своем люди пожилые: пенсионного или предпенсионного возраста.
Трагедия на улице Пестеля глазами погорельцев
Нелия Петровна и Павел Андреевич Печкуровы
Пенсионерка Нелия Петровна Печкурова, прожившая четыре десятка лет в доме на улице Пестеля, теперь уже никогда не забудет ужас, который ей пришлось пережить в ночь с 16 на 17 августа 2018 года.
- В тот вечер муж чувствовал себя плохо, и я несколько дольше обычного провозилась с хозяйством, потому прилегла где-то в половине первого ночи. И вот только прилегла, чувствую запах дыма, говорю мужу – Паша, пахнет же дымом. Выбежала из квартиры на улицу, вижу: уже горит веранда. Забежала обратно и уже не помню, как муж выбрался из дома. А я еще бегал по квартире, что-то собирала: документы удалось спасти в итоге. А тут и сосед с матерю выбежали. Мы разбудили другого соседа, тот уже в окно выпрыгивал.
Мая Кузьминична Давыденкова
Маю Кузьминичну Давыденкову из пожара спас сын:
- Я уже спала, когда в комнату вбежал сын и кричит: мама мы горим. Он меня вывел на улицу. А дом наш сгорел минут за десять.
Анатолий, сын Майи Кузьминичны так описал события той трагической ночи, когда сгорел их дом:
- Я в этот день раньше обычного лег спать. Просто потянуло в сон. Разделся, выключил телевизор и лег спать. Проснулся от треска. Открываю глаза, шторы были не занавешены, смотрю – за окном какое-то зарево на сараях. Натянул трико, футболку, сланцы на босу ногу, выскочил – вижу у соседа пламя как будто из огнемета… Веранда горит. Залетел домой, там мать оставалась, диким голосом, конечно, заорал, вставай, подъем!!! А мать уже спала. Говорю – горим. Успел выкинуть баллон с газом, чтобы взрыва не было, схватил документы и вывел мать на улицу. Она успела только халатик надеть поверх ночной рубашки.
В итоге случившегося сгорели все шесть квартир, одиннадцать человек остались без жилья. Поселок Монастырщина небольшой населенный пункт и для него это весьма чувствительное трагическое происшествие, не заметить которое было просто невозможно.
Руководитель Монастырщинского района Виктор Титов узнал о случившемся практически сразу, как произошел пожар. Дежурный сотрудник единой диспетчерской службы докладывает в любое время дня и ночи главе муниципального образования обо всех происшествиях.
- Узнав о пожаре, - вспоминает Виктор Борисович, - я немедленно приехал на место происшествия, там же мы пообщались с потерпевшими. Я их пригласил к себе в кабинет, чтобы обсудить дальнейшие действия.
Оказать немедленную помощь пострадавшим от огня у главы Монастырщинского района возможности не было: свободного муниципального жилья нет, денег в дотационном бюджете на покупку квартир для погорельцев тоже нет.
К губернатору с просьбой оказать помощь…
Пока районная администрация решала вопрос, как помочь жильцам сгоревшего на улице Пестеля дома, самих жильцов расселили, кого на съемные квартиры, кого – к родственникам.
Для небольшой по населению Монастырщины, где все, если и не находятся в родственных связях, то во всяком случае через одного знакомы друг с другом, пожар на улице Пестеля стал общей трагедией. Жители поселка активно включились в сбор помощи погорельцам. Помогали, кто, чем мог: в основном конечно вещи первой необходимости и одежда.
И оно не удивительно, как вспоминает сейчас Нелия Петровна Печкурова, страшно пережить потерю всего имущества: голые и босые выскочили, лишись всего от нитки с иголкой до… (Пожилая женщина машет рукой.)
Расселение по родственникам и съемным квартирам, помощь земляков это даже не полумеры для решения трагической проблемы.
- Погорельцы обратились ко мне как к главе района, - рассказывает Виктор Титов. - Но в связи с тем, что у администрации не было свободного муниципального жилья и не было финансовой возможности приобрести жилье, мной было принято решение обратиться к губернатору с просьбой оказания помощи людям, пострадавшим при пожаре.
Было подготовлено соответствующее письмо на имя Алексея Владимировича Островского:
«17.08.2018 года в п. Монастырщина Монастырщинского района Смоленской области произошел пожар, в результате которого сгорел шестиквартирный дом по адресу: п. Монастырщина, ул. Пестеля д. 7. 11 человек остались без жилья. Пострадавшие люди в основном предпенсионного возраста, а также один инвалид по зрению. Администрацией муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области был организован сбор материальной помощи пострадавшим. В настоящее время люди, пострадавшие от пожара, проживают у родственников, соседей или в съемном жилье. Предоставить жилые помещения погорельцам у администрации муниципального образования «Монастырщинский района» Смоленской области нет возможности из-за отсутствия жилья».
В заключение письма глава района сформулировал просьбу: выделить по 500 тысяч рублей на приобретение четырех жилых помещения для семей, пострадавших при пожаре. В общей сложности речь шла о двух миллионах рублей.
20 сентября 2018 года эта просьба была направлена в адрес губернатора.
Региональная власть не смогла остаться в стороне
Несмотря на традиционную российскую бюрократическую неповоротливость, дальше события развивались стремительно.
Буквально через пять дней после того, как в Монастырщине было написано обращение в адрес Алексея Островского с просьбой о выделении средств для приобретения жилья погорельцам, на это письмо был получен ответ губернатора.
Алексей Островский, учитывая социальную значимость вопроса, а также то, что большинство пострадавших от пожара – люди предпенсионного возраста, поручил выделить 2 миллиона рублей из областного бюджета для оказания материальной помощи в приобретении жилья семьям Монастырщинского района, пострадавшим от пожара.
- Людей постигло большое несчастье, особенно если учесть приближающиеся зимние холода. Понимая, что у местных руководителей при всем их желании попросту нет возможности финансово поддержать пострадавшие от пожара семьи, региональная власть не могла остаться в стороне. Полагаю, что выделенные по моему указанию средства помогут решить вопрос с приобретением жилых помещений, - прокомментировал губернатор.
Признательны и благодарны губернатору за оказанную помощь
Деньги, конечно, не могут разрешить все проблемы, но бывают, к сожалению, ситуации, когда без них действительно не обойтись. Именно так и произошло в поселке Монастырщина после того, как в пожаре сгорел шестиквартирный дом на улице Пестеля.
На беду погорельцев откликнулись жители поселка, помогли, чем смогли – одеждой и другими вещами. Даже муниципальная власть не осталась равнодушной к проблемам погорельцев. Но все это искреннее желание помочь не смогло бы вернуть пострадавшим от пожара людям главную потерю – жилье.
Именно эту проблему, вернуть людям, пережившим огненную трагедию, крышу над головой и помогло то, что на горе погорельцев лично откликнулся губернатор Алексей Островский и распорядился выделить необходимые средства на приобретение жилья.
Теперь уже бывшие погорельцы – все одиннадцать человек обеспечены собственными квартирами.
Новый дом семьи Печкуровых
Новый дом семьи Давыденковых
- Сразу после пожара, после того, как лишились и жилья и всего имущества, мы были в шоке и вообще не думали, что будет дальше, - рассказывает Нелия Петровна Печкурова. – И вдруг нам сообщают, что выделили деньги на приобретение жилья. Конечно, мы знали, что это произошло благодаря губернатору Алексею Владимировичу Островскому, за что мы очень ему признательны и благодарны.
Нелия Петровна с удовлетворением отмечает, что новое жилье, пусть и приобретенное на вторичном рынке, лучше прежнего.
- Там был по существу барак, а здесь отдельная трехкомнатная квартира, по площади метров на десять больше, чем та, что была у нас на улице Пестеля, - поясняет Налия Петровна. И как еще на одно из достоинства нового жилья указывает на наличие газа, после чего идет на кухню и ставит на газовую плиту чайник.
Все без исключения погорельцы с улицы Пестеля в Монастырщине Новый 2019 год встречали уже в новых, обжитых квартирах.
Фото: Валерий СЕМЕНОВ
Валерий СЕМЕНОВ