Из Смоленска с любовью
Янтарь – из Калининграда, пряник – из Тулы, чак-чак – из Казани. А какими сувенирами славится город-герой Смоленск? Даже при не самом близком знакомстве становится очевидно: сувенирное дело в нашем городе живёт и развивается во многом благодаря энтузиастам. В последнее время, к счастью, эти инициативы всё чаще находят поддержку у региональной власти и у профильных центров.
В этом материале собрано несколько историй обычных горожан, по собственной воле ворвавшихся в сферу туризма: военного в отставке, который возродил рецепт старинного лакомства, или визажиста по образованию, а по призванию – создателя самых стильных и узнаваемых в Смоленске деревянных брошей...
Путь к развитию туризма лежит через желудок. Вероятно, в этом утверждении есть доля правды, по крайней мере, гастрономические сувениры появляются на полках магазинов чаще остальных.
Вяземский пряник
Тренд на возрождение старинных рецептов в Смоленской области задало ОАО «Вяземский хлебокомбинат». В 2015 году предприятие решило реанимировать рецепт вяземского пряника – одного из трёх известных русских пряников (помимо него есть ещё московский и тульский). Вяземские, кстати, принято считать ровесниками тульских – первое упоминание о них встречается в источниках XVII века.
Вкус пряников оценил даже Александр Пушкин в своём очерке «Путешествие из Москвы в Петербург»: поэт отметил, что «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками». В 1850 году на территории города работали восемь фабрик, которые выпускали пряники. Но наиболее популярными были производства купцов Кустарёва, Ечеистова и Сабельникова. Последний смог создать уникальный рецепт, который специалисты не восстановили и по сей день.
«Вяземский хлебокомбинат» выпускает лакомство по рукописному рецепту Прокофия Барышева, который предприятию передала внучка его приёмной дочери. В состав пряника входят только натуральные ингредиенты, а готовят его вручную.
По легенде, вяземские пряники пришлись по вкусу Екатерине Великой (за такой «пиар» лакомства Смоленщина должна благодарить уроженца духовщинских земель, князя и по совместительству фаворита императрицы Григория Потёмкина), Николаю II и даже английской королеве Виктории.
Сейчас вяземские пряники с орехами и цукатами продаются во всех сувенирных магазинах. А в российском поисковике по запросу «вяземский» слово «пряник» занимает третью строчку – после районного суда и медицинского колледжа.
Смоленские конфекты
У читателей может сложиться впечатление, что Смоленщина упорно трудилась, чтобы обеспечить сладостями императорский стол. В XVIII–XIX веках фруктовые конфекты, по данным краеведов, были главным сувениром города. Эти сладости предпочитали Екатерина II, Павел I и Александр I. По словам графа Самойлова, императорские особы с удовольствием кушали «сухия конфекты, приготовляемые в Смоленской губернии». Производство лакомства прекратилось в 1910-х годах.
Спустя век рецепт старинных сладостей возродил смолянин Алексей НЕБЫЛИЦЫН, офицер запаса, вышедший на пенсию. До конфект он не был связан ни с туризмом, ни с кондитерским делом. Восстановить рецепт лакомства помогли в областной библиотеке имени Твардовского: там нашли целую книгу рецептов сладостей, которые изготавливались в Смоленской губернии.
– Яблочные показались самыми простыми в приготовлении, решил попробовать, угостил только близких родственников, получил одобрение. Следующую партию изготовил уже побольше – угостил более широкий круг друзей, всем понравилось. В рецепте помимо яблок вода и сахар. Что касается самого процесса… До сих пор не уверен, что делаю всё правильно. Я очень критично отношусь к процессу приготовления. Он очень долгий: на то, чтобы приготовить одну партию, уходит порядка четырёх дней. Чтобы сделать конфекты из лимона, которые я до сих пор не берусь приготовить, потребуется три-четыре недели. Но всё ещё впереди, – рассказывает Алексей.
Сотрудники библиотеки продолжают радовать производителя конфект находками: одно из недавних открытий – рецепт местного кондитера Никитина. Именно он считается создателем этого лакомства, он же и представлял конфекты на выставках в Лондоне и Париже. Так современный ассортимент пополнился ещё одним вкусом – «яблоко в мятном сахаре».
По мнению тех, кто уже попробовал конфекты, ближайшие родственники старинной сладости – мармелад или пастила. Однако Алексей с этим не согласен.
– Это какое-то отдельное своеобразное лакомство, – отрезает мастер, подаривший конфектам вторую жизнь.
В июле конфекты при поддержке регионального Центра кластерного развития прошли процедуру сертификации и декларирования – теперь их можно свободно продавать на территории Таможенного союза.
А в октябре сладости завоевали «бронзу» на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир – 2018».
Смоленские конфекты можно приобрести в туристско-информационном центре «Смоленский терем» и нескольких магазинах города. Есть, кстати, возможность заказать доставку в другие регионы. В скором времени лакомство может появиться на прилавках магазинов в Санкт-Петербурге: Алексею поступило предложение от авторов проекта, возрождающего рецепты старинной русской кухни.
Смоленская смоква
Ещё одна современная версия старинной сладости появилась благодаря семье из Смоленска, которая озадачилась поиском полезных лакомств.
– С появлением детей мы с женой стали тщательнее выбирать продукты питания, особенно сладости, так как у ребёнка была на них аллергия. Во время поисков альтернативы встретили смокву. Так начался наш проект, – говорит Алексей КИРПИЧЕНКОВ.
Смоква – это листовая пастила, которую готовят из фруктов и ягод без добавления сахара, консервантов и ароматизаторов. Впервые это лакомство упоминается ещё в «Домострое» и грамоте Ивана Грозного от 1578 года в Кирилло-Белозерский монастырь.
В старину смокву готовили в печи, где она равномерно подсыхала. Сейчас семья Кирпиченковых использует современное оборудование и технологию низкотемпературной сушки – это позволяет сохранить большинство полезных минеральных веществ и витаминов. На подготовку ингредиентов и приготовление уходит примерно 30 часов. По вкусу смоква напоминает подсушенный мармелад, а выглядит как лепёшка, скрученная в трубочку.
– Профильные департаменты и центры развития оказывают поддержку. Сейчас мы ездим на выставки продуктов питания. В частности, были на World Food Moscow 2018 и «Петерфуд 2018» – там смоква располагалась на совместном стенде производителей Смоленской области, входящих в бренд «Смолпродукт». В выставках мы участвуем на бесплатной основе. Очень часто приглашают на различные семинары и тренинги, – отмечает Алексей.
За несколько месяцев смоква стала популярной не только среди горожан, но и у гостей Смоленска. Возможно, со временем она составит конкуренцию «Белёвской пастиле», выпускаемой в промышленных масштабах.
«Меню» гастрономического туризма довольно увесистое. Хорошо известен в Смоленске и иван-чай, собираемый на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Его можно приобрести не только в сувенирных лавках, но и в обычных магазинах.
Съесть кусочек Свято-Успенского собора или отгрызть угол вокзала – этим может похвастаться не каждый обладатель зверского аппетита. Торты с изображением достопримечательностей города продают в торговом павильоне по соседству с автовокзалом. Правда, это углеводное самоубийство с масляным кремом производят в соседней Беларуси.
Керамика
Маленькие храмы и башни крепостной стены, больше похожие на глазированные пряники, чем на керамические фигурки, выделяются среди глиняных кружек и деревянных ложек на полке сувенирного магазина. Рядом с Громовой башней – церковь Михаила Архангела, справа от них расположились Никольские ворота. Эти миниатюры создаёт керамист Николай СУЛИМ.
Выпускник Смоленского худграфа занимался живописью, а его путь к керамике лежал через завод.
– В 1991 году я начал работать на керамзаводе в Смоленске. Хорошее было предприятие, интересное. Там было много керамики, несколько цехов, майолика, товары народного потребления. Я начинал с майолики – это роспись по плитке. Больше десяти лет проработал там, оттуда появилось увлечение керамикой. Завод – это прежде всего объёмы и масштабы. Ты очень хорошо узнаёшь технологию. Например, чтобы стать художником, нужно проработать минимум пять лет, чтобы понять технологию. Конвейеры, с одной стороны, сковывают художника – изделие должно быть определённого размера и определённой формы. Но с опытом материал формирует тебя как художника, и ты начинаешь понимать, что можно сделать из него, а что нельзя, – говорит Николай.
Сейчас он работает в небольшой мастерской на окраине Смоленска. Ранее пустое помещение теперь похоже на большой музей Сулима: комнату заполняют образцы керамики. На полу – вазоны и диковинные арт-объекты, на стенах висят глиняные тарелки с видами Смоленска. Мастера сопровождает сибирская кошка Сашка – пушистую зелёноглазую красавицу Николай подобрал избитым худым котёнком.
– В керамике важно почувствовать материал. Смоленская серия – это условная вещь, реализм здесь не проходит. Например, мне заказали храм Петра и Павла. Я начинаю его стилизовать: беру оригинальную форму, работаю над ней, затем делаю декор. Реальный купол у храма гораздо ниже, но не смотрится в керамике, поэтому я его удлинил. У нас ассоциативное восприятие, каков бы ни был реализм, – поэтому появляется условность. Сувенир нужно сделать, чтобы он был интересным, передавал образ и дух памятника. Ещё важен момент времени: вещь должна передавать нашу эпоху. Поэтому я использую разные элементы дизайна.
Глазурованно-пряничные башни и храмы Николая Сулима продаются в сувенирной лавке в самом центре Смоленска.
August Wood
Не обязательно иметь художественное образование, чтобы стать самым популярным автором деревянных брошей в Смоленске. Это подтверждает опыт Екатерины ТУЧНОЙ. Её деревянные броши можно часто встретить на одежде горожан. А недавно Катя создала смоленскую серию «деревяшек» с известными личностями и достопримечательностями.
– Творчество мне всегда было интересно. Мне нравится делать что-то своими руками и рисовать. Художественного образования у меня нет, с ним я связана отдалённо: у нас в колледже, где я училась на визажиста, была живопись. Идея создавать значки родилась сама собой. В Смоленске их не было, а нам с подругой очень хотелось. Соответственно, если хочешь – сделай сам. Мы смастерили себе, подарили друзьям, друзья рассказали ещё кому-то. Ну, как и все проекты разрастаются, – рассказывает Катя.
Идеи для новых значков подсказывают покупатели. Герои фильмов и мультиков, писатели и художники, животные и растения – все они оживают в руках мастерах. Сама Екатерина признаётся: среди её любимчиков – броши с Ван Гогом и Сальвадором Дали, часть элементов для этой серии девушка взяла из картин художников.
Несмотря на разнообразный ассортимент, самыми многочисленными оказались медицинские значки. Так простые таблички с должностями сменяются красочными брошами.
– Не думала, что уйдём в эту тему, видимо, врачам скучно ходить в халатах, им хочется украшать себя, – отмечает Катя.
По словам девушки, идея создать смоленскую серию появилась давно. К её воплощению Екатерину подтолкнул туристско-информационный центр «Смоленский терем», который предложил разместить броши у себя. Так, среди разнообразных сувениров появились знаменитый олень из парка Блонье, Юрий Гагарин, башня Громовая, птица Гамаюн и солнце – элемент росписи из усадьбы Тенишевых.
– В поисках вдохновения мы поехали в Талашкино, но все элементы, которые были на «Теремке», не особо смотрелись в качестве значка. Мы решили сделали солнышко, но не могу сказать, что оно пользуется популярностью.
Кот смоленский – вид молодецкий
Не только оленем и Фёдором Конём славится Смоленск – на полках сувенирных лавок поселились яркие котики, созданные художницей Ольгой ТЕСЛОВОЙ.
По словам мастерицы, спрос на котов породил предложение:
– Я продавала сувенирную продукцию, и люди часто просили котиков. Одного варианта было мало, поэтому я разработала десять котов. Так появилась идея изобразить смоленского кота как жителя нашего города и отдельного персонажа. Он получился в русском стиле, бравый, и я придумала ему название «Кот смоленский – вид молодецкий». Его очень полюбили туристы, часто покупают в качестве подарков. Можно сказать, что он стал брендом Смоленска.
Идею Смоленского кота подхватили экскурсоводы, которые даже нашли объяснение появлению такого персонажа.
– Мы даём две привязки. Первая – арт-объект «Кот смоленский», расположенный в сквере на улице Октябрьской Революции. Его создал наш скульптор Валерий Гращенков. В историко-архитектурном комплексе «Теремок» во Флёново тоже есть коты-долгожители, которые уже полюбились туристам, – объясняет руководитель туристско-информационного центра «Смоленский терем» Дина ГРИШИНА.
Смоленский кот живёт на тарелках, магнитах и декоративных панно. Помимо «хвостатых» сувениров в туристско-информационном центре можно приобрести и другие поделки, созданные местными мастерами: магниты, льняные скатерти с вышивкой, деревянный экоконструктор для детей, съедобные деликатесы и многое другое.
Магазин сувениров
Ассортимент сувенирных лавок различается. В избушке-магазинчике Натальи СУЧКОВОЙ, расположенном на Массовом поле Лопатинского сада, можно встретить работы смоленских мастеров, общероссийские сувениры и товары из Беларуси. А вот засилье китайских безделушек, по словам Натальи, скорее миф, чем реальность.
– Китайских сувениров на самом деле не так много, как принято считать. Есть некоторые традиционные серии, которые распространены не только в России, но и в Европе. Большой пласт – это российские сувениры и белорусские, последние объясняются приграничной территорией. Беларусь сильна в глине, как и смоляне, но у них другой материал и другая техника. Их стиль узнаваем: в Смоленске бывает много туристов из соседнего государства, они всегда узнают белорусскую продукцию и охотно её берут, потому что привыкли (смеётся). Сейчас ожидается, что белорусы привезут вязаные носки. Российский ассортимент представлен керамическими магнитами, тарелками, колокольчиками, которые делают для каждого крупного города и наносят его название.
Половина всех сувениров в магазине – смоленские. Некоторые мастера сами приносят свои работы, других Наталья «вербует» на крупных городских ярмарках и выставках. Именно она открыла смолянам и туристам керамику Николая Сулима и предложила ему создавать достопримечательности в миниатюре.
– Чаще всего туристы приобретают магниты – это самый покупаемый сувенир. Любят и сувениры ручной работы, кружки. Количество продукции увеличивается каждый год: мастера изобретают что-то новое, иногда и мы озвучиваем пожелания покупателей. Сейчас в Смоленске стало чуть больше лавок, а уже существующие начинают расширяться. Это радует.
Магазинчик Натальи тоже становится больше: в скором времени он переедет в бывшую литературную гостиную в Лопатинском саду. Всё свободное время женщина проводит в новом помещении, вместе с мужем делая ремонт своими руками.
Официально
Развитие смоленских сувениров, которое наблюдается в последние годы, можно связать с деятельностью регионального туристского кластера, который был создан в конце 2017 года.
– На сегодняшний день в него входят уже более 50 организаций: от представителей власти и учебных заведений до туроператоров, рестораторов и экскурсоводов. Наша главная цель – помогать всем предпринимателям, заинтересованным в развитии внутреннего туризма, оказывая им финансовую поддержку в виде софинансирования ряда услуг: от разработки фирменного стиля, маркетинговых исследований и публикаций в федеральных СМИ до участия во всероссийских и международных выставках, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью Центра кластерного развития Смоленской области Мариана ДВИНЯНИНОВА.
Среди подопечных туристского кластера – «Смоленская вышивка», предприятие, занимающееся льняной продукцией. Оно получило новый фирменный стиль и вывело на рынок новый бренд Linen&Lace. Уже упомянутые «Смоленские конфекты» поддержали в процессе сертификации товаров.
Центр кластерного развития постоянно проводит для участников рынка внутреннего туризма обучающие семинары и приглашает их к участию во всероссийских форумах, круглых столах и выставках.
В ближайшее время в планах центра – завершить исследование местной кухни и выпустить путеводитель по смоленскому гастротуризму.
В материале использованы фотографии Анастасии Разумной, Натальи Павловой, Алексея Кирпиченкова, Дины Гришиной.
Анастасия Разумная