Оценки в начальной школе: 69% – «за», 29% – «против»
Общественная палата РФ представила итоги мониторинга общественного мнения на тему отмены или модернизации системы оценки знаний в школах. Стоит отметить, что ряд вопросов касался не только начальной, но и основной – с пятого по девятый класс – школы. Поводом для проведения опроса стало выступление министра просвещения Ольги Васильевой на Всероссийском родительском собрании, состоявшемся в конце августа.
Тогда и прозвучало предложение вынести на общественное обсуждение вопрос об отказе от оценок в начальной школе. Вместе с тем в итоговый вариант опроса было включено больше направлений, затрагивающих оценочную систему в целом.
Итак, в мониторинге «Нужно ли отменить оценки в школе?» приняли участие 7 436 человек, большинство из них высказались за сохранение оценок в школе и сохранение отметочных технологий. Мнения респондентов расходятся лишь в степени оценивания, рассказала Людмила ДУДОВА, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию образования и науке:
– Около 70% респондентов считают, что отменять оценки по пятибалльной системе в начальной школе не стоит, 30 процентов высказались за использование безотметочных технологий. Что касается основной школы (с пятого по девятый класс), 83% респондентов, а это 6 129 человек, высказались за сохранение оценок. При этом 73% опрашиваемых посчитали ненужным расширять шкалу оценивания.
Оценка является весьма существенной составляющей образовательного процесса, влияющей на качество образования, отметила Светлана Третьякова, представитель Министерства просвещения РФ, начальник отдела департамента государственной политики в сфере общего образования.
Руководитель Центра развития образования Российской академии образования Лариса Рослова рассказала об итогах исследования, проведённого среди учеников на тему безотметочного обучения в начальной школе. Опросом были охвачены 2,5 тысячи учащихся начальной школы из шести регионов, а его результаты показали: более 80% из них выступают за отметки.
– Сторонники отметочного обучения рассматривают отметку как мотив учебной деятельности, сторонники безотметочного – как антимотив. Последние ссылаются на то, что необходимо снять эмоциональный стресс, связанный с отметкой. Речь может идти о безотметочном обучении, но нельзя говорить о безоценочном обучении. При этом оценочное обучение может осуществляться в балльной, графической, словесной форме. Любой графический образ воспринимается учеником как отметка, – убеждена Лариса РОСЛОВА.
С необходимостью сохранить оценки согласен и член комиссии ОП РФ по развитию образования и науке Александр ЩИПКОВ, который высказал свою точку зрения по поводу рисков, связанных с безотметочными технологиями.
– Проведённый опрос на нашем сайте показал результаты, что 70% респондентов относятся отрицательно к отмене оценок. Это демонстрирует победу здравого смысла. Но в душе у меня остаётся осадок: почему очевидность представляется как проблема? Почему эта очевидность выносится на голосование? Мы же не устраиваем голосование о сохранении образовательных стандартов, учебников. Может быть, кому-то лень учебники носить в школу? Это же не значит, что мы должны отменить учебники. Но, если мы отменяем отметки в школе, давайте отменим их в науке. Не будем оценивать научные концепции, гипотезы, поскольку это некомфортно для учёных по разным причинам. Это абсурдные ситуации, но не более абсурдные, чем отмена оценок, – считает общественник.
Мнение
Своей точкой зрения на то, нужно ли изменять систему оценивания в школе, со «Смоленской газетой» поделилась член комиссии региональной Общественной палаты по образованию и науке, директор Печерской средней школы Надежда РЯБИКОВА:
– Однозначно сказать, пятибалльная или десятибалльная система, на сегодня очень сложно, потому что есть и «за», и «против». К пятибалльной мы все привыкли: родители, общество, учителя. Будет очень сложно перестроиться, потому что такая многолетняя система – она у нас, наверное, уже на генном уровне. С другой стороны, пяти баллов действительно маловато. Иногда сидишь и думаешь, что ставить: на «три» маловато, на «два» – многовато… Мы выставляем оценку в пользу ученика: если он набрал 4,5 балла, ставим «пять», меньше 4,5 – «четыре». То есть мы ранжируем, и делать это было бы проще с десятибалльной системой. Но перейти на неё тоже непросто, потому что даже финансово потребуются очень большие затраты, ведь нужно менять всю локальную базу. Конечно, это нужно пробовать, но нужно делать это постепенно.
Алексей Матвеев