Социальная защита для лишенных свободы
По традиционным представлениям места лишения свободы – это вышки, обтянутые спиралью Бруно высокие заборы, те, кто за этими заборами сидят и те, кто их охраняют. Очень даже простая картина мира…
На самом деле жизнь в исправительных колониях гораздо сложнее, и те, кто в них работают нередко, в частных беседах, сравнивают ее с городом, где заключенные – это его жители, общежития отрядов – это жилой сектор, есть предприятие, которое, в данном случае, является градообразующим, администрация колонии – это своего рода мэрия, оперативные службы – правоохранительные органы.
Конечно, в местах лишения свободы находятся люди, чья свобода ограничена, но и в обычной жизни свобода ограничена – она ограничена Правилами дорожного движения, Уставом гарнизонной и караульной службы, где помимо раздела «Часовой имеет право», есть разделы «Часовой обязан» и «Часовой не имеет права». Даже Конституция гарантирует человеку и гражданину не только права и свободы, но в определенной степени эти самые права и свободы ограничивает.
Социальное обеспечение в местах лишения свободы
Сравнение исправительных колоний с обычным городом не является натяжкой. Здесь действительно можно увидеть структуру обычного гражданского общества. Потому нет ничего удивительного, что в местах лишения свободы есть даже органы социальной защиты.
- Мы осуществляем социальную помощь осужденным такую же, как и за пределами исправительного учреждения получают обычные граждане, - рассказывает старший инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии общего режима № 3 для впервые осужденных к лишению свободы (поселок Горный Сафоновского района), капитан внутренней службы Наталья Лосева. – Это работа с инвалидами, с детьми-сиротами, ветеранами и пенсионерами.
Даже в колонию для тех, кто осужден впервые не всегда попадают люди молодые и здоровые. Для тех, кто уже немолод, а возраста, после которого, человек может уйти на отдых и прекратить трудовую деятельность, достиг, находясь в местах лишения свободы, здесь ему помогают оформлять пенсию.
По словам Натальи Лосевой, бывают, и не так уж редко, ситуации, когда у заключенного нет документов, подтверждающих его трудовой стаж и тогда…
- Нам приходится заниматься собором всех подтверждающих документов, - продолжает Наталья Сергеевна. – Делаются соответствующие запросы на предприятия и в организации, а если они уже не существуют, то в соответствующие архивы. В общем, подтверждаем его трудовую деятельность, чтобы обеспечить максимальный размер пенсии осужденному.
То же самое и в отношении инвалидов – если у него до того, как он попал в колонию, инвалидность не была оформлена или документы, ее подтверждающие, утрачены, то ему она оформляется в исправительной колонии с последующим получением всех положенных по закону выплат.
С инвалидами есть еще одна проблема, но она возникает уже после освобождения.
- Бывают жизненные ситуации, когда за инвалидом, который вышел из колонии, просто некому ухаживать на воле – нет родственников или связь с ними давно потеряна, да и жить негде, - с горечью говорит Наталья Лосева. – В таких случаях мы направляем его в Центр социальной защиты для лиц без определенного места жительства, который находится при Жуковском психоневрологическом интернате в Смоленском районе.
В минувшем году из исправительной колонии № 3 туда были направлены несколько человек.
Так, например, инвалид-сирота с парализованными ногами, который сидел за воровство, освободившись в сентябре 2017 года, сам изъявил желание, чтобы его поместили в Жуковский интернат.
Дети-сироты, оказавшиеся в местах лишения свободы, зачастую находясь на воле, по определенным причинам, не смогли или просто не успели (например, еще, будучи несовершеннолетними, попали в воспитательную колонию) воспользоваться своим правом на получение, положенного им от государства, жилья. И тогда на помощь приходят работники социальной защиты осужденных.
Работать по этой проблеме приходится с главами муниципальных образований. Причем не только по Смоленской области, но и по всей России, поскольку осужденные могли до лишения свободы проживать в других регионах. Число таких «первоходов» (человек, осужденный в первый раз – ред.) в исправительной колонии № 3 приближается к сотне. И с каждым, как рассказывает Наталья Лосева, ведется адресная работа.
Наталья Сергеевна вспоминает, что в 2015 году к осужденному приехал лично глава одного из районов Смоленской области, чтобы вручить ключи от квартиры.
Не меньше приходится уделять внимания и ветеранам боевых действий, которые нередко попадают в колонию, утратив все документы, подтверждающие их статус. И снова работникам группы социальной защиты приходится заниматься перепиской с архивами, собирать все справки. После чего собранный комплект документов передается в областной военкомат, где оформляется новое удостоверение участника боевых действий.
Школа подготовки осужденных к освобождению
Как правило, люди весьма инертны и с трудом приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, а порой даже не знают, что делать в незнакомых условиях. Чтобы бывшие осужденные не терялись, оказавшись на воле, в исправительной колонии № 3 организована специальная Школа подготовки осужденных к освобождению.
Главная цель Школы подготовки к освобождению, что уже следует из ее названия, помочь осужденному адаптироваться к жизни на свободе, облегчить условия пребывания за пределами колонии, как говориться социализироваться: трудоустроится, обрести семью…
- С собранным классом проводится индивидуальная работа, - поясняет Наталья Сергеевна. – С теми, кто освобождается условно-досрочно, работа ведется по ускоренной схеме.
А так все проходит как на обычных занятиях в школе – по тематике осужденным читают лекции, они задают вопросы.
- Согласно разработанному плану к проведению занятий мы привлекаем специалистов из службы занятости, пенсионного фонда, органов опеки и социальной защиты Сафоновского района, - уточняет Наталья Лосева. - Они информируют лиц, лишенных свободы, о том, куда пойти после освобождения, как подать заявление для постановки на учет и прочие нюансы, связанные с работой соответствующих социальных служб.
В основном осужденных интересуют вопросы, связанные с последующим трудоустройством, и какое будет пособие по безработице, если работал в колонии.
Восстановление утраченных связей
Нередко бывает так, что человек, еще до того, как попал в места лишения свободы, выпадает не только из общественной жизни – теряет работу, остается без жилья, без друзей, но и утрачивает связи с родственниками. Здесь так же приходят на помощь работники социальной защиты исправительной колонии.
- В таких случаях не всегда нужно даже непосредственное обращение осужденного. Вижу, человек как-то замкнулся, начинаем с ним говорить на тему родственников, смотрим личное дело. И в ходе личных бесед большинство просит оказать помощь в восстановлении личных связей, - рассказывает Наталья Лосева.
А дальше начинается переписка с родственниками, если адреса известны, или с соответствующими отделами органов внутренних дел или с архивами.
- Нам даже на Камчатке удалось найти отца одного из осужденных, который на наш запрос ответил, что не возражает против совместного проживания с сыном, после его освобождения, - привела пример Наталья Сергеевна. – А парень уже потерял всякую надежду обустроиться на свободе, поскольку еще до осуждения он добровольно выписался с прежнего места жительства.
- И часто бывают случаи, когда нашедшиеся родственники идут на восстановление утраченных связей с осужденным?
- Довольно часто, - констатирует Наталья Лосева. – У меня один осужденный очень переживал смерть бабушки. Так сложилась жизнь, что она его воспитывала одна. Однако, мы стали узнавать подробности, выяснилось, что бабушка сменила место жительства, ее забрала к себе дочь. Мы восстановили родственные связи с бабушкой, и теперь они поддерживают общение.
Бывает, что речь идет даже не о кровных родственниках. Буквально в этом году в исправительной колонии № 3 один из заключенных при помощи работников учреждения восстановил связь с гражданской женой. И теперь они переписываются.
Подводя итог нашей беседы, Наталья Лосева отмечает, что задачей социальной службы исправительного учреждения является создание предпосылок для успешной адаптации после освобождения и обучение навыком самостоятельной помощи на свободе.
Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ
Алексей ГУСИНСКИЙ