Куда бежать, когда кошмарит бизнес?
Мантра про то, что «не надо кошмарить малый бизнес» хотя и приелась, но все же не потеряла своей актуальности. Действительно, бизнес, любой – большой и маленький, грандиозный и незатейливый, кошмарить не стоит. Предпринимательство – штука весьма полезная для государства (в широком смысле от местного самоуправления до Правительства страны) и общества. Первому деловые люди платят налоги, на которые потом организуется образование и здравоохранение, строятся и ремонтируются дороги, существуют пенсионная система и армия. Короче, на деньги бизнесменов решаются все задачи, которые стоят перед государством. Для общества предприниматели производят товары и услуги, чтобы сделать нашу жизнь более комфортной, красивой и радостной. Разумеется, не бесплатно. Так происходит круговорот денег от нас к предпринимателям, от них к государству, от него уже к нам в виде – дорог, больниц, школ, безопасности… И все в такой идеалистической системе должны быть довольны, поскольку каждый получает свою причитающуюся часть.
Но это не более, чем умозрительная схема. Бывает, что государство, точнее отдельно взятые чиновники, возомнившие себя государством или решившие, что должность ими занимаемая – источник неиссякаемого дохода для личных нужд… И вот тогда, как раз и возникают ситуации, после которых призывают «не кошмарить бизнес».
Да, про такие случаи много пишут, говорят с экранов телевизоров и с высоких трибун. Если случай становится достоянием гласности, все вертикаль власти, и очень может быть, что иногда даже бескорыстно, выстраивается на защиту закашмаренного предпринимателя.
А вот если все наоборот. И не предпринимателя кошмарят бюрократы всех мастей и рангов, а бизнесмен кошмарит простых граждан, делает их жизнь невыносимой, а порой, как в случае с кемеровским торговым центром «Зимняя вишня» вообще лишает людей жизни…
«Стоял тот дом, всем жителям знакомый…»
Смоляне хорошо знают большой гастроном, расположенный в доме № 39/11 на улице Большая Советская (перекресток с улицей Коммунистическая). Сам дом отнесен к памятникам регионального значения, о чем на фасаде со стороны улице Большая Советская сообщает соответствующая табличка: «Памятник регионального значения. Дом жилой. 40-е гг. XX века. Подлежит государственной охране».
На этой же табличке есть недвусмысленное предупреждение тем, кто пожелает как-то нарушить целостность памятника: «Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность».
Итак, именно в этом доме, точнее в той его части, которая находится на улице Коммунистическая, в октябре 2005 года на основании заявления предпринимателя В. Рывкина глава города перевел в нежилые помещения для использования под предприятие общественного питания четыре квартиры на первом этаже.
Акт приемки в эксплуатацию объекта после перевода помещения из жилого в нежилое был подписан в июле 2006 года. В акте указывалось, что работы проводились на основании проекта, утвержденного главным архитектором Смоленска, и работы окончены в мае 2006 года.
- Изначально нам говорили, что в выкупленных квартирах будет открыт магазин, торгующий кофе и чаем, однако на самом деле, здесь начало работать кафе, - рассаживает Мария Романовна Абраменкова, жительница одной из квартир, расположенных над теми, которые были переведены в нежилые помещения.
Для жильцов дома такое неожиданное соседство оказалось весьма неприятным: кафе работало до поздней ночи, там проводились различные увеселительные мероприятия с громкой музыкой и прочими шумовыми эффектами. Подгулявшие компании, вываливавшиеся на улицу, после бурно проведенного вечера, тоже вели себя отнюдь не самым кротким и тихим образом.
Но в 2014 году кафе внезапно прекратило работу, и в течение полутора лет точка общепита простояла закрытой.
- Мы жили в это время прекрасно. Тишина была. И тут 15 ноября 2015 года мы слышим, что внутри начал работать перфоратор, - рассказывает Мария Абраменкова. – Мы вызвали полицию и обратились в прокуратуру Промышленного района.
В марте 2016 года жильцы дома вновь вызвали полицию и обратились в прокуратуру и к главе Смоленска в связи с установкой вытяжной вертикальной трубы вдоль стены, относящейся территориально к 5 подъезду.
Именно в этот момент и стало известно, что нежилые помещения, где раньше размещалось кафе были сданы в аренду ООО «Гуд Фуд» под шашлычную. И это не смотря на то, что еще в мае 2013 года В. Рывкин получил охранное свидетельство на пользование недвижимым памятником истории и культуры «Дом жилой, 40-е годы XX века» по адресу ул. Большая Советская, д. 39/11. Охранные обязательства предусматривали запрет на сдачу в аренду другим учреждениям, организациям, гражданам без письменного разрешения областного департамента по культуре и туризму, а в случае обнаружения искажений первоначального вида памятника, его территории и зон охраны собственник должен был их устранить за собственный счет.
Установленное оборудование и открытие увеселительного заведения в виде шашлычной (ООО «Гуд Фуд») ухудшили условия жизни людей в доме, а трубы вытяжки, вывески и вентиляторы повлияли на внешний вид самого здания, представляющего историческую ценность регионального значения. Во время работы указанное оборудование оказывает влияние на целостность всего сооружения и на самочувствии жителей. Во время дождя людей беспокоит шум, возникающий при попадании капель на металлический короб, и гул от работающих агрегатов.
Все эти обстоятельства и многочисленные жалобы от жителей дома 39/11 по Большой Советской стали основанием для проведения проверочных мероприятий со стороны управления архитектуры и градостроительства города Смоленска.
Сотрудники управления провели обследование наружных блоков системы кондиционирования и вентиляции и выявили нарушения Правил содержания, ремонта и переустройства фасадов зданий и сооружений в городе Смоленске. Собственник дополнительного оборудования обязан был устранить выявленные нарушения. Однако указанное предписание так и не было исполнено, а собственник шашлычной – ООО «Гуд Фуд» обратилось в Арбитражный суд с тем, чтобы отменить предписание, выданное городским управлением архитектуры и градостроительства.
Уже непосредственно в ходе судебного заседания были установлены и другие факты, указывающие на незаконность действий арендатора помещений для шашлычной.
Так, в частности, проведение работ по установке оборудования на внешней стене здания не было согласовано с собственниками жилых помещений, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы жильцов в различные инстанции и правоохранительные органы.
Кроме этого, изначально проект размещения вентиляционных труб предусматривал их расположение на фасаде здания ближе к кухонным окнам квартир, а по факту трубы расположены ближе к окнам жилых комнат, практически примыкая к ним.
К тому же и трубы и прикрывающий их декоративный короб, проходя по фасаду здания, должны огибать его декоративные элементы, однако в действительности в местах прохода воздуховодов не выполнены обходы в месте расположения архитектурного пояса и в месте сопряжения с карнизом: конструктивные элементы кирпичной кладки демонтированы, водоприемные желоба крыши нарушены, что в дальнейшем может привести к замачиванию стен и разрушению фасада.
Три инстанции Арбитражного суда в Смоленске в ноябре 2016 года, в Туле в феврале 2017 года и в Калуге в мае 2017 года не поддержали заявителя ООО «Гуд Фуд», однако это никак не изменило ситуации с арендованной шашлычной и со стоянием исторического памятника – дома 39/11 по Большой Советской.
В ближайшее время должно пройти очередное судебное заседание. И жильцы дома очень рассчитывают, что в этом деле будет поставлена точка…
Право на жизнь и право на бизнес
А какова главная цель существования бизнеса? Есть весьма циничный ответ на этот вопрос – главная цель существования бизнеса – получение прибыли.
И если это правда, то в таком случае весьма трудно усмотреть разницу между медельинскийм кокаиновым картелем, публичным домом и какой-нибудь шашлычной типа «пиросмани». В каждом из трех случаев действительно главная и исключительная цель бизнеса – получение прибыли, а до человеческих жизней, до условий проживания людей или до сохранения памятника архитектуры социально безответственным предпринимателям дела нет.
У людей есть права – и право на предпринимательскую деятельность только одно из них и далеко не самое основное, а вот право на достойную и комфортную жизнь, право на сохранение собственной истории и ее памятников, куда более значимы и без соблюдения этих прав предпринимательство превращается в бессовестный грабеж.
Жильцы дома 39/11 по Большой Советской совсем не против бизнеса и предпринимателей, они и хотят-то совсем не много – нормально жить и чтобы нечистоплотные на руку дельцы не разрушали памятник архитектуры, украшающий город. Этого, наверное, хотят все смоляне…
Алексей ГУСИНСКИЙ