Общество

Почему риелторы правят бал на рынке жилья для сирот

16 июня 2017 года в 12:01

Нелёгкая судьба выпала на долю Любови Ивановны Воронковой. Ей 62 года, она инвалид, получила производственную травму. Когда её дочь Валентину лишили родительских прав, Любовь Ивановна взяла опекунство над внуками, а теперь борется за то, чтобы у внуков, являющихся социальными сиротами, было нормальное жильё в соответствии с законом.

Стала опекуном внуков

Любовь Ивановна родилась в деревне Курцево Шумячского района. В семье было трое детей, она средняя. Из деревни семья переехала в посёлок Первомайский этого же района, там девушка окончила школу, работала на Первомайском стекольном заводе, потом вышла замуж за Владимира Борисовича Воронкова и переехала жить к мужу в посёлок Остёр Рославльского района. Там она работала на хлебоприёмном комбинате, где и получила производственную травму, стала инвалидом. В Остре семья жила не в очень хороших условиях, решились на переезд в Первомайский. Любовь Ивановна вновь пошла работать на стекольный завод, и ей дали двухкомнатную квартиру. У Любови Ивановны и Владимира Борисовича родились две дочери – Валентина и Татьяна, они погодки, старшей сейчас 42 года, младшей – 41. Валентина рано вышла замуж за Алексея, у них родилось двое детей – Андрей и Марина, фамилия у них Ивановы. Поначалу всё шло нормально, бабушка радовалась внукам. А потом стала замечать неладное. Валентина с семьёй жила в Рославльском районе, и как ни приедет Любовь Ивановна навестить дочь, застаёт её и зятя навеселе.

– Мама, не волнуйся, это мы после работы, чтобы расслабиться, – успокаивала Валентина.

– Я и подумать не могла, что до беды дойдёт, – рассказывает Любовь Ивановна. – Они оба работали, в доме был достаток. Но дальше становилось только хуже, стали пить так, что и работу забросили, и детей. Внуки стали жаловаться, что родители пьют, ругаются, и я забрала сначала к себе Андрея, а потом и Марину.

Они и так проводили у бабушки всё лето, зимние, весенние каникулы. Любовь Ивановна пыталась говорить с дочерью по душам, просила бросить пить, та обещала, но справиться с болезнью не могла. А раз женщина в семье пьёт, то и муж тоже. Вот на пару и веселились. Жалела дочь, не хотела подавать на лишение её родительских прав. Андрей переехал жить к бабушке, когда ему было 15 лет, а Марине только исполнилось 12. Жили трудно, потому что Любовь Ивановна получала небольшую пенсию, а внуков надо было не только кормить, но и одевать, обувать, чтобы не хуже других выглядели. В 2011 году дочь Валентину и её мужа Алексея, отца детей, лишили родительских прав. Сейчас Алексея уже нет в живых, а дочь живёт в деревне Козловка Рославльского района, но от своей пагубной привычки не отказалась.

– После того как официально была оформлена на меня опека над внуками, стало жить немного полегче – всё-таки на детей хоть и небольшие деньги, а выплачивались, – рассказывает Любовь Ивановна. – Но ведь и они росли, надо было больше средств. Двух коров держали, брат и сестра помогали, я продавала молоко. Выжили!

Марине повезло!

Сейчас Андрею 23 года, он окончил курсы охранников, у него есть лицензия, работает охранником вахтовым методом в Москве. Две недели работает, а две недели живёт у бабушки в селе Первомайский, здесь он и прописан. Марине 20 лет, она учится в Рославльском медицинском колледже. Любовь Ивановна хорошо понимала, что внукам как сиротам положено жильё. Встали на очередь, но продвигалась она медленно. А здоровье у Любови Ивановны не очень хорошее, она волновалась, хотела быть спокойной за будущее Андрея и Марины. Своя крыша над головой – это большое дело. Решили подать в суд, который, естественно, вынес решение в пользу сирот. Марина хотела получить квартиру в Рославле – и получила!

– Очень хорошая однокомнатная квартира в новом доме. Всё отлично, – говорит Любовь Ивановна. – Сейчас оформляются документы, скоро внучка получит ключи. А вот с квартирой для внука возникли проблемы…

Дому требуется капремонт

После решения суда в пользу Андрея для него была приобретена квартира площадью 30 кв. метров в старом доме. В Первомайском, а Андрей именно здесь хотел жить и иметь квартиру, нового жилья не строится. Но он и не претендовал на новое, хотелось иметь добротное. Дом находится по переулку Советский, 12, сдан в эксплуатацию в 1968 году, построен с отступлениями от проекта. По проекту он должен быть 18-квартирным, двухэтажным. Но в те годы работать на Первомайский стекольный завод приезжало много людей, надо было обеспечивать жильём. Руководство завода приняло решение о возведении третьего этажа, что и было сделано. Конструкция кирпичных стен облегчённая (пустотная с засыпкой шлаком), и перекрытие деревянное, оштукатуренное по дранке. Перекрытие в отдельных местах пришло в негодность. Был случай, когда при ремонте кровли дома один из работников провалился в квартиру № 12. Кровля ремонтировалась несколько раз, но некачественно, жители жалуются на протечки. Жильцы дома пишут во все инстанции и требуют провести капитальный ремонт – в общем, проблем у дома, в котором приобретена квартира для сироты, предостаточно.

На жалобы жильцов ответили из Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области: «Согласно региональной программе капитального ремонта (в редакции постановления администрации Смоленской области от 09.12.2016 № 723) в доме № 12 по пер. Советский с. Первомайский Шумячского района Смоленской области запланировано проведение капитального ремонта общего имущества в период 2017–2019 гг. с выполнением следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; установка коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). В рамках установленных жилищным законодательством Российской Федерации функций региональный оператор обеспечит проведение капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома в объёме и в сроки, которые установлены региональной программой капитального ремонта и краткосрочным планом её реализации. Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» не формирует региональную программу капитального ремонта. Региональная программа капитального ремонта утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при участии органов местного самоуправления. В целях решения вопроса включения в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 12 по пер. Советский с. Первомайский Шумячского района Смоленской области капитального ремонта кровли и фасада вам необходимо обратиться в департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству».

Жители дома продолжают писать в инстанции, добиваясь своих законных прав на нормальную жизнь. И лично я желаю им удачи. Но история о другом! Не хочется, чтобы сирота жил в таком доме. У него ведь только один шанс в жизни получить нормальное жильё. И Андрей написал отказ от предоставленной ему квартиры.

Заселять нельзя!

Есть акт обследования квартиры, приобретённой для Андрея Иванова. Акт составлен администрацией муниципального образования «Шумячский район». И вот что выявили проверяющие: «Продаваемая квартира находится на 2-м этаже 3-этажного многоквартирного жилого дома с центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением и канализацией. Нуждается в ремонте и непригодна для проживания без проведения в ней ремонтных работ, в том числе ремонта отделочных покрытий. В квартире в наличии и в исправном состоянии все сантехнические приборы. В ходе предпродажной подготовки в жилом помещении косметический ремонт произведён некачественно. Не предоставлены: технический паспорт или кадастровый паспорт на квартиру, техническая документация на установленное оборудование и приборы (электросчётчик, счётчики холодной и горячей воды, газовая плита). Полы в санузле закрыты резиновым ковром, плитка под ковром имеет сколы, уложена неровно. Полы в жилой комнате, кухне и коридоре выполнены из линолеума по дощатым полам. Видны неровности, плинтусы в кухне и коридоре плохо прокрашены, имеются сколы краски, плохое примыкание к стенам. Потолки в жилой комнате, санузле, кухне и коридоре натяжные. Не установлены потолочные плинтусы, видимая щель в местах примыкания потолка к стенам, не закрыты отверстия в потолке в местах прохождения стояков. Квартира не соответствует требованиям, указанным в техническом задании к муниципальному контракту № 0163300005817000012-0125996-01. Жилое помещение не готово к заселению и требует дополнительных затрат по ремонту».

Сколько стоит квартира?

Молодцы члены комиссии администрации Шумячского района, которые так тщательно провели осмотр и не лакировали действительность, хотели, чтобы сироте не досталась квартира в таком состоянии. Бабушка была при осмотре квартиры, как и Андрей. Недоделки должны были устранить через пять дней. Риелтор, которому принадлежала эта квартира и который, видимо, выиграл аукцион по квартире для сироты, во второй раз бабушку для осмотра не допустил. А Андрея во время второго осмотра не было, уехал работать на вахту.

Раньше, когда администрации приобретали квартиры для сирот, было проще. Показывали помещение сироте и его законному представителю. Если устраивало – хорошо, а если нет – искали другое. Теперь приобретение жилья для этой категории детей ведётся через аукционы. Риелторы, как говорится, держат нос по ветру. Они быстро сориентировались и стали скупать квартиры у тех, кто их продаёт, и выставлять на аукционы уже по другой цене. В частности, в Первомайском нормальную однокомнатную квартиру можно купить за 300 тысяч рублей, если без посредников. Одна женщина даже хорошую двухкомнатную продавала за 700 тысяч. А для Андрея Иванова, говорят, эта не очень хорошая квартира приобретена за 698 тысяч рублей. Надо бы разобраться, реальная ли это цена. И вообще, разобраться с ситуацией, почему бал на рынке жилья для сирот правят риелторы? А главное – приобрести для Андрея нормальную квартиру!

Ольга Чулкова

В Смоленской области обсудили ситуацию с межнациональными отношениями в регионе
Около 600 человек с начала года переехали жить в Смоленскую область из-за границы