Общество

Учиться опасно!

19 июня 2017 года в 09:33

По инициативе Общественной палаты Смоленской области состоялся круглый стол по проблемам образования детей с особыми образовательными потребностями. Не посвящённому в эти вопросы человеку трудно, наверное, понять, что же могло обсуждаться за этим круглым столом? Родители, имеющие здоровых детей, знают, сколько проблем в образовании, но если ребёнок болен, обучение такого ребёнка имеет существенные отличия. Но разве не имеют права на образование слепые, глухие дети, аутисты и т. д.? Имеют, просто их надо учить иначе – по определённым индивидуальным программам. Такие дети тоже должны иметь будущее, а не сидеть в четырёх стенах своих квартир. Если сегодня дети-инвалиды, дети с ОВЗ учатся, то есть надежда, что в будущем они будут иметь работу, а это и материальная поддержка, и моральная – трудиться и чувствовать себя не за бортом жизни, а нужными обществу. И если не попробовать сегодня сделать для этих детей всё возможное – это означает, что мы не только эгоисты, но и нелюди, не способные понять чужую боль. Все дети, как свидетельствует закон, имеют равные возможности в получении образования.

Не хватает опыта

Открывая круглый стол, председатель Общественной палаты Николай Мажар задал тон в обсуждении актуальной темы. Он сказал, что система инклюзивного образования в России ещё недостаточно отработана, кроме того, у неё немало как сторонников, так и противников. Инклюзивное образование – это западная инновация, когда дети с ограниченными возможностями и здоровые обучаются вместе, на равных правах. Но, как отметил Николай Евгеньевич, возможности у детей-инвалидов неравные, необходим индивидуальный подход, индивидуальные программы, однако не хватает опыта образовательным учреждениям, учителям, чтобы на качественном уровне вести такую сложную работу. Комиссия Общественной палаты обследовала одно из учреждений для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ – выводы неутешительны: опасно учиться! А что делать? Экономическая ситуация в регионе сложная, но новый учебный год не за горами, а проблему надо решать. Николай Евгеньевич предложил обсудить не только эту проблему, но и в целом острые вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями.

Адаптивная программа

Начальник управления образования и молодёжной политики администрации города Смоленска Татьяна Немченкова рассказала, что в городе утверждена целевая программа на 2017–2019 годы по этой проблематике и дорожная карта. В муниципальных дошкольных учреждениях находятся 576 детей с ОВЗ, 142 ребёнка-инвалида. В детских садах созданы группы и для детей с тяжёлыми нарушениями здоровья, слабовидящих, слепых, с синдромом Дауна, аутистов, с задержкой психического развития и других. В 38 классах обучаются 373 ребёнка с ОВЗ, 256 детей-инвалидов. Обучение ведётся по адаптивным программам, с учётом индивидуальных программ реабилитации. Психологи, логопеды, социальные педагоги работают с особыми детьми. Например, в средней школе № 15 г. Смоленска пять логопедов! За последние годы в рамках программы «Доступная среда» в школах города сделаны пандусы, поручни, классы оборудованы всем необходимым для обучения той или иной группы детей-инвалидов. Однако гордиться достижениями пока рано. Проблем немало, решать их надо быстро, а не всегда получается. В новом учебном году в школе № 6 откроется класс для детей с аутистическими расстройствами. Очень важна и подготовка педагогов – они учатся на курсах повышения квалификации; семинары по работе с детьми с особыми образовательными потребностями стали традиционными. Например, только в средней школе № 29 26 педагогов прошли обучение на курсах. В школе № 17 семь классов оборудованы для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, есть где пройти релаксацию, позаниматься гимнастикой. Паспорта доступности имеются во всех школах Смоленска. Татьяне Ивановне задали вопрос: есть ли возможность больше открывать коррекционных классов? На сегодняшний день их 38. Она сказала, что всё зависит от количества желающих в них учиться, – если понадобится, откроют ещё.

А в туалет как попасть?

Председатель Смоленского отделения ВОИ Геннадий Печкарёв не считает ситуацию с образованием детей-инвалидов такой безоблачной, какой она преподносится. Доступность туалетов для детей-инвалидов становится порой таким камнем преткновения, что дальше некуда. Кроме того, нет тьюторов (специально подготовленных людей для сопровождения детей-инвалидов, они должны присутствовать на всех уроках, быть всегда рядом). Оказывается, психолого-медико-педагогические комиссии не пишут в своих заключениях рекомендации, что требуется тьютор. Геннадий Алексеевич рассказал, что только Смоленская организация ВОИ за свой счёт подготовила восемь тьюторов, но готовят и другие организации, а трудоустроиться эти очень важные специалисты не могут.

И. о. начальника департамента по образованию, науке и делам молодёжи Николай Колпачков заметил, что родители при прохождении ПМПК должны требовать тьютора для своего ребёнка, которому самостоятельно в школе не справиться. В результате ребёнок переходит на домашнее обучение. Он привёл пример, когда мальчик – инвалид по зрению обучался на дому, его даже не привлекали к школьным мероприятиям, урокам, которые он мог бы посещать. Он всё время находился дома без общения со сверстниками, ему помогали в быту родители. Успешно сдал ЕГЭ, набрал высокие баллы, поступил в СмолГУ, но в первом семестре оказался в трудном психологическом состоянии. И во многом потому, что нельзя обучать ребёнка только на дому, важно общение со сверстниками. Парень не мог даже самостоятельно найти туалет в университете, а обратиться за помощью стеснялся. Ему необходим был тьютор, родители должны были на этом настаивать, обратиться в ректорат, бороться за права своего ребёнка. С 1 сентября этого года парень перейдёт на очно-заочную форму обучения, и хочется верить, что тьютор будет рядом с ним на лекциях, семинарах в университете.

Не надо изобретать велосипед

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной политике Сергей Ковнерёв заметил, что инвалидам не так-то просто учиться в школах, высших учебных заведениях – возможны срывы в нервной системе, и необходима порой реабилитация в центрах, которых в России немало, но родители плохо об этом информированы. Сергей Владимирович нелестного мнения об инклюзивном образовании, когда слепо копируется западный опыт, а он не самый лучший. Декларируются равные возможности в образовании инвалидов и здоровых детей. Но это невозможно. Инвалиды – это люди со сниженным социальным статусом, нечего это скрывать. Даже если он сможет получить образование, то вопросы трудоустройства решаются с трудом. Кроме того, инвалид, даже если у него нарушена лишь мелкая моторика пальцев на одной руке, никогда не сможет работать так же, как здоровый человек. И работодатели, если и возьмут такого инвалида на работу, потом придирками вынудят его уйти по собственному желанию. Потому что нетолерантны. Не надо сострадания, не нужна жалость, необходимо только понимание, что у человека ограниченные возможности, он может делать дело не так быстро, как другие.

И. о. начальника отдела опеки, попечительства и интернатных учреждений департамента по образованию, науке и молодёжной политике Елена Корнеева рассказала, что в 13 образовательных учреждениях обучаются 1 468 детей с ОВЗ и 398 детей-инвалидов. Она сказала, что число детей с ограниченными возможностями здоровья за последние три года увеличилось. Необходимы разные формы образования для таких детей: коррекционное обучение, инклюзивное, – но важно, чтобы образование шло по индивидуальным адаптивным программам, и очень важна работа с такими детьми узких специалистов-педагогов.

На круглом столе заспорили: надо ли, как теперь ставится вопрос, всех детей из интернатов возить на обучение в обычные школы? И правильно, что тема эта дискутируется. Нельзя, как много раз у нас было, всё старое перечеркнуть, поломать и начать заново изобретать велосипед. Отдельно шёл разговор о том, что необходимо больше психолого-медицинско-педагогических комиссий (ПМПК). За последние годы они успешно действуют в Гагаринском, Рославльском, Починковском, Ярцевском, Демидовском районах, Смоленске. Департаментом по образованию, науке и молодёжной политике разработан график открытия ПМПК до 2019 года, чтобы родителям с больными детьми было удобно добираться, чтобы специалисты могли определить, дать рекомендации, где, как учить ребёнка. Но последнее слово, конечно, остаётся за родителями – они вправе выбрать домашнее обучение или школу. Все сошлись во мнении, что необходим Смоленску учебный центр инклюзивного образования. Губернатор Алексей Островский подписал распоряжение о создании площадки для инклюзивного образования.

Трещина по стене

В новом учебном году, т. е. совсем скоро – 1 сентября, 70 детей с ОВЗ и инвалидов пойдут в первый класс. Смогут они реализовать свои образовательные права и где? Среди участников круглого стола не было равнодушных, когда речь зашла о ситуации в ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска». Это образовательное учреждение находится в двух зданиях – по улицам Соболева, 28, и Большой Краснофлотской, 21. Этому учебному заведению 110 лет, ни разу не было капитального ремонта. Здесь обучаются 295 человек, из них 146 – дети-инвалиды, 35 – имеют различные расстройства аутистического спектра, 9 – с синдромом Дауна, остальные – с ОВЗ. Спортивный зал, мастерские находятся в приспособленных помещениях, группа продлённого дня занимается в коридоре. Горячая вода привозится из одного здания в другое, как и обеды. Стена в здании по ул. Б. Краснофлотской имеет трещины, на части здания имеется металлическая стяжка для удержания осыпающегося кирпича. Ситуация опасная. Родители детей-инвалидов обратились за помощью в Общественную палату, была создана комиссия. Председатель комиссии по взаимодействию с некоммерческими организациями Наталья Полушкина доложила о результатах проверки этого учебного заведения. Вывод: пребывание и обучение детей в этом учебном заведении не соответствует нормам и правилам. А какие предложения? Инициировать проверку помещений центра соответствующими компетентными органами. И ещё: рекомендовано строительство нового здания или найти к началу нового учебного года подходящее для центра помещение. От своего решения Общественная палата отступать не собирается!

Ольга Чулкова

Смоленская мама не вызвала «скорую» трехлетнему сыну, сломавшему ногу
Лопатинский сад в Смоленске превратится в читальный зал