Парковка по-смоленски
Уже не раз писала наша газета о том, что жильцы многоквартирных домов жалуются на десятки припаркованных автомобилей во дворах, в результате чего негде играть детям, создаётся угроза безопасности для прохожих. Но ситуация пока мало меняется к лучшему. Этой проблемой занималась Общественная палата Смоленской области. Наш корреспондент вёл беседу с председателем, генеральным директором региональной Смоленской общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Фемида», председателем комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты Смоленской области Светланой Крючковой.Запретить нельзя
– Светлана Алексеевна, как вы видите эту ситуацию, может, проблема надумана. Ну, стоят себе автомобили и стоят, куда же им деться?
– Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самая большая проблема дворов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?
Есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.
Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг).
Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора. Во многих современных новостройках предусматривается создание подземных парковок. Впрочем, в домах эконом - класса такой вид «благоустройства дома» не предполагается, да и там, где такие парковки есть, они, обычно, не рассчитаны на всех жильцов дома. Еще сложнее ситуация обстоит в старых домах, на придомовых территориях которых парковочных мест либо вообще нет, либо их недостаточно, что приводит к организации стихийных парковок. Все это ведёт к обострению конфликтов между соседями – автомобилисты сетуют, что им негде оставлять свои авто, остальным жильцам не нравится, что машины оставляют практически под окнами их квартир.
Не урегулирован
– Светлана Алексеевна, существует нормативно-правовая база организации парковок во дворах?
– На федеральном уровне, в рамках закона, порядок организации парковочных мест на придомовых территориях не урегулирован. Данный вопрос находится в ведении местной администрации, которой предоставлено право, издавать свои нормативно-правовые акты по данной проблеме. Кроме того, многое зависит и от действий собственников квартир в многоквартирных домах, которые, на общих собраниях, вправе решать, где и как будут обустроены парковочные места.
Пожалуй, единственными нормативно-правовыми актами, действующими в данной сфере и едиными для всех регионов, являются: правила дорожного движения, устанавливающие правила парковки (проезда) автомобилей во дворах; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», определяющие правила создания парковок на придомовой территории; Правила пожарной безопасности в РФ, которыми устанавливается, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии
Управляющие компании могут эвакуировать
– Светлана Алексеевна, просветите, за какие нарушения ПДД штрафуют?
– Говоря о парковке автомобилей во дворах домов, нельзя не обратиться к правилам дорожного движения, поскольку, зачастую на придомовой территории вообще отсутствуют парковки, в связи с чем, автовладельцы оставляют свои машины в местах, где парковка категорически запрещена. Так, в частности, нельзя не отметить, что правилами запрещается: стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем. При этом, под стоянкой с работающим двигателем понимается остановка автомобиля без выключения двигателя более чем на 5 минут, если при этом не осуществляется посадка (высадка) пассажиров или погрузка (выгрузка) груза. Об этом правиле особенно следует помнить автомобилистам при прогревании двигателя в зимнее время года.
Запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, вне специально отведенных мест. Нельзя парковать автомобили ближе пяти метров от мусорных контейнеров. Запрещается оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов и т.д.
За все вышеперечисленные нарушения ПДД предусматривается наложение штрафа. При этом, чтобы нарушитель был оштрафован, необходимо, чтобы факт нарушения был зафиксирован инспекторами ГИБДД, а так же составлен протокол нарушения. Таким образом, жильцы многоквартирных домов, в целях борьбы с недобросовестными автовладельцами вправе самостоятельно привлекать к установлению фактов нарушения ПДД сотрудников дорожной инспекции. Так же, при выявлении любых других незаконных действий автовладельцев, жильцы могут обращаться в соответствующие инстанции (например, при установке самовольных парковочных заграждений). Автовладельцам, на длительное время оставляющим свои авто без присмотра во дворах домов, следует помнить вот о чем. Управляющие компании, в ряде случаев, вправе эвакуировать машину.
Согласие всех
– Светлана Алексеевна, жильцы или управляющие компании могут организовывать парковки?
– Многие собственники многоквартирных домов берут решение вопроса с парковкой в свои руки, и своими силами, с согласия всех, живущих в доме, решают вопрос организации стоянки на своей придомовой территории. Организация парковки силами собственников жилого дома, должна пройти несколько этапов (сразу оговоримся, что если в доме организовано ТСЖ, процедура существенно упрощается). Кроме того, организовать указанным ниже образом можно только гостевую парковку, и только на придомовой территории. В том случае, если размеры придомовой территории (вычисляются по специальной формуле, исходя из плотности застройки в окрестности, этажности дома, наличия общих дорог, а также общей площади помещений в многоквартирном доме) не позволяют сделать парковку, то возможны два варианта: выделение местной администрацией дополнительного участка под парковку по ходатайству жильцов, подача заявления жильцами о внесении дома в адресную региональную программу по обустройству парковок. Но для этого необходимо оформить немало документов. Не буду их все перечислять, об этом можно узнать через интернет.
После прохождения всех этих процедур, можно приступить к строительству парковки. Процедура самостоятельной организации парковки, силами собственников многоквартирных домов достаточно сложна и по организационным моментам, и по материальным затратам, которые несут сами жильцы. Но, в условиях отсутствия должного количества качественных парковок, данный вариант многими домами рассматривается как единственно возможный.
За свой счёт
– Светлана Алексеевна, комиссия, которую вы возглавляете в Общественной палате, проводила круглый стол по проблемам парковок. Поговорили и всё?
– Круглый стол собрал большой состав участников. Разговор шёл серьёзный. Положительный опыт накоплен в Ярцеве. Там администрация дала возможность собственникам многоквартирных домов самим решать вопросы обустройства парковочных мест и помогает, не вставляет палки в колёса. В Десногорске администрация также помогает.
– Но в этих городах нет таких проблем, как в Смоленске?
– Это так. В Смоленске всё намного сложнее. Но на заседании круглого стола директор ОАО «Жилищник» Анатолий Викторович Худяков, предложил использовать опыт Москвы, где на зелёные газоны крепятся пластиковые приспособления и меньше повреждается зелёная зона.
– Мне кажется для нас это утопия, где взять на это средства?
– Только за счёт средств собственников домов. Но приведу ещё один случай. На круглом столе представитель ЗАО «Смоленские коммунальные системы» Виктор Александрович Кузьминский рассказал, как в одном из многоквартирных домов жителями за собственный счёт был разработан проект обустройства парковочных мест. Но столько препятствий было встречено, что проект до сих пор не утверждён. То это не так, то то. Так помогите людям!
– Каковы были рекомендации участников круглого стола?
– Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Смоленской областной Думе: для полного удовлетворения жителей области надлежащими условиями для парковки личного транспорта разработать и принять программу поэтапной реконструкции дворовых территорий с целью создания условия их благоустройства, важным элементом является транспортная составляющая в виде внутриквартальных проездов, временных стоянок во дворах; разработать и утвердить упрощённый порядок согласования и утверждения проектов благоустройства территорий с автопарковками и внутридомовыми проездами и пр. Кроме того, Общественная палата обратилась с предложением в Общественную палату РФ об изменении законодательства с целью направления штрафов за нарушение правил парковки и другие аналогичные нарушения в муниципальные образования для благоустройства дворовых территорий.