Елена Кудрявкина: Для меня честь быть частью современного профессионального сообщества
Общество

Елена Кудрявкина: Для меня честь быть частью современного профессионального сообщества

13 марта 2025 года в 09:31

В феврале в Москве состоялась церемония награждения победителей четвёртого сезона Всероссийского конкурса Знание.Лектор, организованного Российским обществом «Знание», чья история насчитывает почти 80 лет. С 1947 по 1990-е годы члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. По самым разным причинам «Знание» фактически не пережило 90-е и начало 2000-х годов, утратив и материальную базу, и самый главный ресурс – своих лекторов. Возрождение Общества началось в 2021 году – о необходимости его перезапуска на современной цифровой платформе сказал президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года.

Работает региональный филиал Общества и в Смоленской области, причём показывая хорошие результаты. Свидетельство тому – победа в конкурсе Знание.Лектор журналиста Елены КУДРЯВКИНОЙ, с которой мы поговорили о секретах лекторской работы, статусе лектора «Знания» и том, что чувствует победитель всероссийского соревнования.

Стать лектором – реально

– Елена, расскажите, пожалуйста, как бывший руководитель пресс-службы областной администрации, сейчас главный редактор одного из смоленских СМИ стал лектором Общества «Знание»?

– Свою первую лекцию я прочитала, когда уже была главным редактором – меня пригласили выступить перед участниками «Студенческой весны» в СмолГУ. В конкурсе есть номинация, в которой каждый факультет должен представить лонгрид – большой материал на определённую тему. Его должны написать студенты, но они же не журналисты, поэтому предварительно для них проводятся мастер-классы о том, что это вообще такое. Собственно, самая первая моя лекция и была посвящена тому, что такое лонгрид и как его написать. После неё меня заметили в Обществе «Знание», стали приглашать с лекциями на свои мероприятия.

Поначалу это были лекции для школьников и студентов, не ориентированные на взрослую аудиторию: базовые знания о том, что такое журналистика, как она появилась, почему в современном мире нужно уметь красиво писать, кому это может быть интересно. То есть это были скорее просветительские лекции для широкой аудитории. Меня приглашали на профильные смены в лагеря, в лицей имени Кирилла и Мефодия, в СмолГУ, когда на мероприятия в вуз приходили дети.

В таком формате я работала примерно полгода – все мои лекции оценивались «Знанием». За это время Общество формирует блок информации о тебе, как тебя принимает и оценивает аудитория, и после этого ты уже можешь пройти верификацию и стать лектором Общества «Знание».

– Чуть подробнее расскажите о том, что такое верификация...

– Это процесс, во время которого изучают твой профессиональный и жизненный опыт, какие лекции ты можешь читать и почему ты вообще достоин их читать от Общества «Знание», смотрят содержание материалов, помогают их «усилить» и адаптировать к аудитории.

– То есть просто так, с улицы, в «Знание» не попадёшь? Нельзя прийти и сказать: «Здравствуйте, я хочу читать лекции»?

– Так, в принципе, можно сделать, но человеку всё равно нужно будет познакомиться с представителями регионального филиала, рассказать о себе, о том, чем ты занимаешься, о том, что интересного ты можешь рассказать. И человеку, скорее всего, скажут: «Выступи, покажи, что ты из себя представляешь». Забегу немного вперёд: большинство из тех, с кем я участвовала в конкурсе, как раз-таки не были региональными лекторами. Это были те, кто хочет получить такой статус: преподаватели, тренеры, например, личностного роста…

– То есть не профессионалы?

– Да. Это люди, которые до этого могли даже не сотрудничать с Обществом «Знание», но заявились на конкурс. Он открытый, и стать его участником может кто угодно. Финалисты, прошедшие все его этапы, получили статус лекторов и теперь могут полноценно, на постоянной основе работать со «Знанием».

Быть лектором «Знания» – престижно

– Насколько важен этот статус и вообще интересно ли быть лектором?

– Для меня это очень крутая возможность делиться своими знаниями. Попробую пояснить почему. Мне кажется, что у нас – и в регионе, и в России в целом – есть очень много умных, образованных людей, умеющих интересно преподносить информацию. Но они как будто «теряются» внутри своей основной работы, не знают о том, что есть возможность прийти на какую-то площадку и рассказать людям о том, в чём ты разбираешься, что ты любишь, поделиться своими знаниями и навыками.

Общество «Знание» как раз и даёт такую возможность. Для самого лектора это шанс дополнительно прокачать в себе какие-то навыки, а для людей, которые, например, интересуются химией, биологией, физикой, это возможность узнать что-то новое.

– Но речь ведь идёт не о том, что это какие-то узкие по теме лекции, которые поймут только профессионалы? Люди, перед которыми вы выступаете, не обязательно станут журналистами?

– Нет, абсолютно не обязательно! Большая часть моих выступлений ориентирована не на будущих журналистов. Сейчас у меня есть пятнадцать лекций, темы которых перекликаются между собой, потому что часть из них ориентирована на школьников, часть – на студентов, часть – на взрослых. Тема может быть одна, но и материал, и его подача будут разными, потому что аудитория различается: невозможно одними словами рассказывать про фейки школьникам и, например, людям старше сорока. У них разный жизненный опыт, разное понимание ситуации. Именно поэтому столько лекций, и большая часть из них – именно для широкой аудитории, для людей, которые так или иначе погружены в информационное поле, но не всегда знают, как в нём корректно ориентироваться, поэтому иногда теряются в большом объёме информации. Есть, безусловно, и профориентационные лекции – например, для старших школьников, которые думают, куда пойти учиться. На такие мероприятия меня приглашают, чтобы я рассказала, чем вообще интересна журналистика, какую карьеру в ней можно построить.

– Хорошо, с интересом всё понятно, а что престижного в статусе лектора Общества «Знание»? В чём ваше отличие от, скажем так, простого лектора?

– Такой вопрос, кстати, задавали на одном из собеседований – уже ближе к финалу конкурса: «Что для вас Общество «Знание»? Почему вы с нами?».

На самом деле я искренне считаю, что это престижный статус. Всё-таки история Общества, если говорить о нём с момента его появления, насчитывает не одно десятилетие. И возрождение Общества, которое произошло несколько лет назад по инициативе президента Владимира Владимировича Путина, стало очень большим шагом для нашей страны. Это большая организация, которая несёт очень важную миссию – просвещения в широком смысле этого слова. «Знание» делает всё для того, чтобы люди вне зависимости от их профессии, социального статуса могли получать информацию о разных областях науки, жизни, технологий и таким образом расширяли свой кругозор, узнавали что-то новое, знакомились с интересными людьми.

Для меня на самом деле честь – быть не просто выступающим, который пришёл, что-то рассказал и ушёл, а частью современного профессионального сообщества.

Нужно говорить о том, что ты хорошо знаешь

– Ваше основное направление – журналистика. А по другим темам, не связанным с ней, вы можете читать лекции?

– В целом, да, могу, но зачем? Я придерживаюсь позиции, что каждый должен говорить о том, что он хорошо знает и умеет. Я по профессии журналист, я варюсь в журналистике и новостях с утра до вечера и знаю, как всё это устроено изнутри. Соответственно, все мои лекции основаны не на информации из интернета, а на моём же опыте. В каждой лекции, на какую бы тему она ни была, обязательно будут смоленские примеры – из СМИ, в котором я работаю, или взятые из материалов коллег.

Я считаю, что именно в этом сила хорошего лектора, и я сейчас не хвалю сама себя. Когда материал, с которым ты выступаешь, основан на твоей практике, твоём опыте, он всегда выигрышнее. Лекция получается более профессиональной, искренней, и это захватывает аудиторию.

– А о работе пресс-служб вы рассказываете?

– Да, у меня такая лекция есть. Не могу сказать, что я часто с ней выступаю, но когда это случается, я рассказываю о том, что такое пресс-служба, зачем она нужна и как работает. Для большинства людей это во многом «теневая» структура, о которой немногие задумываются: кто готовит эти официальные релизы, зачем и как их пишут. Согласитесь, обычный читатель вряд ли открывает официальные сайты пресс-служб, например, МВД или МЧС. Люди получают информацию из газет и сайтов, телеграм-каналов и групп в социальных сетях, которые интерпретируют информацию. А вот откуда она появляется? Кто этот таинственный первоисточник?

Кстати, именно эта лекция скорее профессиональная – для будущих журналистов, которые готовятся начать свой путь в профессии, или для старшеклассников. Это возможность рассказать им, что человек, который получил журналистское образование, может пойти не только в СМИ, есть ещё один путь – строить карьеру в пресс-службе какого-нибудь ведомства, в том числе и силового.

– Кто определяет темы лекций?

– Темы лекций по большей части определяю я сама, в том числе отталкиваясь от запроса аудитории. Так, например, у меня появилась лекция о пресс-службах. Я выступала в лицее имени Кирилла и Мефодия на мероприятиях их профильной смены, посвящённой журналистике, и преподаватели, зная, что я работала в пресс-службе администрации области, попросили рассказать об этом направлении. Я вообще даже не думала, что это кому-то может быть интересно.

– Есть ли у лектора какой-то план, график работы? Например, за месяц вы должны прочитать не менее четырёх лекций...

– Конкретно у меня таких планов нет. Определённый график есть у регионального филиала Общества, и его представители с нами связываются, когда им поступает заявка на лекцию. Например, проходит какой-то форум, и его организаторы обращаются в «Знание» с просьбой: «У вас есть хороший лектор по нашей теме? Мы бы хотели, чтобы он у нас выступил». И если это, например, моё направление, лекцию могут предложить мне.

Бывает и так, что сначала обращаются ко мне – звонят представители молодёжных организаций, волонтёрских объединений, образовательных учреждений: «Здравствуйте, мы бы хотели, чтобы вы у нас прочитали лекцию». В этом случае уже я обращаюсь в «Знание» и предлагаю провести лекцию под эгидой Общества.

– То есть может быть так, что у вас три лекции в неделю, а потом перерыв на месяц?

– Да, такое может быть. Самый горячий период для лектора – лето, потому что в это время работают различные площадки, лагеря и смены для школьников, студентов, на которые приглашают лекторов «Знания». Летом я могу за неделю побывать в трёх разных концах области, выступить на разных площадках. Такая активность длится с весны и, как правило, до сентября.

Настроение аудитории зависит от лектора

– Елена, давайте как раз поговорим о площадках, на которых вы можете выступать. Где вы читали лекции?

– По площадкам вообще нет никаких ограничений. Сейчас, и это очень здорово, «Знание» сотрудничает практически со всеми структурами и организациями – начиная от школ и заканчивая органами власти.

За полтора года, которые я являюсь региональным лектором «Знания», я выступала в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и университетах, в летних лагерях, у силовиков – в Росгвардии и УФСИН, в Смоленскстате, федеральном казначействе, в министерстве лесного хозяйства и областном отделении Социального фонда, на «Кристалле» и авиационном заводе. То есть сейчас просветительской деятельностью охвачены самые разные структуры, и мне это очень нравится – даже не то, что я могу прийти куда-то и выступить, а то, что у людей есть возможность, не отходя далеко от рабочего места, узнать что-то новое, интересное.

– Как вас обычно встречает аудитория, перед которой вы выступаете? Кому легче и, наоборот, сложнее всего читать лекции?

– По большей части принимают хорошо и достаточно позитивно. Если говорить обо мне, то я считаю, что у этого есть несколько причин. Во-первых, у меня лёгкая подача информации: вне зависимости от того, перед кем я выступаю, я стараюсь это делать интерактивно, общаясь с аудиторией, задавая какие-то вопросы, постоянно вовлекая аудиторию в диалог, не давая никому заснуть, скажем так. Во-вторых, все мои выступления построены на темах, близких людям: я так или иначе говорю о Смоленске, и это близко и понятно всем. Разумеется, нужно по-разному подходить к общению со школьниками, студентами и взрослыми, но и с этим я, в общем, справляюсь.

Если говорить об аудитории, то сложнее всего мне было начинать общение с сотрудниками предприятий. Наверное, это отчасти вызвано спецификой их работы: они привыкли выполнять определённые задания, поручения, а ты к ним приходишь и начинаешь шутить, вопросы задавать. То есть поначалу меня воспринимали холодно, но потихоньку и этот лёд можно разбить, и люди включаются в диалог.

А самые лояльные – это, наверное, старшеклассники. Это супероткрытые ребята, которым всё интересно. Они настроены на то, чтобы узнавать новое, лучше всего – в нестандартной, интерактивной форме, когда можно немного отвлечься от традиционных уроков. В принципе, работа со школьниками, наверное, самая приятная по обратной связи.

Лучшую, на мой взгляд, аудиторию я встретила полтора года назад, когда в Смоленск приехали студенты Луганского государственного педагогического университета. Их было много, и я, когда увидела ребят, подумала, что завоевать их внимание будет очень сложно. Но они с первой минуты включились в диалог со мной, задали огромное количество вопросов… Ребята, которые очень многое пережили, оказались очень душевными, и эта лекция мне особенно запомнилась своим внутренним теплом, желанием ловить каждое мгновение жизни. Это было летом, на улице было тепло, но это тепло исходило и от них тоже.

Но если вернуться к тому, как аудитория принимает лектора, то здесь очень многое зависит и от него самого. Нельзя обвинять зал в том, что тебя плохо встретили. Нет! Это значит, что ты сам плохо поработал. Понятно, что на каждой лекции будет один-два человека, которым будет неинтересно и они будут, например, зевать, смотреть в телефон. Но если большая часть твоих слушателей осталась незаинтересованной, то это только твоя – лектора – вина. Это ты недоработал.

Конкурс: от отбора до финала

– Елена, давайте теперь поговорим о конкурсе, в котором вы участвовали. От нашей области на него было подано 82 заявки, это достаточно много, на мой взгляд. Вы сами планировали участвовать или вам, скажем так, посоветовали оформить заявку?

– Я планировала, причём довольно давно. Первый раз у меня эта мысль возникла пару лет назад, когда в подобном конкурсе – только для школьников – победил Денис Горанов, учившийся в моей родной гимназии № 4. Тогда я и узнала, что подобный конкурс есть и для взрослых, и подумала: «Почему бы и нет?» Тем более я написала несколько материалов о Денисе и примерно представляла, как проходит конкурсный отбор – для меня он не был чем-то совсем новым. О том, что стартовал приём заявок, я узнала прошлой весной и сразу же отправила заявку.

– Давайте немного подробнее остановимся на том, что делают участники федерального конкурса Общества «Знание» – с момента подготовки заявки...

– На первом этапе отбора нужно было снять короткую, ровно на две минуты, видеовизитку – самопрезентацию. Это уже само по себе вызов, потому что о себе всегда хочется говорить долго и много. После этого нужно было пройти небольшой обучающий курс и выполнить по нему тестовые задания – так проверялись теоретические знания о том, как правильно выступать на публике, что нужно знать и учитывать. То есть первые, отборочные этапы не были связаны непосредственно с лекторской работой – это был масштабный отбор, который позволил организаторам понять, что представляют из себя люди, заявившиеся на конкурс.

Этот этап длился несколько месяцев, и по его итогам отсеялось огромное число людей – осталось полторы тысячи человек, восемь из которых представляли Смоленскую область.

– А что нужно было делать потом?

– Выступать, презентовать себя как спикера. И на этом этапе нужно было читать лекции в рамках выбранной номинации. У меня было направление «Медиа, коммуникации и цифровая грамотность», и все мои лекции должны были быть связаны именно с этой темой. Кроме того, мне самой нужно было найти площадку для выступления, самостоятельно собрать аудиторию. С этим, разумеется, были готовы помочь сотрудники регионального филиала Общества «Знание», но у меня получилось почти всё сделать самостоятельно: помогло то, что к этому времени у меня уже была своя база и площадок, и коллег, которым я могла предложить лекцию. От этапа к этапу лекции не должны были повторяться, и к финалу у меня было сформировано десять уникальных лекций.

– Как это всё оценивалось?

– Первые лекции оценивались исключительно аудиторией: после каждого выступления я просила слушателей отсканировать QR-код, который открывал ссылку на форму с оценками. Это, по сути, была максимально честная оценка аудитории – понравилось или не понравилось. Скажу, кстати, что самые объективные слушатели – школьники. Если им не нравится, они так и говорят: «Не нравится», – и оценку ставят соответствующую.

После этого участники конкурса проходили собеседования с представителями Общества «Знание», которые задавали вопросы, непосредственно относящиеся к темам лекций, компетенции и квалификации лектора.

Следующий этап – окружной – проходил в онлайн-формате, и в нём одновременно участвовали представители разных регионов, в моём случае – Центрального федерального округа. На выступление перед экспертами давалось пятнадцать минут, но твою лекцию слушали и другие конкурсанты – по сути, твои конкуренты. Результаты окружного этапа стали известны в декабре, тогда от Смоленской области в конкурсе осталось всего три человека, а пропуск в финал получила только я.

Гордость за себя и регион

– Что чувствует человек, который прошёл в финал, сидит в зале, ожидает результаты, а потом выходит на сцену и получает награду? Что, кстати, входит в финальный этап?

– Вообще, я ехала на подведение итогов достаточно уверенной в своих силах. Я прошла столько этапов, столько отборов, что мне казалось: всё, как бы я ни выступила, я уже молодец и победитель. Я считала, что сам факт выхода в финал – это уже очень хорошо, особенно если учесть, что не все регионы России были представлены в финальном этапе.

Но этот победный настрой пропадает, как только ты приходишь на конкурсную площадку и понимаешь, что тебе ещё нужно выступить перед экспертами. Стресс очень большой: несмотря на всё количество лекций, которые провела я и мои коллеги, с которыми я познакомилась в Москве, волновались и переживали все, руки-ноги у всех тряслись и подкашивались. Но как только подходит твоя очередь выступать, все эмоции пропадают: время пошло, и ты просто работаешь, как во время обычной лекции. На выступление отводилось всего десять минут – очень мало, а за это время тебе нужно и тему раскрыть, и показать, что ты в ней эксперт, и примеры интересные привести, и выводы сделать… Это серьёзный вызов для любого, даже очень опытного человека. Участники моей номинации выступали только перед жюри, в зале других конкурсантов не было, так что эта лекция была очень похожа на экзамен. Но тем не менее выступила, выдохнула: всё хорошо, успокоилась.

Хочу сказать ещё, что все финалисты конкурса – люди просто потрясающие. Представьте: вас на площадке почти сто пятьдесят человек, вы боретесь за победу с абсолютно одинаковыми шансами «пятьдесят на пятьдесят», и при этом никто из вас не чувствует соперничества со стороны других. Наоборот, вы ощущаете огромную поддержку: можно стоять у двери аудитории перед тем, как тебя пригласят к экспертам, а в это время к тебе подходит совершенно незнакомый человек и говорит, что всё будет хорошо. И ты думаешь: ничего себе! И сам начинаешь так же поддерживать других участников, знакомишься с ними, и когда начинается церемония награждения, думаешь не о себе. Ты думаешь: «Вот было бы хорошо, если бы победила эта девушка из Белгорода – она так хорошо в теме разбирается!» Ты радуешься каждому победителю, потому что понимаешь – он этого действительно достоин. Это просто удивительная, очень приятная атмосфера единства.

– И всё-таки: что чувствовали вы, когда услышали свою фамилию?

– Знаете, я сидела и слушала перечисление заслуг тех, кто выходил получать награды, – премии, научные звания, победители конкурсов. И тут я – простой журналист, человек, у которого нет званий, нет такого опыта участия в конкурсах. И я, конечно, сижу и думаю: что ж, буду радоваться задругих, – а потом слышу, как называют мою фамилию, вижу своё лицо на большом экране и с трудом понимаю, что мне нужно подниматься и выходить на сцену.

Конечно, это ничем не передаваемое ощущение. Это гордость за себя, гордость за регион, который я представляю, за ту большую работу, которую я проделала на пути к финалу конкурса, и очень приятно, что она замечена и оценена по достоинству.

– Елена, сейчас – после полутора лет в статусе регионального лектора Общества «Знание», победы во всероссийском конкурсе – вы можете дать совет тем, кому есть чем поделиться, но всё еще думающим, нужно ли это делать?

– Я уже говорила, что, на мой взгляд, делиться знаниями нужно, и я за то, чтобы люди не боялись этого, не замыкались в себе и своей профессии, рассказывали о том, что они знают и в чём хорошо разбираются. Даже если ты боишься выступать, нужно попробовать выйти из зоны комфорта. Для того чтобы быть лектором, конечно, нужна какая-то доля таланта, но в основном успех здесь зависит от работы над собой: чем больше ты выступаешь, тем лучше у тебя это получается. Добиться какого-то успеха в лекторском деле, как и в любом другом, можно только путём постоянного повторения: ты прочитал столько-то лекций и пришёл к своему первому успеху. Ты обязательно придёшь к нему, если будешь стараться: выступать, ошибаться, исправлять свои ошибки и учиться на них, делать выводы и двигаться дальше.

Алексей МАТВЕЕВ

Фото: из архива Елены КУДРЯВКИНОЙ, Российское общество «Знание»

Артём Туров: Меры поддержки военнослужащих обеспечивают достойные условия службы и соцзащиту их семей
Глава Смоленска ответит на вопросы жителей города в прямом эфире

Другие новости по теме