Целевое обучение: как удержать абитуриентов и специалистов в регионе

Фото: © Алексей Матвеев

Общество

Целевое обучение: как удержать абитуриентов и специалистов в регионе

13 июля 2023 года в 19:21

В Смоленском государственном университете состоялся брифинг, предметом которого стала целевая подготовка специалистов для организаций и предприятий нашего региона. Об организации этой работы, изменениях в мерах поддержки целевиков рассказали начальник регионального департамента по образованию и науке Елена ТАЛКИНА и ректор СмолГУ Михаил АРТЕМЕНКОВ. Речь шла в основном о целевом обучении будущих педагогов, но спикеры остановились и на подготовке кадров для других отраслей.

Ни для кого не секрет, что в Смоленской области в силу самых разных причин проблема кадрового дефицита – одна из самых острых: отсутствие специалистов в некоторых отраслях зачастую уже не позволяет решать стоящие перед регионом задачи. Наиболее заметна она в социальной сфере – образовании и здравоохранении.

«Врачи и учителя – две самые важные социальные группы специалистов, без которых жизнедеятельность города, района, региона невозможна», – поделился мнением Михаил Артеменков.

Актуальность этой проблемы, причём во всех сферах экономики области, понимают и в администрации области, и не случайно сокращение дефицита кадров назвал одной из своих ключевых задач врио губернатора Василий Анохин.

Показатели увеличены, подход изменён

Для решения кадровой проблемы в школах органы власти уже давно взаимодействуют со Смоленским государственным университетом, отметила Елена Талкина, назвав вуз надёжным партнёром департамента по образованию и науке и региональной системы образования в целом. Вместе с тем, дополнила она, в этом году в проводимой работе произошли значительные изменения. Первое и, пожалуй, самое важное – существенное увеличение числа бюджетных мест в СмолГУ, выделенных для целевого набора будущих педагогов.

«В этом году Министерство науки и высшего образования выделило нам очень значительную квоту для набора на педагогические направления подготовки – 118 мест: 84 – на очной форме обучения и 34 – на заочной», – сообщила начальник департамента.

На уровне региона, в свою очередь, был принят нормативно-правовой акт, который регулирует порядок проведения отбора граждан для заключения договоров о целевом обучении. Одно из ключевых изменений, введённых им, касается заказчиков целевого набора. Раньше ими были образовательные учреждения, теперь – муниципальные образования и органы исполнительной власти субъекта. Елена Талкина пояснила, что такой подход позволяет точнее оценивать ситуацию с кадрами в образовании на несколько лет вперёд. Важность более активного участия местной власти в этой работе подчеркнул и ректор СмолГУ.

«Важность установок, которые помимо социальных гарантий дала администрация области, заключается в том, что главы районов активно включились в работу по поиску целевиков. Они осознали, что это именно их задача – привлекать абитуриентов из своего района, чтобы «на выходе» получить учителей. Иначе через несколько лет в некоторых районах действительно встанет вопрос, кто будет в школе работать», – констатировал Михаил Артеменков.

Кстати, координатором целевого набора является департамент Смоленской области по образованию и науке. На его официальном интернет-сайте, в разделе «Целевое обучение», размещена вся информация, которая может пригодиться выпускнику школы, принимающему решение не только о продолжении образования, но и об участии в целевом наборе. Здесь, например, размещена информация о заказчиках целевого обучения (то есть организациях, предлагающих заключить с ними соответствующий договор), а также буклет, где рассказывается о порядке этой процедуры и сроках обучения на различных специальностях в СмолГУ.

Социальные гарантии молодым специалистам

Целевому набору, продолжила Елена Талкина, посвятили масштабную информационную кампанию, которая включала в себя встречи в школах, вузе, с родителями школьников, в том числе и в ходе областного родительского собрания. Впрочем, информирование о самом целевом обучении, наверное, не самое главное в проведённой работе. Важнее – рассказать о социальных гарантиях, которые предоставляются студентам и молодым специалистам.

«За прошедшие месяцы администрацией региона принято много решений, направленных на то, чтобы выпускник, принимая решение о целевом обучении, был мотивирован и понимал, что им движет помимо любви к профессии педагога», – отметила начальник департамента.

Так, в конце мая, после поездки врио губернатора в Духовщинский район, стало известно о повышении размера стипендии для студентов и ординаторов, заключивших договор о целевом обучении, – теперь она составляет три тысячи рублей. Ректор СмолГУ дополнил, что это, по сути, специальная стипендия, и вместе с ней (в идеале) студент вуза может получать до двенадцати-тринадцати тысяч рублей в месяц.

Елена Талкина также остановилась на мерах поддержки молодых специалистов, уже завершивших обучение в СмолГУ. В них тоже произошли изменения, коснувшиеся размера денежных выплат. Так, пришедший в школу после вуза учитель будет получать доплату к заработной плате в размере пяти и шести тысяч рублей (для обычных дипломов и дипломов с отличием) – ранее её размер составлял три и четыре тысячи соответственно.

Важным для молодого специалиста, как и для каждого человека, является жилищный вопрос, и в этом плане также есть изменения. За создание условий для его проживания отвечает муниципальное образование, в которое он приехал на работу, но и администрация области делает всё возможное, чтобы поддержать молодого учителя.

«Принято решение о выплате денежной компенсации в размере десяти тысяч рублей за наём жилого помещения работником, который заключил трудовой договор. И это тоже очень большое подспорье для выпускника – уже педагога», – сказала Елена Талкина.

Немаловажно, что действие этих мер поддержки распространяется и на тех специалистов, которые начали или начнут работу в этом году. На перспективу, продолжила начальник департамента, рассматриваются вопросы строительства жилья, предоставления льготного ипотечного кредитования. Задача всей этой работы, подчеркнула она, сделать так, чтобы молодой специалист мог воспользоваться всеми возможностями, которые ему предоставляют, и захотел остаться в муниципалитете, с которым у него был заключён договор о целевом обучении.

Отметим, знакомство целевика с местом его будущей работы начинается до окончания университета: практику студенты проходят в районе, являющемся заказчиком целевого обучения. Так практика, по сути, становится началом профессиональной деятельности, и в этом плане студента поддерживают в вузе, дополнил Михаил Артеменков:

«Мы перестраиваем учебный процесс для пятикурсников таким образом, чтобы они могли совмещать обучение и работу, даже если это работа не в Смоленске, а, скажем, в районной или сельской школе».

Для таких студентов вуз может перевести часть занятий в дистанционный формат, освободив таким образом пятницу, и у молодого специалиста (с учётом шестидневки во многих школах) будет два дня на то, чтобы полноценно работать учителем в школе. Это содействие, считает Елена Талкина, не только помогает погрузиться в профессию, но и даёт студенту возможность зарабатывать.

Серьёзный прорыв

О целевом наборе на педагогические специальности, которым обучают в Смоленском государственном университете, сложностях, с которыми сталкиваются в вузе, изменениях в этом направлении, в том числе и тех, что ещё только обсуждаются, подробнее рассказал ректор СмолГУ.

Стоит отметить, что 118 мест для целевого набора будущих педагогов вуз получил впервые – ранее эта квота была вдвое меньше, и даже её не всегда удавалось закрывать. В этом году цифры набора студентов-целевиков называют хорошими.

Михаил Артеменков подчеркнул: в Год педагога и наставника, объявленный президентом России, важно показать не только то, что профессия учителя востребована, о чём говорит количество вакансий, но и то, что государство поддерживает и студентов, которые выбирают педагогические направления, и молодых специалистов.

«Профессии учителя и врача всегда были престижными, – сказал он. – Они придавали людям определённый социальный статус, и очень хотелось бы, чтобы Год педагога и наставника, внимание государства к этим профессиям вернули им их высокий социальный статус».

Комментируя решения, принятые администрацией области в части поддержки целевого обучения, ректор СмолГУ констатировал, что в приёмной комиссии вуза уже видят живой отклик на них:

«Социальные гарантии, о которых рассказала Елена Петровна, возможность ими воспользоваться уже начали играть положительную роль».

На бюджетные места, выделенные в 2023 году для целевого обучения в Смоленском госуниверситете, уже подали более 100 заявлений: 90 – на очную форму обучения, около 20 – на заочную. Причём, уточнил Михаил Артеменков, речь идёт о том, что в приёмную комиссию вуза абитуриенты подали весь пакет документов, необходимый для зачисления.

«Это очень серьёзный прорыв», – сказал он и пояснил, почему и для СмолГУ, и для региона так важно максимально закрыть выделенную квоту.

Для Министерства науки и высшего образования, рассказал ректор вуза, это один из ключевых показателей, по которому федеральное ведомство оценивает готовность субъекта принимать на работу молодых специалистов. Чем выше количество студентов-целевиков, поступивших в вуз в этом году, тем больше вероятность, что в 2024 году Смоленской области выделят ещё больше мест для целевого обучения. А это в первую очередь значит, что ещё большее количество смолян будут иметь возможность бесплатно получить высшее образование и, кроме того, воспользоваться всеми упомянутыми выше социальными гарантиями. Важно, по мнению Михаила Артеменкова, и то, что целевое обучение – гарантия трудоустройства как минимум на три года после окончания вуза.

«Это позитивно и для выпускников, которые приобретают первый профессиональный опыт, и для региона, потому что он получает школьного учителя как минимум на четыре года – на пятом курсе, когда он ещё учится, плюс три года по целевому договору после окончания», – констатировал глава вуза.

Директор школы, в которую приходит молодой специалист, также понимает, что как минимум на несколько лет одна из вакансий в его учреждении закрыта, но его задачей становится удержать молодого специалиста.

«Важно, чтобы выпускник пришёл и уже не ушёл, и поэтому сейчас, в Год педагога и наставника, мы говорим, что это именно наставничество – оберегать, сопровождать, развивать молодых специалистов, пришедших к нам в школы», – отметила Елена Талкина.

О проблемах и способах решения

Говоря о проблемах, которые возникают в организации целевого обучения, Михаил Артеменков в числе ключевых назвал неравномерность в востребованности разных направлений подготовки. «Гуманитариев у нас всегда больше» – так он охарактеризовал этот вопрос, приведя в качестве примера конкурс на программы подготовки учителей истории и обществознания. Сегодня он составляет три человека на место.

«Нужно понимать, что целевой договор – тоже не гарантия того, что человек поступит: между ними тоже есть свой конкурс», – дополнил ректор СмолГУ.

В числе «не очень популярных» специальностей Михаил Артеменков назвал естественно-научные: учителей физики, математики, биологии, химии. Преподавателей этих дисциплин и в школах становится меньше, и студенты не всегда выбирают их в качестве будущей профессии. При этом, по мнению спикера, в случае с физиками и математиками большую роль в этом играет конкуренция со стороны отрасли информационных технологий. Однако Михаил Артеменков убеждён: если абитуриент посмотрит на свою возможную будущую профессию шире, он обязательно найдёт себя в работе учителем.

Возвращаясь к мерам поддержки студентов-целевиков и молодых специалистов, ректор вуза отметил, что многие новшества в этом плане появились в Смоленской области в апреле – мае, когда будущие абитуриенты уже выбрали и направления подготовки, и предметы, по которым они сдавали ЕГЭ. Поэтому в СмолГУ рассчитывают, что администрация региона продолжит поддерживать будущих учителей, а отношение смолян к целевому обучению изменится в лучшую сторону.

С ЕГЭ, дополнил Михаил Артеменков, связано и то, что многие выпускники школ не рассматривают поступление в вузы как возможность для дальнейшего получения образования. Сдача экзамена – всегда стресс и сложности, констатировал он, и недобор даже одного балла, необходимого для поступления в вуз, становится пусть и маленькой, но личной трагедией абитуриента. Единый государственный экзамен, уточнил ректор, выравнивает шансы на поступление в вузы для выпускников из крупных городов и небольших населённых пунктов, но при этом очевидно, что у ребят из сельских школ и маленьких райцентров не всегда есть возможность подготовиться к ЕГЭ на одном уровне с их сверстниками, например, из Смоленска.

«Мы понимаем, что есть некое социальное неравенство: кто-то может позволить себе репетитора, кто-то не может этого сделать», – сказал Михаил Артеменков.

В вузе, продолжил ректор, выработали предложение, которое может исправить эту ситуацию. Звучит оно так:

«Мы предлагаем начать отбор целевиков на следующий год уже в сентябре, а университет берёт на себя обязательство для ребят из районов, которые заключат или будут заключать целевой договор с сентября, организовать абсолютно бесплатные курсы по предметам ЕГЭ и в течение года готовить их к поступлению на педагогические направления подготовки».

Преподаватели вуза, дополнил он, считают, что такой шаг повысит результаты ЕГЭ у школьников из районов области, а также даст им дополнительную мотивацию к получению высшего образования. Сейчас же, напомнил ректор вуза, очень многие выпускники после одиннадцатого класса уходят в систему среднего профессионального образования.

В системе СПО, отреагировала начальник департамента, целевое обучение тоже активно развивается, и администрация области проводит большую работу для привлечения выпускников школ в рабочие профессии. При этом большое внимание подготовке будущих специалистов уделяют и предприятия, работающие в Смоленской области: работодатели напрямую заинтересованы в качестве образования, которое получают их будущие сотрудники.

Возвращаясь к целевому набору в СмолГУ, Елена Талкина напомнила, что на подачу документов в вуз у абитуриентов ещё есть время: сделать это можно до 25 июля.

Об ограничениях и ответственности целевиков

В продолжение брифинга начальник департамента по образованию и науке и ректор Смоленского госуниверситета ответили на вопросы журналистов, коснувшихся различных аспектов целевого обучения в вузах.

Например, прозвучал вопрос, есть ли такая практика в государственном университете спорта, где готовят в том числе учителей физкультуры.

«Если университет получает бюджетные места, то из них всегда выделяется целевая квота. Например, мы получили двадцать бюджетных мест на какое-то направление подготовки или специальность, и именно из них мы обязаны выделить места на целевой набор», – пояснил Михаил Артеменков.

Минимальная целевая квота составляет 10%, дополнил он, но этот показатель может быть увеличен по тем специальностям, которые государство определяет как приоритетные с точки зрения подготовки специалистов. В этом году, например, квоты на педагогические специальности выросли до 40%, в медицинских вузах этот показатель составляет до 80%, а в некоторых ординатурах все места могут предназначаться для целевиков.

Ректор СмолГУ рассказал, кроме того, и об ограничениях, которые существуют в целевом наборе, и об ответственности за нарушение его условий. Так, заключить договор на целевую подготовку имеют право органы государственной и муниципальной власти, а также предприятия и организации, которые по своей форме являются государственными. Частное предприятие, например, может заключить договор на целевое обучение со студентом, которому будет выплачиваться стипендия, оплачиваться проживание в общежитии.

«Если же он не приходит на работу или отчисляется, он возвращает предприятию или организации всё, что получил за время обучения, – обратил внимание Михаил Артеменков. – И если мы говорим о поступлении по целевому набору, то человек возвращает не только стипендии, он возвращает всё, что было потрачено государством на его обучение».

Такая же ответственность, стоит подчеркнуть, лежит и на работодателе: если выпускника вуза не принимают на работу после окончания обучения, предприятие или организация выплачивает государству всю сумму, которая была потрачена на подготовку специалиста

Подобная практика была внедрена в 2019 году, дополнила Елена Талкина:

«До этого не нужно было возвращать средства, которые были потрачены государством на обучение».

Ответственный подход

Ключевая задача в организации целевого обучения, отметила Елена Талкина в завершение брифинга, сделать так, чтобы молодые специалисты не хотели уезжать из Смоленской области.

«Опыт, который у нас сейчас есть, станет большим подспорьем в решении этой задачи, – дополнила она, уточнив, что стать целевиком можно и на пятом курсе. – У администрации области много планов, направленных на достижение этой цели, и я верю, что такая совместная работа органов власти, вузов и работодателей региона даст свои результаты».

Администрация области решает эту проблему комплексно, констатировал Михаил Артеменков, приведя в качестве примера компенсацию расходов на жильё. В этом кроется одна из главных проблем молодых специалистов, завершивших целевое обучение.

«Где ему жить? Администрация области подошла к решению этого вопроса комплексно и ответственно», – выразил своё мнение ректор вуза, отметив, что такое решение уже играет свою роль в том, как выпускники школ подходят к выбору своего дальнейшего жизненного пути.

Алексей Матвеев

В Смоленске продолжаются работы по благоустройству территории Солдатского озера
Смоленских добровольцев наградили почетными знаками «За исцеление и милосердие»

Другие новости по теме