Годовщина СВО
Все иллюзии рухнули, и мы поняли, что это – Третья Отечественная война России…
Год назад началась Специальная военная операция на Украине (СВО) – боевые действия Российских Вооружённых сил, проводимые совместно с вооружёнными формированиями ДНР и ЛНР против Вооружённых сил Украины (ВСУ) с целью защиты мирного населения Донбасса, а также демилитаризации и денацификации Украины.
СВО была объявлена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 24 февраля 2022 года. Этот текст выйдет в газете уже после того, как во вторник, 21 февраля 2023 года Президент Путин выступит с Посланием Федеральному собранию России. В нём, несомненно, глава государства и Главнокомандующий Вооружёнными силами страны подведёт итоги этого года и наметит векторы развития ситуации на предстоящие месяцы, а то и годы. Но, поскольку этот текст я писал за несколько дней до обозначенных событий, то речь в нём пойдёт не о Послании Президента. Давайте поразмышляем, что изменил в нас прошедший год, что мы увидели в себе и в мире, от чего нам пришлось или приходится решительно отказываться, а что вспоминать из хорошо забытого старого и что приобретать заново.
Иллюзии рухнули
За две недели до предстоящей годовщины СВО один мудрый человек, которого трудно упрекнуть в отсутствии патриотизма, сказал: «С 24 февраля 2022 года многие наши иллюзии начали распадаться на глазах. А самый важный вывод этого года: мы узнали, кто мы, какие, какая наша армия, какие наши граждане, родившиеся после распада СССР, какая наша экономика…».
Итоги прошедших месяцев в этих смыслах, к сожалению, далеко не радужные. Повторения Крымского чуда 2014 года не было: молниеносного поражения противника не случилось, а в городах и весях Украины нас ждали не с распростёртыми объятиями и цветами, а с совсем иными «подарками», стоившими на первом этапе СВО как минимум официально объявленных Министерством обороны почти полутора тысяч жизней наших воинов…
Было ли всё случившееся стратегическими и тактическими просчётами командования, ошибками разведки или слабой подготовкой к военной кампании наших войск? Давайте не станем уподобляться диванным аналитикам и с пеной у рта обвинять всех и вся. Чёткие ответы на эти вопросы, я уверен, даст только время.
Но совершенно очевидно, что само решение Президента о начале проведения Специальной военной операции было единственно верным: после распада СССР так называемый коллективный Запад создал из государства под названием Украина плацдарм, который должен был стать основой для уничтожения России. Там было всё: от биолабораторий по производству смертоносных вирусов, до одной из самых крупных и боеспособных армий в Европе.
О «коллективном Западе» я упомянул не для красного словца. Уже с первых дней СВО стало очевидно, что это война не просто с нацистским режимом на Украине, а именно – противостояние с «коллективным Западом».
Что же такое этот «коллективный Запад», и почему он смертельно ненавидит Россию и русских?
«Мы постоянно слышим словосочетание «коллективный Запад». Когда же появилось оно? Крымская война 1853 – 1856 годов вместе с Опиумными войнами (военные конфликты на территории Китая в XIX веке между западными державами и Империей Цин – И.К.) породили «коллективный Запад»: причём, в его блоковом виде. То есть Запад как военный, идеологический, смысловой блок (из этого прорастут в будущем и НАТО, и Евросоюз, и другие подобные организации), – пишет писатель и публицист Платон БЕСЕДИН. – Первыми, кто уловил это, были русские мыслители Данилевский и Чаадаев. Последний появление коллективного Запада скорее приветствовал. А вот Данилевский, наоборот, отнёсся к нему со всей критической настороженностью, диагностировав как мощнейшую угрозу для России. И тогда Николай Яковлевич заявил, что если Россия хочет выжить, то она должна остаться собой. Смело? Безусловно. Возможно, потому Данилевский и не был в полной мере прочитан, услышан.
Может ли быть иначе там, где положение вещей в интеллектуальных кругах насколько беспощадно, настолько и точно охарактеризовал Василий Розанов: «У француза – “chere France”, у англичан – “Старая Англия”, у немцев – “наш старый Фриц”, и только у прошедшего русскую гимназию и университет – “проклятая Россия”».
Меж тем именно Данилевский имел мужество заявить, что никогда Запад не воспримет Россию как равную, как свою. Позднее, уже в первой половине XX века, Освальд Шпенглер максимально жёстко артикулирует это: «Настоящий русский европейцам внутренне столь же чужд, как римлянин эпохи царей и китаец времени задолго до Конфуция, если бы он внезапно появился среди нас… Тем не менее некоторым, быть может, доступно едва выразимое словами впечатление о русской душе. Оно не заставляет сомневаться в той неизмеримой пропасти, которая лежит между нами и ими». То есть, это не политические и не геополитические, а внутренние, цивилизационные противоречия.
Чужбина родиной не станет…
И вот здесь давайте подробнее остановимся на процитированной современным публицистом фразе из заметок русского философа Василия Васильевича Розанова о звучащих из уст прошедших русскую гимназию и университет словах – «проклятая Россия».
Так было в XIX веке, так, увы, случилось и в начале ХХI-го. Мы увидели немалое число людей, по паспорту считающихся российскими гражданами, но в действительности – манкуртов, не помнящих и не признающих своё кровное родство с Россией. Кто-то из них начал открыто поливать помоями страну и народ, за счёт которых, по сути, и стали известными и популярными персонами; а кто-то просто, схватив рюкзаки и бросив велосипеды на пограничных переходах, трусливо удрали из страны.
Читать им мораль и взывать к их совести, я думаю, нет смысла. Такая прослойка, учитывая извечное противостояние Запада к России и, соответственно, его кропотливую многолетнюю работу по разложению российского общества изнутри, была и будет всегда.
Конечно, здесь возникает немало вопросов к системе патриотического воспитания, которую случившиеся события выставили во многих смыслах «филькиной грамотой» для распила немалых бюджетных средств. Но сегодня, я убеждён, надо не размахивать кулаками, ища ответственных за низкую эффективность этой работы, а коренным образом менять всю систему патриотического воспитания молодёжи.
Ну а тем, кто просто сбежал из-за трусости от объявленной частичной мобилизации, можно лишь посоветовать вспомнить слова великого немца Гёте: «Чужбина родиной не станет». Или русского Белинского: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству». На выбор, кому кто ближе…
Сила духа – и есть сила культуры
Начало военных действий особо ярко и жёстко обнажило весь трагизм отсутствия в современной России сплочённого слоя национально ориентированной элиты в культуре, средствах массовой информации, спорте и других отраслях, на представителей которых вольно или невольно ориентируется немалая часть общества, к мнению которых оно прислушивается.
Но, к счастью, были за минувший год и иные, вдохновляющие, примеры. В частности, потрясающий поступок бывшего скрипача группы «Аквариум» Алексея Решетина, который в возрасте 59 лет записался в добровольцы и направился в зону СВО.
«Я не бегу в Европу, я российский человек, это моя родина, и я ей служу. И другого я для себя не мыслю ничего», – предельно чётко обозначил свою гражданскую позицию Решетин.
Выяснилось, что утончённый музыкант, поклонник музыки стиля барокко когда-то служил в стройбате и хорошо представляет себе, что творится на фронте. Физически здоров и крепок.
Из интервью музыканта: «Главное, что на том месте, где в сердце страх, должна быть сила духа. Эта сила духа – и есть сила культуры. Потому что культура – это не музыка, не игра на скрипке. Культура – это то, как формируется человек. И важнейшей частью этого должна быть отвага, доблесть – помимо искусства, искусности, изысканных мыслей, чувств».
Ну а основатель группы «Аквариум» Борис Гребенщиков тем временем перебрался на постоянное место жительства в Лондон, сообщив своим поклонникам, что ему «в Великобритании работать значительно приятнее, чем в России... в данный момент выбираю Англию, так как мне в студию ближе ездить. А стены родные только в тюрьме помогают». Вот такая позиция у кормившегося не одно десятилетие от государственной кормушки, да ещё и учившего своих поклонников жизни «БГ».
Время настоящих испытаний всё и всех расставило по местам: мы поняли, что есть элита в лице таких замечательных и сильных духом людей, как Алексей Решетин. А есть элитка, как Гребенщиков и ему подобные, которые считают, что «родные стены только в тюрьме помогают»...
И, конечно, всё расставляет по местам мощное письмо, которое бывший скрипач «Аквариума», а нынче – донбасский доброволец Андрей Решетин, написал Борису Гребенщикову. Его опубликовал в своём телеграм-канале журналист Борис Корчевников:
«Боб! Услышал твоё интервью израильскому 9 каналу. Пришёл в ужас. Как ты не прав! Хотя твои слова и созвучны многим! Как знаешь, я по другую сторону окопов, и я солдат. Я воюю. Смычком, но он стоит автомата. И я здесь, потому что так велит моя совесть.
Ни я, ни те, кто рядом со мною, не фашисты, как ты нас назвал. Мы на родной земле. Мы освобождаем её от тех, кто взялся уничтожить здесь всё русское, нашу память, нашу культуру, нашу Церковь, наши смыслы. Мы воюем с теми, кто выглядит как брат, но люто ненавидит нас. Это новые янычары...
Все города здесь основаны нами, выстроены нами, политы обильно нашей кровью...
Гнусные варвары чудовищно, непристойно стремятся стереть память о русской истории! Снесли даже памятник Екатерине Великой в Одессе. Убогие не знают, что само имя Одесса, рождённое на её губах, её дыханием, имя которым она нарекла свой город, – это и есть её памятник. И мир повторяет за ней – “Одесса”!
Всё украдено, поругано, сожрано сынами ехидны. Уже второй раз за XX столетие, первый раз был в феврале 1917 года. У всех деяний есть свои последствия. Результатом того, что случилось тогда, та кровь, что льётся сегодня.
От огромной скалы, от России, откололи большие куски с одной лишь целью, расколоть ими скалу. Если замысел удастся, и скала-Россия треснет, ехиднам ещё раз будет чем поживиться. Разжиреют, разбогатеют. Мы же кровью захлёбываться будем не одно столетие...
Не могут допустить европейские соседи этим новым государственным образованиям стать процветающей Украиной, цветущим Казахстаном, развивающейся Беларусью… Расчленённая Югославия показала, что сильные и успешные конкуренты не нужны никому.
Разговор о том, кто и на кого напал, разделил нас на тех, кто хочет своей стране жизни, пусть даже и ценой своей собственной, и тех, кто желает смерти России. У того, кто забыл свои корни, “душа – алтарь без божества”, как говорил Александр Сергеевич.
Не ты ли пел: чтобы стоять, я должен держаться корней? А что теперь – любовь к чужому пепелищу, да страсть к придуманным гробам?
Ты уравнял в своём интервью фашизм и империю. Империя – это Санкт-Петербург, а фашизм пришёл к нам, что бы наш город уничтожить. Не уравнивается как-то, Боб.
Думаешь, ты борешься с русским фашизмом? Нет, ты встал в полки Мазепы. Этот изменник помер от того, что его вши сожрали, проклятие таким, как он.
Зачем ты там? Тебе мил “батька Бандера”? Зачем тебе Украйна над усим, если над нами Бог?! Христу мы Славу поём и Его святым! А Украине и её Хероям их богоборческая слава – анафема.
“Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся”, но ты не миротворец. Иначе тебя бы видели с 2014 по 2020 не только в Самостийной, но и в Донецке, и в Луганске, и в Горловке. Там люди так же любили твои песни, так же ждали тебя.
Там, среди тех страданий, было бы честно говорить о мире! Горько от мысли, почему ты этого не сделал... А я бывал в тех городах в эти годы. Мы приезжали за свой счёт и давали концерты, следуя опыту наших блокадных семей, который учит, что в ситуации полной безнадёжности, человеческое в тебе не должно умирать, но должно развиваться. После тех поездок я особенно не верю фальшивому миротворчеству. Этот вид лицемерия особенно гнусен.
Когда-то русское общество ужаснувшись миллиону погибших в первую мировую и сделало всё, чтобы остановить ту войну. Ты сам не раз пел Вертинского “Кто послал их на смерть не дрожащей рукой”. Что чувствовал Вертинский, разъезжая со своими нежными песнями по советским колхозам? Чувствовал ли свою долю вины в той катастрофе, что случилась в феврале 1917 с нашей страной?
Не довоевав, остановив ту войну накануне неизбежной Великой победы, “миротворцы” обрушили страну в революции, погубив тьму народа в этих событиях... Дорого обошёлся нам этот пацифизм.
Боб! Ты собирал деньги для тех, кто стреляет в нас! Куда заводит пацифизм! Это ужасно, Боб! И эти твои отвратительные интервью! Борька! Остановись! Пусть после тебя останется не этот позор, а твои волшебные, совершенные песни».
Знаете, я процитировал это письмо, широко разошедшееся по социальным сетям в интернете, не только потому, что оно предельно чётко показывает позиции представителей творческой элиты. В нём, на мой взгляд, не менее чётко говорится и о тех ориентирах, на которые сегодня опираются все россияне, стоящие по эту сторону баррикад: сильная, как скала, Россия; единство нации; верность традициям и заветам предков; категорическое отрицание предательства, в какие бы миролюбивые маски оно ни рядилось.
По велению сердца
А ещё минувший год заставил нас вспомнить простую, казалось бы, истину, что любовь к Родине – это не отвлечённое понятие, а реальная душевная сила, требующая действия, личной инициативы и общественной организации. И всё это, слава Богу, мы видим сегодня в самых ярких проявлениях этого чувства. Я сейчас не только о добровольцах, ушедших на фронт, о мобилизованных, не ставших прятаться от повесток из военкомата, и не о профессиональных военных говорю. Низкий поклон им и дай Бог живыми и здоровыми вернуться с победой домой!
Минувший год показал примеры личной и общественной инициативы, которой, пожалуй, наша страна не помнит со времён Великой Отечественной войны. Сбор гуманитарной помощи для фронта и новых территорий; бабушки, вяжущие тёплые носки воинам и школьники, пишущие солдатам добрые письма; женщины, добровольно организующиеся в группы, чтобы помогать ухаживать за ранеными ребятами, лежащими в госпиталях; пенсионеры, передающие свои «гробовые» накопления для нужд армии. И масса других форм общественной и личной активности, реально свидетельствующих, что в России есть настоящее гражданское общество.
Что интересно: даже политические оппоненты той же «Единой России», прежде считавшие её «партией чиновников», сплотились вокруг её проекта «Всё для фронта!» и бескорыстно работают волонтёрами рука об руку со своими, казалось бы, непримиримыми политическими противниками. Ибо эта партия сумела максимально быстро и чётко организовать все слои общества на помощь армии.
Появились даже совсем неожиданные формы общественной самоорганизации. Такие, например, как «Поэтические волонтёры». Да, их стихи нельзя назвать профессиональными, но они идут от сердца и находят отклик и у солдат на фронте, и у призывников, и у мобилизованных.
И очень важно, что все эти и многие-многие другие общественные, личные инициативы идут не по разнарядке, а по велению души, основаны на личных убеждениях граждан и их стремлении внести свой вклад в общее дело защиты Отечества.
Третья Отечественная? Да!
На днях разговаривал с известным учёным, автором вышедшей в 2020 году, но ставшей архи-актуальной именно в нынешние дни книги «1812; 1941–1945. Две отечественные войны: исторические параллели», Анатолием Александровичем Стерляговым. Разговор был совершенно о другом, не о СВО. Но, понятное дело, о военной тематике не могли не вспомнить. И меня поразило, когда Анатолий Александрович сказал: «Помяните моё слово, но настанет время, когда эту Специальную военную операцию назовут “Третьей Отечественной войной”». Поразило, что наши мысли в этом направлении абсолютно совпали: я тоже думал об этом уже не раз.
Это – Третья Отечественная война, ибо речь идёт о независимости и территориальной целостности России, о самой жизни нашей Родины и народов, её населяющих.
Это – не война России с Украиной или украинским народом. Это Отечественная война с нацистским режимом, узурпировавшим власть в соседней стране, захватившим часть исконно российских территорий и навязавшим её, родственным нам по крови, жителям человеконенавистническую идеологию расового превосходства.
Это – Отечественная война с «коллективным Западом», уже который век подряд мечтающем об уничтожении многонациональной России, грабеже её природных богатств и порабощении, истреблении её народов.
Слава Богу, что сегодня, когда прошёл год с начала Специальной военной операции, и власть российская, и большинство нашего народа после всей случившейся вакханалии санкций, безумной накачки нынешнего украинского режима вооружениями, так называемой отмены русской культуры, сноса памятников нашим воинам-освободителям и проч., и проч., стали наконец-то ясно осознавать, что предпринимавшиеся в самом начале СВО отдельными политическими силами попытки как-то договориться с «коллективным Западом», пойти ему на какие-то уступки, обречены и чреваты для нас, нашей Родины смертельными последствиями в самом прямом смысле.
Да, у нас есть и ещё будут человеческие жертвы на этой войне во имя Отечества. Склоняем головы перед светлой памятью героев и помним, что ещё в первом русском летописном своде – «Ипатьевской летописи» наши предки предупреждали: «Война без мёртвых не бывает».
Будем помнить и о том, что «самое опасное в войне – это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее». Слова эти принадлежат лидеру большевиков Ульянову-Ленину, который не в чести сегодня у властей предержащих. Но это отнюдь не означает, что его рекомендацию стоит игнорировать. В этом, увы, мы убедились ещё в начале СВО.
«Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа», – писал поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий. И это, безусловно, касается не только тех, кто с оружием в руках сражается на передовой. Фронт без крепкого тыла не устоит, а потому каждый из нас должен честно делать своё дело, не паниковать и не поддаваться на провокации.
Да, в нашей – тыловой жизни ещё много такого, за что бывает и больно, и стыдно. Но нет сомнений, что общество уже начало столь необходимое ему самоочищение. Без «охоты на ведьм» и параноидального поиска врагов везде и всюду, но с ясным пониманием, что «в человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит оно не от чего другого, как от желания делать добро, – сколько можно больше и сколько возможно лучше».
Писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев в статье «Парадоксы фронтовой ностальгии» вспоминал: «Война была тем временем, когда человек брал выше самого себя, ощущая, что он до необходимости необходим своей Родине, чувствуя личную ответственность за её судьбу». Брать планку выше себя, ощущать себя до необходимости необходимым своей Отчизне, чувствовать свою ответственность за её судьбу и, как следствие, судьбу всех своих родных, друзей, знакомых, сослуживцев – этот завет ветерана Великой Отечественной войны сегодня, в дни, когда идёт Третья Отечественная война, вновь требует не только осмысления, но и конкретных действий от каждого из нас.
О лозунгах: наших и наших врагов
Буду предельно честен: итоги первого года Специальной военной операции не позволяют мне в заключение статьи бездумно-бравурно повторить лозунг Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Да, этот лозунг абсолютно верен и сегодня, в этом я нисколько не сомневаюсь. Но, чтобы заслужить право достойно повторить его вслед за нашими героическими предками, мы должны ещё пройти долгий и нелёгкий путь. Уверен, что это – аксиома, не требующая доказательств. И хорошо, что теперь мы её, пусть и с горечью ошибок и поражений прошедшего года, но осознаём.
И напоследок, возвращаясь к треклятому «коллективному Западу». Ярый русофоб Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности 39-го президента США Джимми Картера, который на долгие годы вперёд определил политику «коллективного Запада» по отношению к России, говорил: «В XXI веке Америка будет развиваться за счёт России, вопреки России и на обломках России». Сограждане, дорогие мои соотечественники, какой бы национальности вы ни были и каких бы политических взглядов ни придерживались, прошу вас – не забывайте об этом ни сегодня, ни завтра, никогда!
Фото: admin-smolensk.ru
Игорь Красновский