От ручной картотеки к госуслугам в электронном виде
23 сентября 2022 года отмечается День образования информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Более 100 лет информационные подразделения решают задачи по обеспечению деятельности правоохранительных органов статистической информацией, формируют и ведут оперативно-справочные, разыскные, криминалистические, дактилоскопические учёты, осуществляют архивное хранение сведений о личном составе органов внутренних дел, взаимодействуют с органами исполнительной власти, оказывают государственные услуги по линии информационно-справочной работы.
История и технологии
23 сентября 1918 года решением коллегии Народного комиссариата внутренних дел РСФСР утверждено «Положение о статистическом отделе Комиссариата внутренних дел», который занимался сбором и хранением сведений о состоянии преступности в стране.
История Информационного центра УМВД России по Смоленской области берёт своё начало с 1932 года, когда был образован учётно-справочный отдел Полномочного Представительства ОГПУ Западной области. Великая Отечественная война 1941–1945 годов на время приостановила развитие информационных подразделений, решались вопросы эвакуации картотечных и архивных фондов в тыл, затем их развёртывание на освобождённых от врага территориях.
Основным инструментом сотрудников информационных подразделений долгое время оставались ручные картотеки. Однако научно-технический прогресс внёс масштабные изменения в деятельность информационной службы, а с 1977 года в структуру региональных информационных центров стали вводиться вычислительные центры. В 1981 году в УВД Смоленской области при информационном центре был создан вычислительный центр со штатной численностью 7 человек. Благодаря энтузиазму сотрудников вычислительного центра к середине 90-х годов была создана информационно-вычислительная система области, объединившая в единое информационное пространство все подразделения и службы УВД. В 2000-е годы в рамках реализации программы создания Единой информационно-телекоммуникационной сети МВД России были проведены мероприятия по автоматизации оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учётов регионального и федерального уровней, сформирована автоматическая дактилоскопическая система АДИС «Папилон». В это же время были осуществлены мероприятия по переходу на новое программное обеспечение при формировании ведомственной статистической отчётности, введены в эксплуатацию сервисы системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
О направлениях деятельности
В настоящее время в базах данных информационного центра содержатся сведения о более чем 34 миллионах объектов, ежемесячно обрабатывается более 150 тысяч запросов пользователей.
Одним из самых востребованных централизованных учётов является дактилоскопический учёт. В соответствии с федеральным законом от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обязательной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу, военнослужащие; граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осуждённые за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно, а также иные категории граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
Накопившийся за последние десятилетия массив данных ЦИАДИС МВД России (только в региональном сегменте находится более 680 тысяч объектов) позволяет обрабатывать следы с мест преступлений, выявляя совпадения и устанавливая преступника, идентифицировать разыскиваемых утративших связь с родственниками и без вести пропавших, идентифицировать лиц, выдающих себя под другими установочными данными, и так далее. Так, за 6 месяцев 2022 года получено 242 результата проверок по региональному сегменту ЦИАДИС МВД электронных копий следов рук, изъятых с мест преступлений, по которым установлено 151 лицо.
Кроме того, в информационном центре накапливаются сведения о разыскиваемых органами внутренних дел гражданах (как преступниках, так и без вести пропавших). Для повышения эффективности разыскной деятельности в МВД России реализована возможность проверки фотоизображения разыскиваемого лица по федеральной базе данных ИБД-Ф «Опознание (биометрическая идентификация)», позволяющая анализировать фотоизображения граждан, поступающие с уличных камер видеонаблюдения, аэропортов, вокзалов и так далее. Данная система позволяет с определённой вероятностью идентифицировать разыскиваемого, формируя список возможных совпадений, и принять необходимые меры по его обнаружению.
Госуслуги: перечень и показатели
Одним из приоритетных направлений деятельности информационного центра является оказание государственных услуг населению в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ведомственными нормативными правовыми актами, административными регламентами. Информационным центром оказываются следующие государственные услуги:
– выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
– проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации;
– выдача справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
– выдача архивных справок;
– выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий.
За 8 месяцев 2022 года информационным центром оказано 24 298 государственных услуг, в том числе:
– выдача справок о наличии (отсутствии) судимости – 19 480;
– проставление апостилей на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, – 141;
– выдача справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, – 4 666;
– выдача архивных справок – 11;
– выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий – 0.
Следует отметить, что информационным центром проводится постоянная работа по популяризации предоставления государственных услуг в электронном виде. Так, для граждан, подавших заявление на получение справки о наличии (отсутствии) судимости через ЕПГУ, срок изготовления справки сокращён до 15 дней. Кроме того, при выборе способа получения такой справки «только в личный кабинет» гражданину не придётся приходить за ней в информационный центр или в территориальный орган внутренних дел по месту жительства (регистрации) – готовая справка в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью должностного лица информационного центра, будет направлена в личный кабинет заявителя на портале государственных услуг.
Фото: пресс-служба УМВД России по Смоленской области
Наталья Ивако