Как «оцифровывалась» Смоленщина
В эти дни исполнилось 10 лет со дня вступления Алексея Островского в должность губернатора Смоленской области. Каких успехов удалось достичь за этот период в области цифрового развития региона, и как это отразилось на повседневной жизни смолян.
По принципу «одного окна»
С 2012 года под руководством Алексея Островского администрация региона активно и плодотворно проводит работу по обеспечению доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых смолянам.
Так, для граждан в регионе обеспечена доступность получения услуг по принципу «одного окна», и если десять лет назад этот показатель составлял всего 34%, то на текущий момент он возрос до 95,7 %. Напомним, сейчас на территории области расположено 27 филиалов МФЦ, 75 офисов МФЦ, 5 Центров оказания услуг для бизнеса, а также 2 окна в бизнес-зоне на базе Промышленного МФЦ города Смоленска. Это позволило упростить и повысить качество процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, сократить временные и материальные затраты заявителей на их получение.
Следует подчеркнуть, что с 2012 года количество видов услуг, которые предоставляются в МФЦ, увеличилось почти в три раза (в 2012 году предоставлялось 272 вида услуг; в 2022 году – 770 видов). Значительно вырос и общий объем услуг, предоставленных гражданам на базе МФЦ: со 161 тысяч в 2012 году до 719 тысяч в 2021 году. Постоянно расширяется спектр дополнительных сервисов в МФЦ.
Отметим, что в октябре 2019 года на базе перинатального центра ОГБУЗ «Клиническая больница № 1» г. Смоленска по поручению Алексея Островского было открыто территориально обособленное структурное подразделение МФЦ.
С 2020 года в рамках концепции МФЦ 2.0 по направлению «МФЦ – окно в цифровой мир» во всех филиалах проводится работа по популяризации механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Тем, кто желает получить услуги в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг или Регионального портала государственных и муниципальных услуг, но испытывающим затруднения при работе с электронными сервисами, организована помощь специалистов многофункционального центра в зонах самообслуживания. Кстати такая помощь очень востребована у смолян – рост желающих получить электронные услуги при содействии специалистов МФЦ за 2021 год составил 233% (в 2021 году содействие было оказано около 10 тыс. граждан; в 2020 году – 3 тыс. граждан);
Ещё напомним, с 2021 года в филиалах МФЦ в Смоленске (пер. Юннатов, д.10) и г. Вязьма (ул. Парижской Коммуны, д.13) появилась возможность оформить заграничный паспорт нового поколения с использованием программно-технического комплекса «Криптобиокабина». Теперь для получения биометрического загранпаспорта не требуется посещать МВД;
Кроме того, по поручению губернатора ведется работа по созданию филиала МФЦ в Заднепровском районе Смоленска – его планируют построить в микрорайоне Королевка.
Предпринимателям цифровое развитие региона тоже принесло только «плюсы». В регионе, начиная с 2016 года, поэтапно создавались центры оказания услуг для бизнеса (ЦОУ), работающие по принципу «одного окна». Сейчас функционируют пять таких центров: на базе ПАО Сбербанк и Банка ВТБ 24 (открыты в 2016 году), на базе Смоленской Торгово-промышленной палаты (открыт в 2018 году), в моногороде Дорогобуже на базе ПАО «Сбербанк» (открыт в 2019 году), на базе автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства Смоленской области» (открыт в 2020 году). В Промышленном филиале МФЦ города Смоленска дополнительно была создана специализированная зона обслуживания для бизнеса на два окна.
В ЦОУ можно подать документы на регистрацию юридического лица, воспользоваться услугами Росреестра и Кадастровой палаты, получить разрешение на строительство, проконсультироваться по действующим мерам поддержки бизнеса. Рост количества услуг, оказанных в ЦОУ, с 2018 года составил более 200% (в 2021 году оказаны более 28 тыс. услуг, в 2018 года – 9,2 тыс. услуг).
Также с 2019 года субъектам малого и среднего предпринимательства, включая сельхозтоваропроизводителей, предоставлена возможность подачи в МФЦ заявок на предоставление субсидий из областного бюджета. Услуги предоставляются по экстерриториальному принципу, таким образом, создаются благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства на территории Смоленской области.
Услуги в электронной форме
В регионе также ведется активная работа по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов в электронном виде.
Стоит отметить, что самой востребованной услугой в электронном виде стала запись на прием ко врачу. Напомним, эта опция стала доступна смолянам с 2018 года на РПГУ.
Жить «в цифре» смолянам стало намного удобней и проще. Так, к примеру, чтобы отправить своего ребенка в детский оздоровительный лагерь, больше не нужно стоять в многочасовых очередях, как это было ранее, - подать заявления можно в электронном виде, забронировать путевки. С 2018 года для удобства родителей была введена электронная запись в детский сад, благодаря чему стало возможным не только формировать заявление на зачисление в детский сад, но и отслеживать место ребенка в очереди. Уже более пяти лет смоленские родители используют сервис «Электронный дневник». Был настроен «Навигатор дополнительного образования детей», обеспечена возможность записи в спортивные кружки и секции через РПГУ. Реализован и проект по оценке качества школьного питания, позволяющий ученикам школ оценивать обеды через мобильное приложение с помощью QR-кода. Школьники активно пользуются приложением, принимают участие в голосовании о качестве школьных обедов, оставляют свои отзывы, жалобы и предложения. Создан чат-бот по вопросам реализации мер господдержки, касающихся выплат семьям с детьми от трех до семи лет.
Подчеркнем, что с января 2021 года на РПГУ смолянам стали доступны услуги «Вызов врача на дом» и «Запись на вакцинацию от COVID-19».
Также в регионе проводится политика по повышению «прозрачности» в разрешительных сферах деятельности за счет развития альтернативных традиционному (бумажному) способу обращения в органы власти. В том числе, обеспечена возможность подачи заявлений на РПГУ в части выдачи разрешений на строительство и получение градостроительного плана земельного участка; лицензий на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ; специального разрешения на перевозки негабаритных грузов; разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
В 2016 году был запущен веб-ресурс bus67.ru, с помощью которого пассажиры могут следить за движением пассажирского транспорта в Смоленской области по данным спутниковой навигации.
В декабре 2020 года на территории Смоленской области была запущена Платформа обратной связи (ПОС). В прошлом году к ПОС были подключены 100% органов исполнительной власти и местного самоуправления региона. Также к ПОС подключены более 700 организаций, осуществляющих публично-значимые функции (медицинских, образовательных и др.).
В 2021 году в соответствии поручением Президента Российской Федерации в Смоленской области была организована работа по переводу массовых социально значимых услуг (МСЗУ) в электронный формат. Из 79 МСЗУ, предоставляемых на территории Смоленской области, в 2021 году в электронный формат были переведены 77 услуг (Предоставление в электронном виде еще 2 услуг будет организовано в 2022 году (в соответствии с планом перевода МСЗУ в электронный формат).
112
До 2016 года в Смоленской области не было системы, объединяющей экстренные оперативные службы и позволяющей оперативно и эффективно реагировать на поступающие от населения вызовы экстренных оперативных служб. По распоряжению губернатора Алексея Островского в ноябре 2016 года на базе СОГАУ «Центр информационных технологий» был создан центр обработки вызовов «Системы-112», которым в круглосуточном режиме осуществляется прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112», с последующим их направлением в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб для организации экстренного реагирования.
С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упростился, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов «Системы-112», которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам. Оператор сразу видит и номер, и местоположение звонящего устройства. Количество обрабатываемых в ЦОВ «Системы-112» вызовов с 2017 по 2021 год выросло более чем в 6 раз (в 2017 году – 48 тыс. вызовов; в 2021 году – 309 тыс. вызовов). В декабре 2021 года ЦОВ «Системы-112» перешел в режим опытной эксплуатации на территории всех муниципальных образований Смоленской области. Теперь ежесуточно на единый номер «112» поступает почти 1200 звонков.
С момента создания «Системы-112» произошли существенные изменения в скорости реагирования на происшествия со стороны экстренных оперативных служб, а именно: среднее время организации комплексного реагирования сократилось на 93%; среднее время завершения комплексного реагирования сократилось на 26%.
Эти показатели свидетельствуют о том, что с развитием «Системы-112» в Смоленской области использование экстренных оперативных служб происходит более эффективно и рационально: ускорено реагирование и улучшено взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах населения.
На связи
На протяжении последних лет связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в Смоленской области. Рост происходит практически во всех сегментах отрасли связи: мобильной, телерадиовещании, а также в почтовой связи.
Напомним, в 2019 году в регионе провели полномасштабную работу по переходу на цифровое эфирное телерадиовещание. При этом для социально-незащищенных групп населения в областном бюджете были предусмотрены средства на компенсацию затрат при покупке спутникового оборудования. В результате охват населения телевизионным вещанием увеличился с 70% в 2012 году до 98,8% в 2021 году.
Регулярно увеличиваются и инвестиции в отрасль. Операторы связи реализуют на территории региона крупные проекты по модернизации инфраструктуры. Общее количество базовых станций сотовой связи на конец 2021 года превысило четыре с половиной тысячи.
Беспрецедентными стали масштабы строительства сетей связи с 2019 по 2021 год – как по федеральным проектам, так и по региональным. Так, в рамках регпроекта «Информационная инфраструктура (Смоленская область)» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» высокоскоростным доступом в Интернет были обеспечены 710 социально значимых объектов. Благодаря проекту высокоскоростной Интернет появился в 391 населенном пункте, в том числе, в сельской и труднодоступной местности.
За 2021 год в рамках реализации второго этапа проекта устранения цифрового неравенства на территории региона были построены 58 базовых станций. Запуск одной из первых в России базовой станции в рамках проекта состоялся в сентябре 2021 года в деревне Титково Кардымовского района.
В результате значительно выросли покрытие, скорость мобильного интернета и надежность сети, улучшилось качество обслуживания пользователей. Жители населенных пунктов, участвующих в проектах, получили возможность пользоваться всеми преимуществами современной мобильной связи, включая высокоскоростной доступ в интернет по технологии LTE (4G). Теперь местному населению станут доступны электронные госуслуги, онлайн-обучение, телемедицина, онлайн-банкинг и многие другие цифровые возможности.
Компетенции цифровой экономики
С 2020 года в рамках регпроекта «Кадры для цифровой экономики» трудоспособных смолян обучают компетенциям и технологиям, которые востребованы в условиях цифровой экономики. Всего за время реализации проекта обучены более пяти тысяч человек.
В 2021 году администрация области реализовала целый ряд инициатив, которые помогут в трудоустройстве студентам, выпускникам или молодым специалистам, стремящимся строить карьеру в сфере. Эти проекты являются, в том числе, и практической реализацией Программы по популяризации IT-специальностей в Смоленской области на 2021-2024 годы, разработанной с учетом предложений образовательных организаций и представителей бизнес-сообщества.
Фото: smolgazeta.ru, admin-smolensk.ru, pixabay.com