Люди в погонах

Сергей Голованов: Водители медленно, но становятся более дисциплинированными

5 июля 2012 года в 10:13
Как будет меняться схема дорожного движения в Смоленске, эффективны ли новые штрафы, будет ли решаться проблема парковок? На вопросы наших читателей, участников «Cмоленского автофорума» и пользователей Facebook ответили начальник УГИБД областного УМВД Сергей Голованов и руководитель отделения дорожной инспекции и организации движения Сергей Липатов. Они побывали в гостях у «СГ» 3 июля, в День работника госавтоинспекции.


О штрафах

- Здравствуйте. Во­первых, позвольте вас поздравить с профессиональным праздником.

- Спасибо.

- Традиционно, первый вопрос от редакции. Как вы оцениваете эффективность нововведений - речь, разумеется, о повышении штрафов.

С.Голованов:

- Если вы заметили, тонированных машин стало гораздо меньше. Конечно, до сих пор по улицам ездят авто с сильно затемняющей плёнкой, но мы продолжим работу в этом направлении. Что касается парковки в неположённых местах, в особенности, на остановках общественного транспорта или в местах, где создаются помехи движению, напомню: по регионам провинции штрафы возросли заметно, но не так сильно как в обеих столицах. Моё мнение может показаться кому¬то субъективным, но нельзя не согласиться, что нарушений в этой области стало меньше. К тому же мы занимается профилактическими мероприятиями, и всегда идём на встречу водителям, нарушившим правила. Многие соглашаются избавиться от неправильной тонировки на месте, но есть, конечно, и отдельные случаи. Тогда автоинспекторам приходится применять превентивные меры и снимать регистрационные знаки с машины провинившегося. А за езду без «номеров» со второго дня действия наказания можно получить штраф в пять тысяч.

- То есть смысл в новых поправках есть.

С. Голованов:

- Да. Если действовавшие ранее штрафы не так сильно били по карману нарушителей, то теперь последние несколько раз хорошо подумают, прежде чем преступать закон. Такая практика действует и за границей, где подобных нарушений гораздо меньше. В ряде европейских стран и государств СНГ меры, предпринимаемые к незаконным тонировке и парковке, аналогичны нынешним российским, если не строже. Например, тонировка полностью запрещёна в Таджикистане, Азербайджане и Португалии.

- Вопрос от Владимира Беликова. Он пишет: «Штрафовать за парковку в неположенном месте гораздо проще, чем строить стоянки. Выносите ли вы конкретные предписания городской администрации по поводу организации парковок, заездных карманов и т.п.?»

С.Липатов:
- Выдача предписаний органам местного самоуправления на устройство площадок, предназначенных для кратковременной стоянки транспортных средств, в полномочия госавтоинспекции не входит. А участия в согласовании проектной документации при строительстве, к сожалению, ГИБДД сейчас не принимает.

С. Голованов:

- Понятно, что когда приехал человек в торговый центр, машину нужно куда¬то поставить. В крупных комплексах типа «Метро» этот вопрос решается – там предусмотрены места для парковки, на дороге машины никто не бросает. Надо этого принципа и придерживаться, чтобы не создавать помехи для других автомобилистов, для общественного транспорта.

- Но в центре Смоленска мест для парковки катастрофически не хватает, а платить по полторы тысячи рублей штрафа за стоянку в неположенном месте люди просто не смогут.

С. Голованов:

- Наша задача – не оштрафовать как можно больше автомобилистов, а добиться, чтобы был порядок на дорогах. Как этого достичь? Знаете, сколько стоит парковка в центре Лондона?

- Фунтов 70-80, кажется.

- А в центре Смоленска - ничего не стоит. Наверное, поэтому за рубежом очень модно передвигаться на велосипедах. Здесь нужно комплексно работать. В том числе организовывать платные парковочные места. Но и самим смолянам, считаю, нужно соизмерять возможности передвижения по городу на автомобиле с пропускной способностью улиц, особенно в центре. Смоленск не такой большой город. Может, иногда лучше прогуляться лишние 300¬400 метров.

– А может, пригласить в Смоленск специалиста по организации дорожного движения? Чтобы он оценил ситуацию, дал рекомендации, как оптимизировать трафик?

С. Голованов:

– Мы согласны, что должна быть такая организация, которая мониторила бы ситуацию и подсказывала, как лучше организовать дорожное движение. Я на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, которой руководит губернатор, предложил создать при областной администрации специализированную структуру, которая бы компетентно рассматривала такие вопросы. В некоторых регионах есть подразделения, которые занимаются в том числе и согласованиями проектов по дорогам, стоянкам, светофорам и т.п. Мы заинтересованы в том, чтобы по этим вопросам принимались обоснованные и продуманные решения, а не так, что кому-то показалось, что вот здесь нужно так сделать, а здесь – так. Плюс ко всему есть ГОСТы.

И ещё одна тема очень актуальная и болезненная для всей страны – это нерегулируемые пешеходные переходы. У нас количество наездов на людей на таких переходах возросло по сравнению с прошлым годом примерно на 60%. Некоторое время назад на Большой Советской в Смоленске через каждые 20-30 метров был пешеходный переход. Большинство их демонтировали, и аварийность заметно снизилась. А если бы такая организация, о которой мы говорим, существовала бы, всё было бы изначально просчитано.

– Я в Белоруссии видел объявление на столбе рядом с пешеходным переходом – выдержки из правил о том, что пешеход обязан перед переходом убедиться в безопасности.

– Совершенно верно. Я, когда бываю в Белоруссии, тоже на такие вещи обращаю внимание. Витебск примерно такой же по размерам, как Смоленск. Но в прошлом году там на дорогах погибли за весь год всего восемь человек. А в Смоленске, если не ошибаюсь, около 40. Здесь складывается всё в комплексе: и организация дорожного движения, и то, что санкции у них повыше, и менталитет.

О дорогах

– Ещё один сводный вопрос от жителей города: как ГИБДД реагирует на бардак и безобразие, а иначе и не назовёшь, которые творятся у нас с дорогами? Лето в разгаре, нужно ремонтировать вовсю, а в Смоленске делают только улицу Крупской.

С. Голованов:

– Мне, как главному государственному автоинспектору региона, тоже непонятны многие вещи. Я постоянно ставлю перед местной администрацией эти вопросы. Отвечают «у нас нет денег» или «мы не вовремя провели конкурсы». Естественный вопрос: а вы что, не знали, что будет лето? Я не знаю, чем это объяснить. Вот на дорогу Москва – Минск, как только потеплело, выводят технику, начинают ремонты. Понятно, что это федеральная трасса. Но можно же всё нормально организовать. У нас – нет. Хотя деньги выделяются, план ремонта дорог города есть, проекты тоже. Но реконструкцию Большой Советской, насколько нам известно, начнут не раньше сентября.

– А когда будет определённость со схемами объезда?

С. Липатов:

– Мы внесли свои предложения, но нам пока документы по схеме объезда не предоставили. Можно сказать только, что улица будет закрываться частично. Хотя первоначальный вариант, который нам показывали, предполагал полное перекрытие движения. Мы сказали: нет, движение, хотя бы минимальное, должно остаться, иначе мы парализуем весь центр. По Дзержинке в её нижней части ехать невозможно, сами видите. Плюс въезд на площадь Победы – в часы пик хвост выстраивается аж до «Урожая». Что будет твориться там, если перекрыть Большую Советскую? Мы исключили этот вариант. Мы предложили пересмотреть всю схему организации дорожного движения в центральной части города с учётом реконструкции Большой Советской.

– Сколько предписаний было выдано в этом году по поводу состояния дорог?

– По области – больше тысячи, в Смоленске – порядка 130 предписаний вручены должностным лицам местного самоуправления, руководителям дорожно­коммунальных организаций.

– А толк есть какой­то?

– Есть. Но очень много жалоб на неудовлетворительное состояние проезжей части. Всё¬таки приходится их подталкивать, привлекать к административной ответственности. И решения судебные есть по руководителю городской администрации Смоленска.

– Его оштрафовали на десять, кажется, тысяч.

– Да, таков размер санкции по закону за невыполнение предписания.

– Боюсь, такими мерами серьёзно ситуацию не изменить. С автомобилистами вам всё-таки проще. У вас же федеральная структура, речь идёт о безопасности, о жизнях людей, в конце концов...

– Есть федеральный закон о безопасности дорожного движения. Он касается всех. В этом законе конкретно написано: за безопасность дорожного движения, за его организацию отвечает администрация конкретного населённого пункта. Все они это прекрасно знают, но ссылаются на то, что нет денег на ремонт, либо говорят, что виноват подрядчик, как при ремонте улицы Дзержинского.

О «Минке»

– Что можно сделать для снижения аварийности на трассе Москва – Минск? (Вопрос Владимира Иващенко, журналиста «ГТРК-Смоленск».)

С. Голованов:

– На этой трассе, как и в целом по региону, уменьшилось количество ДТП с человеческими жертвами. За шесть месяцев прошлого года погибли на дорогах 92 человека, в этом#8195;– 85. В прошлом году было 278 погибших. По программе безопасности дорожного движения мы должны снизить этот показатель хотя бы до 200, а в перспективе ещё больше. За счёт комплекса мер безопасности движения. Здесь и техника, здесь и люди, здесь и пропаганда, и организация движения.

Практически через каждые 30-40 километров у нас есть мобильный пост. Не так много, как нам хотелось бы. При сокращении личного состава выход вижу в более широком использовании современных технических средств. Сейчас на трассе установлены два комплекса фотовидеофиксации скоростного режима – в Вязьме и Дивасах. А при реконструкции магистрали планируется установить ещё порядка десяти¬пятнадцати таких комплексов, всё будет зависеть от выделения денежных средств. Также мы используем скоростомеры «Арена» и «КРИС¬П» на мобильных передвижных пунктах.

Трасса будет постепенно расширяться до трёх полос в каждом направлении. Сейчас эти работы идут в Москов­ской области. Мы свои предложения передали руководству дороги, в Росавтодор. Самая большая проблема – это выезд на встречку. Разделительные полосы, барьеры мы рекомендуем устроить практически по всей длине трассы. Ну и с наступлением весны и лета больная тема – лоси, косули, которые пересекают трассу. Мы порекомендовали вдоль трассы выставлять барьерные ограждения, чтобы животные не могли выйти на проезжую часть.

Вообще можно выделить четыре основные причины аварий, не только на «Минке», но и по всей области. Это управление автомобилем в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения и то, что люди не используют ремни безопасности. Будем активизировать работу в этих направлениях, применять все меры в комплексе. А если нам ещё и водители будут помогать, с пониманием относиться к вопросам безопасности дорожного движения, результат наших усилий будет более ощутим.

О светофорах, поворотах и разметке

– Теперь ещё несколько вопросов с автофорума и из Facebook, которые касаются конкретных вещей, с которыми смоляне сталкиваются каждый день. Андрей Володченков спрашивает: почему на дороге из Богородицкого нарисован поворот налево из правого ряда?

С. Липатов:

– Разберёмся.

– Он же, кстати, недоумевает: пытался сообщить о пьяном на дороге, но не так и дозвонился вам!

С. Голованов:

– Возможно, он звонил в УВД. Телефон нашей дежурной части 41¬88¬71. На нашем сайте, 67.gibdd.ru, есть телефоны дежурных частей всех подразделений автоинспекции по области.
Кстати, в последнее время к нам стали обращаться намного больше по теме пьяных водителей. Только вчера было порядка 7¬8 звонков. В таких случаях направляем на место экипажи автоинспекции, подключаем ППС и другие службы. Хочу сказать тем гражданам, которые нам звонят, большое спасибо.

– Вопрос от Валерия Жупикова. Он пишет: «Пусть отладят работу светофоров на перекрёстке Николаева – Гагарина. Полный бардак после введения новой схемы проезда».

– Там сделали регулируемый пешеходный переход, поэтому поставили дополнительные «стрелочки» на светофоре. Проблема такова. Когда выезжаешь с Николаева на Гагарина, с правой стороны там паркуются автомобили, а с левой – трамвайные пути. Практически водителю там остаётся минимум пространства. Такое бутылочное горлышко прямо на повороте. Очень неудобно. Сейчас будем смотреть дополнительно это место. Хотя мы уже попытались подрегулировать при помощи светофора. Попросили пересчитать цикл: в каком направлении увеличить время, пока горит зелёный, в каком – красный подольше сделать. Какое-то улучшение есть, но это больше касается поворота направо в сторону «Гамаюна» со стороны Гагарина. А вот что касается выезда с Николаева на Гагарина, там надо смотреть, вплоть до того, что, может быть, машины, которые там припаркованы, убирать.

– Вопрос с автофорума от пользователя под ником Геодезка по поводу работы светофора на Киселёвке, на ул. Петра Алексеева: что за странный режим и когда его отрегулируют?

С. Липатов:

– Проектировщик, который занимался этим светофором, посчитал, что он сделал оптимальный режим работы для движения транспорта и пешеходов. Но он ни в какие рамки не входил. Вчера по этому поводу было заседание в мэрии. Мы этот режим запретили и дали некоторое время администрации Смоленска выбрать наиболее удобный, который соответствует требованиям ГОСТа.

– Пользователь Дафт спрашивает, будет ли возвращено нормальное движение по площади Победы, которое было до того, как начали строить подземный переход. Тогда потоки разъезжались во множество поворотов, и всегда было свободно, считает он.

С. Голованов:

– Мы буквально в конце прошлого года с помощью автофорума мониторили ситуацию. Как ни удивительно, число тех, кто за возвращение старой схемы, и тех, кто за ту, что существует сейчас, поделилось практически пятьдесят на пятьдесят. По информации городской администрации, вопрос связан с переносом остановок общественного транспорта. Есть вопрос по Тенишевой. Мы предложили там перенести остановки чуть подальше, хотя бы метров на пятьдесят. Уже будет проще ехать. Чтобы не было так: ты выезжаешь, и тут все стоят.

– АИ-67 интересуется, сколько у нас в городе экипажей ДПС на дежурстве.

– Численность сотрудников городского батальона ДПС порядка 130 человек. Считайте, сколько у нас может выйти с учётом больничных, выходных. Обычно в нарядах порядка 30 сотрудников у нас работает, не считая тех сотрудников, которые заняты оформлением ДТП.

– Пользователь Дэнвесс пишет: после того как запретили повороты налево на Хлебозаводском переулке и Трамвайном проезде, все едут разворачиваться на 25 Сентября. Отсюда пробки, увеличение количества аварий, небезопасный пешеходный переход.

– Изначально мы отменили левый поворот по одной простой причине – когда авто начинает двигаться со светофора, буквально через 30¬40 метров утыкается в левый поворот. Ехать некуда, потому что стоит машина, поворачивает налево. Естественно, образуется хвост. По большому счёту, чтобы развернуться, нужно проехать вперёд всего метров 60¬70. Сейчас идёт расширение проезжей части на Крупской до трёх полос движения в каждом направлении. Когда оно закончится, посмотрим, как дальше быть. Сейчас там две полосы, справа – остановка общественного транспорта. Если слева стоит поворачивающая в Хлебозаводской переулок машина, куда людям ехать? Они все ждут, пока либо автобус уедет, либо машина повернёт.

– Ещё с автофорума вопрос. Для чего нужен пешеходный мост в Южном? Пешеходы как бегали через дорогу, так и бегают. Бедные бабули¬дачницы с сумками данный перевал не осилят...

– В чём вопрос? Зачем построили пешеходный переход? В том месте люди гибли под колёсами автомобилей.

О проверках и «Стрелке»

– Иван Ишкин спрашивает: «Почему сотрудники ДПС без всяких на то причин утром в субботу и воскресенье часто тормозят все подряд машины и проверяют документы. Должен ли я предъявлять их? Меня же остановили на посту, и как отказаться, чтобы не нарваться на всякие придирки типа что я такой умный, всё ли у меня есть, трезвый ли я».

С. Голованов:

– Вот именно: трезвый ли водитель? Мероприятия мы проводим по выходным дням специально для выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения.

– После вечеринок?

– Естественно. Другого способа выявить пьяного водителя, кроме как остановить машину и посмотреть на его внешний вид, к сожалению, никто не придумал. В регламенте дорожно­патрульной службы написано, что остановка транспортных средств для проверки документов разрешена в местах организации стационарных постов ДПС. И есть сноска: за исключением проведения специальных мероприятий, когда сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль на своё усмотрение. Например, если объявлена операции «Перехват» или поступила ориентировка, что совершено преступление на транспортном средстве. Здесь аналогичная ситуация. Это специальное мероприятие по выявлению водителей в состоянии алкогольного опьянения. Так что такая проверка вполне правомерна.

– Вопрос от пользователя под ником Пух: когда появятся эвакуаторы?

– Соответствующий областной закон разработан. Когда Дума его примет, будут проводиться аукционы, заключение договоров. Те коммерсанты, которые захотят, будут с администрацией заключать договоры на услуги эвакуатора и штрафной стоянки.

– Очень больной вопрос ставит пользователь под ником Фольксваген: «Когда наконец можно будет спокойно проехать светофор на повороте с Соболева на Советскую, не ожидая проезда торопыг из самопровозглашённого второго ряда, не рискуя быть подрезанным ими же на самом перекрёстке? Когда можно будет там безопасно двигаться без риска для здоровья и имущества»?

С. Липатов:

– Да, можно будет. Этот перекрёсток вошёл в проект реконструкции Большой Советской. По окончании реконструкции, нанесения разметки и установки знаков, думаю, проблема будет решена.

– Во всём городе нарисованные «зебры» напрочь облезают после первого дождя. А упразднённый в РТС переход, сколько его ни замазывают, всё виден, несмотря на обильный трафик. Нельзя ли у строителей узнать тайну и повсеместно использовать их опыт?

– Всё зависит от качества покрытия, от погоды, в которую был уложен асфальт, от качества материалов, из которых сделана разметка. Там уложен пластик, и краска с него просто слезает. А в городе использовали дешёвую нитрокраску.

С. Голованов:

– По ГОСТу, его положено демонтировать, а не закрашивать. К сожалению, у нас опять возникают технические вопросы. Мы выдаём предписания, а организация, которая этим должна заниматься, отвечает, что у неё нет соответствующего оборудования, а стоит оно очень дорого.
Новая разметка в Смоленске теперь будет только из современного пластика, со светоотражающими элементами.

– Какие действия предпримет ГИБДД, если нарушитель отказался растонировать машину, а снять номер технически невозможно? Например, он приварен или болт заржавел.

– Водитель обязан снять номерной знак. Вообще, по ГОСТу, нельзя приваривать.

– ТСЖ голосованием решило сделать автостоянку на придомовой территории, которая оформлена в собственность дома, на месте детской площадки. Жители соседних домов ежедневно вызывают ГИБДД, и её сотрудники ежедневно составляют протоколы за парковку в неположенном месте. На документы о том, что эта земля отдана под стоянку, не реагируют. Кто прав?

– Возможно, по документам там стоянка, а на деле был газон. Но в зелёной зоне не может быть парковки – либо то, либо другое. Путь организуют парковку соответствующим образом – отсыпают гравием, устанавливают бордюры.

– Очень многие на форуме интересуются: правда ли, что систему видофиксации «Стрелка» не берёт ни один радар­детектор?

– Не думаю, чтобы разработчики комплексов фиксации ставили себе целью посоревноваться с техническими гениями, которые производят радар­детекторы. Ну, если «антирадары» не обнаруживают комплекс – значит, хорошо. Водители будут ездить аккуратней. Мы, в общем, и не скрываем места расположения стационарных комплексов фотовидеофиксации. В регионе их установлено пять: на трассе М1 в Вязьме и Дивасах; по Смоленску – в микрорайоне Южный, на ул. Кутузова и Витебском шоссе. Сейчас они работают в тестовом режиме. Плюс более 20 передвижных, которые работают в автоматическом режиме.

– Дмитрий Тихонов в Facebook интересуется: существуют ли какие­либо правила перехода внутри дворовых территорий. Можно ли штрафовать человека за неправильный переход дороги, расположенной во дворе дома?

– Если это жилая зона, есть специальные требования при передвижении автомобиля. Скорость там должна быть не более 20 км в час, водитель должен уступать дорогу пешеходам. Дворовая территория предназначена только для передвижения людей, не для сквозного проезда. Это далеко не магистраль. Но человек, который там идёт, тоже должен убедиться в безопасности при переходе проезжей части. Каких¬то санкций в кодексе, насколько я знаю, не предусмотрено за это.

– Спасибо.

– И вам спасибо. В заключение хочу поздравить всех сотрудников ГИБДД с профессиональным праздником и пожелать им и их близким здоровья и удачи.
Инспекторов не хватает, водители начинают пить и наглеть
Автоинспекторы стали гонщиками

Другие новости по теме