Главный смоленский наркополицейский Александр Митюков: 100 дней в новой должности
В Управлении ФСКН по Смоленской области прошло заседание круглого стола, основной темой которого стали меры, усиливающие борьбу с употреблением наркотиков среди молодёжи. Не менее остро стоял и вопрос о создании правовых механизмов для прохождения наркоманами курса освобождения от своей пагубной зависимости, с последующим курсом реабилитации.В работе круглого стола приняли участие начальник УФСКН России по Смоленской области Александр Митюков, заместитель начальника Департамента Смоленской области по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с административными органами Александр Мартышев, заместитель главного врача наркодиспансера Николай Мартынов, а также представители прокуратуры, ФСИН, члены антинаркотической комиссии, общественных организаций и смоленские журналисты.
Современная ситуация с употреблением наркотиков в России в целом и нашей области в частности непростая – число наркозависимых с каждым годом возрастает. Всего в нашей стране зарегистрировано более двух с половиной миллионов наркоманов. Абсолютное большинство (90%) из них употребляют всевозможные опиаты.
В таких условиях необходимо всерьёз задуматься над тем, как снизить сам спрос на наркотики. Основой для этого вполне может явиться государственная антинаркотическая стратегия, утверждённая Президентом РФ до 2020 года.
Но в законодательстве пока отсутствуют правовые механизмы, побуждающие к лечению наркоманов. Основная их часть – это молодые люди до 40 лет, по каким-либо причинам полностью или частично утратившие правильные социальные ориентиры. Именно они традиционно формируют устойчивый спрос на наркотики, а также умышленно или косвенно вовлекают в наркоманию других людей.
Стоит отметить, что вопрос о введении уголовной ответственности не только за производство, сбыт и хранение наркотиков, но и даже за их употребление, - один из самых острых и обсуждаемых в последнее время. Кроме того, предлагается ужесточить ответственность за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков, а также за организацию наркопритонов.
Имеющиеся на данный момент «вытрезвители» для наркоманов могут лишь помочь им избавиться от ломки, но никак не побуждают их коренным образом изменить свою жизнь – пришёл, «поломался», получил дозу наркотика и пошёл дальше добывать деньги.
Чтобы наркоман навсегда избавился от зависимости, его надо чем-то занять – это работа для опытных психологов, способных вернуть человеку смысл жизни. У нас в области действует несколько некоммерческих общественных организаций, которые помогают людям вновь вернуться в общество. В рядах их участников и даже руководителей немало бывших наркоманов, раз и навсегда сказавших твёрдое «нет» наркотикам. Перевод этой, в большинстве своём, энтузиастской, деятельности под государственное финансирование и контроль значительно уменьшило бы армию наркоманов.
Сразу после круглого стола в кабинете начальника УФСКН по Смоленской области прошла пресс-конференция, приуроченная к 100 дням с момента вступления в должность Александра МИТЮКОВА:
- Чем для наркодилеров является наша область – перевалочной базой, транзитным регионом или чем-то ещё?
- Смоленщина, в силу своего географического положения и расположения на её территории трассы федерального значения, - это, безусловно, транзитный регион. Основной поток перевозимых наркотиков направлен на крупные мегаполисы – Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и другие. Там их можно продать значительно дороже. У нас, к счастью, оседает лишь небольшая часть смертельного товара. Тем не менее, Смоленская область – это достаточно важное звено в наркотрафике.
- Можно ли говорить о существовании у нас наркомафии, в общепринятом смысле этого слова?
- В таких масштабах, как, например, в Колумбии или Афганистане, её, конечно же, нет. Но, как всем известно, у нас проживают люди определённых народностей, для которых торговля наркотиками (а заодно – и «левым» алкоголем) давно стала образом жизни, народным промыслом. В этот бизнес вовлечены целые кланы. При этом их ничего не пугает – даже немалые сроки. Так, например, совсем недавно одного торговца приговорили к 20 годам тюрьмы.
- Хватает ли вам сил и средств для борьбы с наркоторговцами?
- Безусловно, всё необходимое у нас имеется. Кроме того, в нашей борьбе мы далеко не одиноки. Работаем в тесном взаимодействии с милицией, УФСИН, ФСБ. Хочу отметить, что быть наркополицейским – это не работа, это образ жизни. За долгие годы существования сложился крепкий коллектив профессионалов, фанатов своего дела. Работать зачастую приходится семь дней в неделю и почти без сна. Особое внимание мы уделяем «чистоте» кадров, их неподкупности. Мы постоянно проводим рейды по ночным клубам и другим местам отдыха молодёжи, и это приносит свои результаты.
- Вы долгое время работали в Костромской области, скажите, где наркотиков больше – у нас или там?
- Могу сказать одно – у нас, к сожалению, больше в силу положения и наличия своей сырьевой базы – здесь, в отличие от Костромы, растёт конопля и мак.
- Помимо общеизвестных причин наркомании, можете ли назвать какую-то не менее важную?
- Думаю, что одна из причин того, что наркозависимый человек не завязывает, заключается в том, что он боится за свою анонимность. А причины, побуждающие «чистых» пробовать наркотики, – природная любопытность, поиск новых ощущений и, нередко, так называемый, «стадный инстинкт».