Домашний арест вместо заключения
В 1998 году уголовно-исполнительная система была отделена от МВД. В само понятие «наказание» стали вкладывать больше, чем просто возмездие за совершённое преступление. Осуждённым дают шанс на свободе исправить свою вину. Инспектор УИН – не надзиратель, он в первую очередь психолог, от которого зависит судьба сотен людей.В кабинет начальника уголовно-исполнительной инспекции №7 по г. Ярцеву Романа Ершова Сергей пришёл искать правду жизни. Восемь лет, проведенные в колонии, дали время осмыслить свою прежнюю жизнь, начинать новую оказалось невероятно трудно. Обмен паспорта совпал с отсидкой, документ выдали, но без прописки. Вот уже полтора года после освобождения мужчина ночует по друзьям и подрабатывает там, где берут без прописки. Все его мечты свелись к своему углу в общежитии, но получить его без регистрации невозможно. Свою квартиру при разводе оставил жене ещё до тюрьмы, место в общежитии давно потеряно. Аккуратно одетый, как видно, непьющий, готовый к любой работе, но очень потерянный в жизни. Вся бравада в виде наколок на руке осталась в прошлом, в настоящем он никак не может сориентироваться.
- Так построена сегодня система, что лица, освобождающиеся на свободу, остаются один на один со своими проблемами,- объясняет Роман Владимирович уже после того, как в очередной раз проконсультировал Сергея. - Наша инспекция создана для работы с осуждёнными, не лишёнными свободы. За помощью Сергей пришёл сюда, потому что на зоне человек, если он не из преступной среды, всегда ищет внутреннюю поддержку у администрации колонии. Здесь, на свободе, ему некуда идти. Конечно, он не наш подопечный, но хочется помочь человеку.
Люди после колонии чувствуют себя неприкаянными. Перед Сергеем у Романа Владимировича был другой человек. Тому повезло больше, родственники простили все обиды и помогают заново начать жить после долгой отсидки. Мужчина говорит, что Ярцево за восемь лет отсутствия не узнал, всё изменилось, он же, по сути, остался в прошлом веке.
Контингент инспекции - это те, кто осуждён без изоляции от общества: обязательные и исправительные работы, ограничение свободы, условный срок, есть и такая категория, как досрочно освобождённые женщины, имеющие детей до 14 лет. Таких сегодня 280 человек, за год же через инспекцию в общей сложности проходит около 400 человек. Одних снимают с учёта, других ставят, но кто-то, к сожалению, срывается, и условное наказание заменяется лишением свободы. Таких в прошлом году было 16 человек.
Люди по-разному настроены на жизнь. При этом очень важно, кто находится рядом с ними. Несколько лет назад в инспекцию так же, как Сергей, приходил мужчина, оставшийся без прописки после возвращения из мест лишения свободы. Он жил под мостом как бездомная собака, проблема казалась неразрешимой, но одна женщина приютила у себя фактически бомжа, и он вернулся к жизни. Далеко не всем так везёт.
Система наказания – это целая наука, до начала 20 века уже существовало 24 философские системы, обосновывающие право наказывать лиц, совершивших преступление, и около 100 отдельных теорий наказания. Каждое время несёт свои формы. Сегодня одна из новых – домашний арест, когда человек не имеет права без разрешения покинуть район, до четырёх раз в месяц отмечается в инспекции, помимо личного контроля инспектора. Домашний арест – альтернатива строгому наказанию, он может заменить через определённое время пребывание в колонии при условии соответствующего поведения. Такие граждане уже в скором будущем пополнят списки стоящих на учёте в инспекции, не потому что надо срочно разгрузить тюрьмы. Любое наказание имеет под собой более сложную основу: человек не должен ожесточиться, наказание должно воспрепятствовать вновь нанести вред обществу.
Уголовно-исполнительная инспекция уже десять лет как самостоятельное звено в системе правосудия. Постепенно идёт техническое переоснащение службы. Государство меняет тактику наказания: зона многих ломает, оставаясь на свободе, пусть даже ограниченной, у человека больше шансов встать на путь истинный. Количество подопечных в УИН возрастёт. Правда, сегодня на каждого инспектора приходится гораздо большее число подконтрольных граждан, чем положено по норме.
Роман Ершов в инспекции работает уже десять лет, за это время перед глазами и через душу прошли сотни потерянных судеб. По мнению Романа Владимировича, люди не меняются, а вот жизненные обстоятельства оказывают большое воздействие. Так, во времена безработицы возрастает количество повторных преступлений. Инспекторам уголовно-исполнительной инспекции хорошо видно наличие или отсутствие профилактической работы с потенциальными правонарушителями со стороны милиции – нет контроля, человек имеет больше соблазна зайти за черту дозволенного.
- От правильно избранной меры наказания зависит дальнейшая судьба человека. На многих людей воздействует даже сама публичность наказания. Нас тоже зачастую просят не сообщать на работу по тому или иному поводу. Если человек боится, что к нему будут по другому относиться, он не потерян для общества. Инспектор нашей службы – это не только юрист, но и хороший психолог. Потребуется немало времени, чтобы человек раскрыл свою душу, без этого помочь ему трудно. Ищем подходы к каждому. Хотелось, чтобы по окончании срока наказания у человека остались тёплые впечатления от общения с нами.
По мнению Романа Владимировича, некоторые граждане попадаются совершенно нелепо, кто-то из-за своей безграмотности – сегодня, чтобы идти в ногу с жизнью, среднего образования недостаточно. К сожалению, немалый процент (примерно 25%) стоящих на учёте – женщины. Особое беспокойство вызывают молодые дамы, до 22 лет, у которых амбиции заглушают разум. Теперь среди контингента УИН и несовершеннолетние преступники. Сейчас суды дают и этой возрастной категории серьёзные наказания. С подростками работа особая. В этом плане плодотворным оказалось сотрудничество с героико-патриотическим центром «Долг», который занимается поисковой работой. По началу несовершеннолетние хулиганы комплексовали на мероприятиях центра, теперь посещают их с удовольствием, участвуя в спортивных мероприятиях и вечерах памяти. В сентябре уголовно-исполнительная инспекция запланировала ряд профилактических мероприятий совместно со службой Госнаркоконтроля: лекции, показ видеофильмов. Такие акции мимо сознания подростков не проходят.
В планах инспекции установка тесных контактов с центром занятости населения. В обязанности инспекторов не входит трудоустройство подопечных, но помочь в какой-то ситуации, порекомендовать то или иное место работы, будет ощутимой помощью.
Беседа с Романом Владимировичем неожиданно раскрыла такие стороны работы уголовно-исполнительной службы, о которых поначалу и не предполагалось. Помимо большого количества документов, проверок чисто человеческое участие в работе инспектора всё же вышло на первое место. Служба, на которую государство возлагает большие надежды, избрала самый верный путь.