Семь важных вопросов об обращении в полицию

Фото: © пресс-служба УМВД России по Смоленской области

Люди в погонах

Семь важных вопросов об обращении в полицию

14 февраля 2023 года в 17:20

К кому обращаться с заявлением о преступлении? А имеют ли право отказать в регистрации? Как узнать о принятом решении? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника штаба УМВД России по Смоленской области полковник внутренней службы Сергей МАКАРОВ.

– Сергей Викторович, поясните нашим читателям, что такое учётно-регистрационная дисциплина?

– Учётно-регистрационная дисциплина – это одно из направлений деятельности органов внутренних дел. Каждое сообщение и заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии должно быть в установленном законом порядке зарегистрировано, и в установленные сроки по нему должно быть принято решение, о чём гражданин, обратившийся с заявлением или сообщением, должен быть уведомлён.

В УМВД России по Смоленской области существует специальное подразделение – отдел контроля учётно-регистрационной дисциплины. Сотрудники отдела контролируют это направление деятельности, проводят проверки. Сотрудники органов внутренних дел и их руководители, допустившие просчёты и нарушения учётно-регистрационной дисциплины, привлекаются к дисциплинарной ответственности. Это направление находится на особом контроле руководства УМВД.

– Куда может обратиться гражданин, чтобы сообщить о преступлении, об административном правонарушении или о происшествии?

– Заявить или сообщить о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии вне зависимости от места и времени совершения противоправного деяния либо возникновения происшествия можно в любой территориальный орган внутренних дел.

Приём заявлений и сообщений граждан осуществляется круглосуточно в дежурных частях. Необходимо отметить, что при личном обращении в дежурную часть заявителю выдаётся талон-уведомление о приёме и регистрации заявления, в котором указывается его регистрационный номер, дата и время приёма, сведения о сотруднике дежурной части, принявшем заявление.

Вне пределов административных зданий территориальных органов внутренних дел или в тех территориальных органах, где не имеется дежурных частей, принять заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии обязан любой сотрудник органов внутренних дел, к которому обратился гражданин.

Возможно подать заявление посредством официального сайта УМВД России по Смоленской области путём заполнения соответствующих реквизитов электронной формы заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

– Имеет ли право полиция отказать гражданину в приёме заявления или сообщения?

– Органы внутренних дел вне зависимости от полноты сообщённых гражданином сведений, а также иных обстоятельств обязаны принять и незамедлительно зарегистрировать каждое поступившее заявление и сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.

– Существует ли определённая форма предоставления в полицию заявления (сообщения) гражданина о противоправных посягательствах?

– Установленной формы заявления или сообщения не предусмотрено. Гражданин вправе обратиться в полицию как с устным сообщением, так и с письменным заявлением. При этом информация о совершённых противоправных деяниях может быть изложена в свободной форме.

– Может ли гражданин обратиться в полицию анонимно?

– Закон оставляет за гражданами право сообщить в полицию о противоправных действиях анонимно, то есть без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ. Однако следует помнить, что анонимное заявление или сообщение, за исключением содержащего сведения о совершённом или готовящемся террористическом акте, не будет зарегистрировано.

– В какой срок должно быть рассмотрено заявление (сообщение) гражданина?

– Сроки рассмотрения заявлений и сообщений граждан определены законом и напрямую зависят от содержания заявления.

Так, решение по результатам проверки сообщения о преступлении должно быть принято в срок не позднее трёх суток со дня его поступления. При определённых условиях этот срок может быть продлён до десяти и даже до тридцати суток. Это возможно при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, проведения оперативно-разыскных мероприятий и так далее.

К примеру, по факту причинения телесных повреждений для принятия законного решения необходимо определить степень тяжести вреда здоровью, для чего назначается судебно-медицинская экспертиза. Если гражданин проходил лечение более трёх суток или более десяти суток, закончить экспертизу не представлялось возможным. В этом случае срок рассмотрения сообщения будет продлён до тридцати суток.

– Каким образом можно узнать о результатах рассмотрения заявления (сообщения)?

– Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа.

Наталья ИВАКО

Справка «СГ»

В январе – декабре 2022 года зарегистрировано 228 338 (+6,2%) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Наибольший удельный вес в общем числе принятых решений по сообщениям о преступлениях составили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела – 66,4%. Решения о передаче по подследственности, территориальности приняты по 22,9% сообщений, о возбуждении уголовного дела – по 10,7%.

Отмечается положительная динамика по соблюдению сроков рассмотрения сообщений о преступлениях. Количество сообщений о преступлениях, разрешённых в срок до 3 суток, возросло на 2,4%. Их удельный вес составил 49,7%.

Николай Терещенков назначен заместителем начальника Управления МВД России по Смоленской области
В линейном отделе МВД России на станции Смоленск прошёл «Гражданский мониторинг»

Другие новости по теме